Противодействовать помыслам

«Не искоренители помыслов, но противоборники»

Как бороться с греховными помыслами? Как правильно понять законы духовной жизни и как им следовать? Протоиерей Андрей Овчинников, посвятивший этой теме свою книгу «Основной инстинкт или блудная страсть?» (она опубликована в издательстве «Даниловский благовестник»), дает советы, опираясь на опыт старцев из раннехристианской истории.

…Другой старец сказал о том же помысле: «Веди себя так, как проходящий по торжищу мимо харчевни и ощущающий запах вареной пищи или чего-нибудь жареного. Кто хочет, входит в харчевню и ест. А кто не хочет, тот, проходя мимо, ощущает только запах и уходит. Так и ты охраняй себя от смрада, встань и помолись, говоря: “Сыне Божий, помоги мне!” Так же поступай и с другими помыслами, ибо мы не искоренители помыслов, но противоборники».

Вот важная мысль в завершение поучения: «Мы не искоренители помыслов». Достичь полного искоренения греховных помыслов нам не удастся, так как состояние бесстрастия для нас невозможно. Но мы – противоборники, то есть постоянно этим помыслам сопротивляемся. И если нас Господь призовет в этом состоянии, мы спасемся, потому что нашему времени дано именно это делание: противостоять злу. Мы должны всем своим жизненным укладом не соглашаться с тем, как живет современный человек, оторванный от Церкви.

Это несогласие не означает, что нужно осуждать, гневаться, постоянно кого-то обличать. Нет, несогласие должно быть внутренним. Мы должны еще и пожалеть людей, которые не знают, как жить правильно. Потому что человек сейчас подвергается такой информационной обработке, что порой просто теряется как личность. Каких только средств связи не увидишь в руках у людей! Порой кажется, что они хотят вместить в себя всю информацию, которая есть в мире.

Но ведь человек не всеядное животное, чтобы потреблять все подряд: и грязное и чистое, и доброе и злое, и ложное и истинное. Некоторые, впрочем, так и живут, стремясь все пройти и во всем разобраться. Но это очень наивно. Церковь, наоборот, говорит человеку, что нужно себя оберегать; вбирать в себя все подряд – значит заниматься самообманом.

Любое дело требует четкого плана. Хочешь разводить цветы, – значит, какое-то время должен заниматься подготовкой почвы. А если семена просто бросить в землю, вряд ли что-нибудь взойдет. Так же невозможно и насаждать доброе, если не подготовлено для этого наше сердце, – плоды погибнут. Это только грех в человеке растет самопроизвольно.

Некоторые воспитатели говорят: зачем целенаправленно прививать ребенку навыки различения добра и зла? Пусть сам разберется. Но это значит обречь его на полное духовное поражение. Ребенок сам ни в чем не разберется. Наоборот, с самого раннего возраста нужно насаждать в детскую душу христианские понятия и требовать, чтобы эти понятия были усвоены. Это тоже наше противоборство злу, противоборство греху. Мы не даем ему распространяться глубже, шире в нашем сердце – обрубаем главные корни. Вырвать грех из сердца навсегда мы не можем. Но противоборствовать – должны.

*   *   *

…Еще иной старец сказал о том же помысле: «Мы страдаем от беспечности своей. Если бы мы были уверены, что Бог обитает в нас, то не делали бы из себя чужого сосуда (см.: 1 Кор. 6, 15). Ибо Господь наш Христос, обитающий в нас и присущий нам, видит жизнь нашу. Потому и мы, носящие Его и созерцающие, не должны быть беспечными; но должны очистить себя, как и Он чист. Станем на камне – и да сокрушится лукавый; не убойся – и он не сделает тебе вреда; воспой в крепости, говоря: Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвигнется: пребывает вовек (Пс. 124, 1)».

Воплощение в жизнь желания всегда пребывать с Христом связано с огромным усилием и самопонуждением. Хотя, конечно, это дело Божие – человека посетить или оставить. Но ведь Господь взирает на наше настроение, смотрит: а что мы из себя представляем? Если человек старается жить по заповедям Божиим, то Господь всегда рядом с ним. А если кому-то беспечность постоянно мешает их исполнять, то Бог оставляет такого человека, потому что Он чист, и мы должны быть чистыми. А очищение от греха – это как процесс прополки. День-два – и все надо начинать заново. Так же и нам каждый день надо в себе что-то менять. Каждый день мы согрешаем, и если будем постоянно хотя бы отслеживать эту греховную грязь, возникающую в душе, тогда появится и возможность очищать себя.

А если этот процесс оставить без внимания? Представим себе дом, стоящий на московском проспекте, где пыльно, грязь постоянно оседает на стеклах. При таких условиях здесь нужно регулярно наводить порядок, стирать эту пыль. Точно так же и пыль греховная: сначала она лишь оседает на душе, но, если с ней не бороться, ложась слой за слоем, она начинает твердеть и превращается в коросту, которая отделяет сердце от Бога. И одно дело – смахнуть пыль тряпкой, а другое – отскребать поверхность от наслоившейся и затвердевшей грязи.

Вот почему беспечность в деле спасения – серьезнейшая проблема нашего времени. Например, начинается пост. Многие из нас думают: «Похожу на службы на первой неделе, ну а потом немного передохну». И сразу попадаемся на этой самой беспечности. Ведь что означает это «передохну»? Отдыха в духовной жизни не бывает. Если невозможно стало каждый день ходить в храм, – значит, надо добавить что-то к домашней молитве или стать более усердным в добрых делах.

Таково правильное понимание духовных законов, исполнение которых предполагает постоянство. А беспечность – это ведь не просто бездействие, это – откат, сползание вниз. Или если сравнить духовную жизнь с движением против течения, то легко представить, что, как только мы перестаем грести веслами, сразу начинаем дрейфовать в противоположном направлении.

*   *   *

…Брат спросил старца: «Когда монах впадает в грех, то скорбит, как потерпевший вместо преуспевания вред, и трудится, доколе не восстанет, тогда как приходящий из мира, как полагающий начало добродетели, – преуспевает. И, таким образом, последний бывает выше первого?» Старец сказал ему в ответ: «Монах, падающий в искушение, есть как бы падшая храмина. Если он совершенно воспрянет в своем помысле и захочет восстановить падшую храмину, то находит к тому многие вещества, как-то: фундамент, камни, щебень, – и может успеть скорее того, кто не ископал и не положил основания, и не имеет необходимого, но водится надеждою, что, может быть, совершит свое дело». Таким образом, трудившийся в монашеском делании, если впадет в искушение и обратится, уже имеет необходимое: попечение, псалмопение, рукоделие и прочее, что составляет основание монашеской жизни. И доколе новопоступивший в монашество будет обучаться сему, монах уже достигнет прежнего состояния.

Очень интересная мысль, касающаяся жизни человека после падения. Согрешивший монах – все равно что обрушившийся дом. Да, остались одни руины, но они же сами и являются строительным материалом, из которого все можно восстановить. Есть «фундамент, камни, щебень…» В данном случае – это опыт благочестивой жизни, молитвы, трудов, откровения помыслов… Если брат пожелает восстать, у него имеется все необходимое, чтобы вернуться к состоянию, которое было до падения. Все это у Бога не забывается. Приходящий же из мира начинает свой путь с нуля, он еще не имеет ничего, что мог бы принести Богу.

Какой же из этого урок мы извлечем для себя? Некоторые думают, что для душеспасительной жизни в миру не нужно слишком рьяно трудиться. Вот монашество – да, там сплошные подвиги. Для простого человека это слишком трудно – ему бы побольше снисхождения, отдыха. А в результате получается, что когда приходит искушение или, не дай Бог, случается падение, то требуются неимоверные силы, чтобы воспрянуть. А где взять эти силы, этот опыт, если мы его никогда не пытались стяжать? Вот почему и живущим в миру нужно как огонь все время поддерживать ревность к духовным подвигам.

А мы беспечны. Проснуться надо бы пораньше – но впереди трудный рабочий день… Из-за стола не встаем, пока не наедимся так, что дышать становится тяжело. Молитва пришла вечерняя, но вместе с нею и усталость, ноги болят, читаем короткое правило. Так и отступаем от Бога. А ведь каждый день, каждый час могут либо приблизить нас к Нему, либо от Него отдалить. Из этих малых побед и поражений и складывается наша личность: твердая, целеустремленная или, наоборот, расслабленная, теплохладная – ни то ни се, вроде и христианин по внешности, а жизни христианской нет.

Наши труды – это залог того, что, во-первых, катастрофы может и не случиться, по милости Божией, а если она и случится, то накопленный потенциал нам поможет, поможет обязательно, потому что Господь не хочет нашей погибели, Господь хочет нашего спасения. Быстро подняться после падения помогает только опыт, который этому падению предшествовал. И тяжко будет восстановление, если этот опыт не был приобретен.

*   *   *

…Один брат, будучи возмущаем блудною похотью, пришел к великому старцу и просил его: «Окажи любовь, помолись о мне, ибо возмущает меня похоть блудная». Старец молился о нем Богу. Брат в другой раз приходит к нему и говорит то же слово. Равным образом и старец не преставал молить за него Бога, говоря: «Господи, открой мне состояние брата сего и откуда на него действие диавола? Ибо я молился Тебе, но доселе не получил он спокойствия». Тогда открыл ему Господь о брате. Он увидел его сидящим, и дух любодеяния близ него, и глумится с ним. Пред ним стоял и Ангел, посланный к нему на помощь, и гневался на брата, что он не предал себя Богу, но, услаждаясь помыслами, весь свой ум предал действию диавола. Таким образом узнал старец вину брата и говорит ему: «Ты сам виновен, увлекаясь своими помыслами». И научил его, как противостоять помыслам. И брат, исцелившись его наставлением и молитвою, обрел спокойствие.

Если человек сам не начнет трудиться, никакая молитва его не спасет. Это важнейшее правило аскетики. И сейчас многие просят: «Батюшка, помолись, попроси за меня!» Конечно, священник старается, по милости Божией, это делать, но к его молитве обязательно должна быть подключена решимость и стремление к праведной жизни самого просящего.

Как следует из повествования, реальная сила молитвы старца была очень велика: Господь послал Ангела к этому брату! Но так как тот не хотел расставаться с грязными мыслями, то и помощь не приходила. Дар свободы никогда от человека не отнимается, против нашей воли Господь нам не помогает.

Но поговорим о нашем времени. Предположим, некий человек смотрит все подряд по телевизору, читает желтую прессу, ему интересны непристойности, хотя он в общем-то понимает, что это плохо. И вот он приходит к священнику и говорит: «Я грешу, батюшка, помолись за меня».

Вроде бы и хочет этот человек исправиться, но почему-то не понимает, что причина его неприятностей в нем самом. И, наверное, не столько не понимает, сколько лукавит, находясь под действием падших духов. Поэтому все надежды на чужую молитву будут тщетны, пока грешник не придет на исповедь и сам себя не осудит в полной мере, раскопав самые корни страсти.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить