Отвага

Сергей Мазаев

Древнегреческий философ Пиррон славился невозмутимостью даже среди собратьев-мудрецов. Однажды корабль, на котором он плыл, попал в жесточайшую бурю. Паника охватила людей на борту. И только двое сохранили полное спокойствие: Пиррон, задумчиво поедающий оливки, и маленький поросенок, крутившийся у его ног. Желая успокоить спутников, Пиррон кивнул на поросенка и сказал: «Посмотрите на это бессловесное животное. В отличие от вас, оно не боится шторма потому, что не знает о нем: здесь, в трюме, пока сухо и тепло. Почему же вы боитесь смерти, друзья мои? Бояться следует того, что несет нам зло. А о смерти никто не знает, добро она или зло. Поймите же то, что вы знаете о мире не больше этого поросенка, и страх больше не будет иметь над вами власти».

Страх – удел рабов. И потому философия в стремлении сделать человека свободным всегда учила его побеждать грех малодушия. Римский философ-стоик Сенека увещевал своего юного ученика: «Большинство (людей) так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют. Сделай же свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней». Древние мудрецы полагали, что отвага, свойственная свободному мужу, воспитывается постижением четырех главных истин.

Первая истина гласит: не страдай в рассрочку. Эпикур говорил: «Только люди бывают так неразумны и даже безумны, что некоторых заставляет умереть страх смерти». «Так предвиденье, величайшее из данных человеку благ, оборачивается во зло, – любил повторять Сенека. – Звери бегут только при виде опасностей, а убежав от них, больше не испытывают страха. Нас же мучит и будущее, и прошедшее. И никто не бывает несчастен только от нынешних причин». Иначе говоря, беда, которая может приключиться с человеком, – это товар, продаваемый нам втридорога наглым спекулянтом. Мало того, что мы платим страданием за несчастье, – с нас взимается непомерный процент в виде мучений страха, вызываемых ожиданием этого зла. Мы привыкли возмущаться высокими налогами. Так почему же мы столь покорно соглашаемся с поборами – в виде страха – на будущие возможные несчастья? «Даже если нам предстоит страданье, что пользы бежать ему навстречу? – Читаем мы в письмах Сенеки к Луцилию. – Когда оно придет, ты сразу начнешь страдать, а покуда рассчитывай на лучшее. Глупо, конечно, чувствовать себя несчастным из-за того, что когда-нибудь станешь несчастным».

Вторая истина говорит: загляни под маску. Вымышленное тревожит сильнее, и слух о ярости врага действует на душу сильнее, чем появление самого врага. Вот совет Сенеки: «Помни прежде всего об одном: какова бы ни была беда, найди ей меру и взвесь свой страх. Отдели смятение от его причины – и ты убедишься, что на свете нет ничего страшного, кроме самого страха». Со взрослыми людьми часто случается то же, что и с детьми: они пугаются, если вдруг увидят в масках тех, кого любят, к кому привыкли, с кем всегда играют. Не только с людей, но и с обстоятельств нужно снять маску и вернуть им подлинный облик. Альпинист не боится трехсотметровой пропасти потому, что знает: десятиметровая расщелина может убить его не менее верно. Лишняя пара сотен метров высоты роли уже не играет. Моряк спокойно вглядывается в бушующее море: миллиарды тонн крутящейся в бешеном вихре воды не могут ему повредить, ибо дыхание перекрывается уже первым литром. Бывает так, что человек умирает, поперхнувшись чаем. Но ведь не боимся же мы стакана чая? А море не может причинить нам большего вреда. Выходит, не столь многое нас мучит, сколь многое пугает.

Третья истина советует: выходи своему страху навстречу. Часто мы боимся потерять свой социальный статус, привычный достаток и бытовой комфорт. Нам страшно лишиться жилища и оказаться на улице. Но посмотрите на министра или миллионера: они точно так же боятся лишиться своих привилегий; кошмаром для них оборачивается перспектива ездить на общественном транспорте. Мы смеемся над их страхами, ибо каждый день спускаемся в метро. Так же и над нами в свою очередь смеются странники, геологи, лесники. Стоит пожить немного их жизнью хотя бы для того, чтобы не приходилось вытягиваться в струнку при каждом капризе начальства, испытывая унизительный страх увольнения. Древние философы советовали своим ученикам несколько дней подряд довольствоваться скудной и дешевой пищей, грубым и суровым платьем. И тогда ученик с облегчением говорил сам: «Так вот чего я боялся? Пусть же среди полной безмятежности душа готовится к трудностям, среди благодеяний фортуны копит силы против ее обид!» Подобно солдатам, которые в мирное время изнуряют себя учениями, чтобы, по слову Суворова, легче переносить тяготы войны, этому же правилу следуют те, кто во время поста подражает беднякам, доходя чуть ли не до нужды. Потом они не боятся зла, к которому заранее приучают себя. Философы-стоики призывали учеников заранее отвращать удары судьбы: «Будем же упражняться на чучеле беды! И, чтобы фортуна не застала нас врасплох, поближе сойдемся с бедностью!»

Четвертая истина звучит, пожалуй, красивее прочих: смерть, полагающая предел страданиям, настолько не страшна, что, благодаря ей, ничто для нас не страшно.

Заблуждение наше несомненно: мы привыкли думать, будто смерть – это что-то, поджидающее нас впереди. Между тем большая часть смерти у большинства людей позади. Дело в том, что мы не сразу попадаем в руки смерти – это происходит постепенно, день за днем. Смерть все время рядом с нами. И всякую минуту она совершает над нами свое привычное дело. Так старик Сенека беседовал с юношей Луцилием:

– Вплоть до вчерашнего дня все минувшее время погибло, да и нынешний день мы делим со смертью. Как водяные часы делает пустыми не последняя капля, а вся вытекшая раньше вода, так и последний час, в который мы перестаем существовать, не составляет смерти, а лишь завершает ее: в этот час мы пришли к ней, а шли мы долго.
– Да, учитель, теперь я вижу, что смерть, уносящая нас, – лишь последняя смерть среди многих. И почему я должен ее бояться? Разве я боюсь потерять ясность сознания, когда засыпаю? Нет, ибо ночной сон – дело привычное. Но сплю я только по ночам – умираю же всегда.

Интересно, что так рассуждали язычники, не имевшие упования и считавшие надежду пороком. Что же скажем миру мы, слышавшие слова Спасителя: «Мужайтесь, ибо Я победил мир»?


Фото: www.mountain.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить