Обрести «хребет веры»

Александр Боженов

Церковный праздник Сретения Господня – это еще и День православной молодежи. Рассказать «Прихожанину» о том, как Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре помогает молодым людям окрепнуть в вере, получить знания о ее основах, обрести навыки общения и любовь к ближним, – согласился руководитель образовательных и просветительских программ Центра Александр Боженов.

В далеком 1992 году на четырнадцатой ассамблее Всемирного православного молодежного движения «Синдесмос» молодые люди со всего мира решили отмечать Всемирный день православной молодежи именно 15 февраля – в день, когда Церковь празднует Сретение Господне. Этот праздник был выбран не случайно. «Сретение» – старинное поэтическое слово означающее в русском языке «встречу». Сретение старца Симеона с Младенцем Иисусом Христом – это образ встречи человека со Спасителем. В этот день мы снова встречаем Господа с такой же глубокой и благодарной радостью, какую переживал Симеон Богоприимец, держа Богомладенца на своих руках и видя в Нём осуществление всех чаяний и пророчеств Ветхого Завета: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Образ Сретения Господня призван раскрыть перед молодежью таинственную встречу во взаимной любви всемогущего Бога и ограниченного во всем человека, показать глубину Истины Христовой и возвестить путь спасения для молодого, полного сил и энергии человека.

Патриарший Центр духовного развития детей и молодежи имеет богатый опыт встреч с молодыми людьми, приходящими в Данилов монастырь. Семейная Воскресная школа открывает свои двери для детей уже с младенчества, хотя собственно зачатки знаний о Боге преподают с 4 лет. В Воскресную школу детей приводят родители, но в старшую группу школы (12-14 лет), как и в подростковые клубы «Пилигримия» и «99 овец», подростки 12-16 лет часто приходят сами. Уже в сознательном студенческом возрасте (17-25 лет) молодые люди деятельно участвуют в «молодежных» миссионерских Литургиях, приходят на катехизические курсы, обмениваются опытом прочтения Священного Писания в Евангельских кружках, исполняют заветы Христа в милосердии и добрых делах в добровольческих движениях «Даниловцы» и «Реставрос», отдыхают, дружат и проводят досуг в клубах «Мелос», «Алые Паруса», «Христианский взгляд», «Чудесные Чаши» и других.

Наша главная цель – привести молодежь всех возрастов ко Христу. Поэтому миссия Центра, во-первых, включает благовестие (через свидетельство о Христе Спасителе и устроенном Им пути спасения в Церкви), цель которого, по меткому выражению психолога, Ирины Николаевны Мошковой, «пробудить у человека произволение ко спасению». Во-вторых, создание и обеспечение условий для начального воцерковления.

Работа Центра, связанная с духовным развитием человека, опирается на наш базовый документ по организации церковной работы с детьми, молодежью и семьей – «Основные положения концепции духовного развития человека». В нем говорится, что духовное развитие включает в себя:

1. Христианское воспитание, итогами которого должны стать:

- свободное и осмысленное принятие конкретным человеком христианских ценностей в их иерархическом строе;

- иерархическое развитие всех сил, свойств и способностей человека в соответствии с замыслом Божиим о нем и личным призванием.

2. Церковную жизнь, направленную на исцеление благодатью Святого Духа расстроенных сил духа, души и тела и, как результат, восстановление человека в богозданной красоте и гармонии. Это означает, что человеку необходимо стать сознательным членом Церкви. При этом для него должны быть созданы условия для ответственного, осмысленного и свободного участия в церковной жизни.

3. Обретение личного опыта, построения жизни на основании христианских ценностей.

Духовное развитие человека как личности в конечном итоге должно привести его к осуществлению своей жизни как любви по отношению к Богу, ближнему и миру.

Говоря об иерархии христианских ценностей, отметим, что наивысшей ценностью в Церкви является Господь Иисус Христос. При этом вся церковная жизнь направлена ко Христу и имеет значение лишь в той степени, в которой позволяет к Нему приобщиться благодатью Святого Духа. Средствами приобщения являются Таинства Церкви и жизнь по Евангелию.

Развивая духовно детей и молодежь, мы призваны содействовать Богу, дополнять семейное воспитание, школьное образование, физическое, психическое и культурное развитие детей и молодежи, давая твердую духовно-нравственную опору. Содействие человеку в его духовном развитии предполагает приобщение человека к основополагающим христианским ценностям и к литургической – таинственной – жизни Церкви; полноценное развитие всех его сил, свойств и способностей, в том числе телесных и душевных (творчества, умственного развития, образования и т.д.); помощь в обретении самостоятельного опыта жизни человека как гражданина и члена общества.

В своей работе мы использовали бесценный опыт таких церковных делателей прошлого века, как отец Василий Зеньковский, отец Глеб Каледа, отец Борис Нечипоров, Софья Куломзина. Также мы пользовались советами, консультациями и личным участием наших замечательных современников православных педагогов Л.В. Суровой и О.М. Потаповской, православного психолога и в недавнем прошлом руководителя православного центра «Живоносный источник» в Царицыне И.Н. Мошковой. Их имена и труды вошли в золотую сокровищницу православной педагогики, психологии, миссии и катехизации.

Остановимся немного на том, как в реальности обстоит дело с катехизацией и изучением основ своей веры у приходящих в Центр молодых людей. Что более всего интересует молодежь, которая приходит в Центр: общение, единомыслие, досуг, возможность найти себе спутника жизни? Что дает вера молодым людям? Что дает им знание ее основ?

Современные стандарты жизни размывают такие понятия и ценности, как семья, любовь, верность, честность, человеколюбие. Вера же, напротив, дает молодым людям, впрочем, как и взрослым, жизненную опору, фундамент, основу собственного бытия. Образно говоря, обретая «хребет веры», молодые люди, подростки обретают спокойствие нередко после многих лет надрывного поиска смысла жизни и своего места в нем. Надо сказать, что лишь немногими приходящими к нам впервые молодыми людьми движет желание изучать основы веры или желание более глубокого воцерковления. Первое место, по моим наблюдениям, в мотивации у молодых людей принадлежит, безусловно, простому человеческому общению: молодежь притягивает атмосфера доброжелательности, позитивной среды общения, единомыслия, добрых дел и даже просто возможность быть самими собой в среде интересных людей. Также привлекает перспектива чему-то научиться, например, пению в церковном молодежном хоре, искусству иконописи или вожатскому делу. Сердечный отклик нередко находит у молодых людей и возможность поучаствовать в благом деле, например, скрасить досуг детей в больницах или помочь в восстановлении разрушенных храмов и монастырей.

В недавнем нашем прошлом стабильный интерес на протяжении более десятка лет вызывала у молодежи возможность поучиться основам веры, а также миссионерству и катехизации в закрытой ныне Школе молодежного служения. Ежегодно в Школу приходило порядка полутора сотен молодых людей, из которых половина заканчивала учебный год и полностью проходила программу начальной катехизации (около 100 академических часов). А из окончивших катехизацию около половины (т.е. около 30 человек) оставалось на следующий год, чтобы всерьез попробовать себя на ниве церковного просвещения в роли миссионера-катехизатора. Большинство прошедших катехизацию говорили, что полученные знания давали им чувство уверенности, когда необходимо было в диалоге с неверующими защитить христианские ценности. Постепенно к молодым людям приходит понимание, что знание основ вероучения позволяет утверждаться и в собственной вере во Христа, более трезво смотреть на жизнь.

Необходимость знакомства с катехизисом – одна из главных задач, которую мы ставим перед приходящими в наши проекты людьми. Впрочем мы не гоним и тех, кто по различным причинам не может или не хочет пройти начальную катехизацию. В идеале пребывание в любом проекте Центра должно подталкивать молодого человека со временем пройти курс катехизации, но так происходит далеко не всегда, даже если человек начинает воцерковляться. Главной причиной этого, на мой взгляд, является то, что в последовательности катехизации: вступление в Церковь через Крещение и Миропомазание и дальнейшее пребывание в Церкви через Причащение Святых Христовых Таин – нарушена заповеданная Господом последовательность. В древности люди изучали веру и проходили катехизацию для того, чтобы креститься и причащаться. В наши дни все происходит наоборот, а потому иногда стимул и желание знать веру утрачиваются: «Зачем лишний раз «напрягаться», если я уже причащаюсь?» И поэтому, на мой взгляд, все же более правильным было бы заниматься собственно катехизацией до того, как человек примет Святое Крещение, а не после.

В Центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре приходят как дети и молодые люди из нецерковных семей, так и те, кто получил православное воспитание. Мы не видим заметных отличий в поведении ребят из церковных и из нецерковных семей. У православных с длительным опытом церковности, пожалуй, несколько снижен отклик на доброделание и притуплена ответственность за добровольно взятые на себя обязательства, хотя можно сказать, что это общая беда современного общества и она чрезвычайна распространена во всех его группах.

Многих приходящих к нам молодых людей, наверное, привлекает возможность найти себе спутника жизни в среде единомышленников. Но мы принципиально считаем, что в этом вопросе все должно происходить естественно в русле непринужденного человеческого общения, обучения полезным навыкам или совместного досуга, поэтому никаких специальных встреч и мероприятий на эту тему не устраиваем. Молодые люди, вступая в отношения, зачастую плохо представляют себе, что такое брак, христианская семья, какие испытания могут поджидать будущих супругов, а главное, как подготовиться к предстоящим трудностям и совместно их преодолевать. Довольно часто подобное незнание приводит к распаду семьи, поэтому специально для тех, кто готовится к браку, мы организовали курс «Православная семья в современном мире», программа которого ориентирована на молодых людей и девушек 18-35 лет, интересующихся созданием семьи или уже вступивших в брак.

Этот курс основан на христианской антропологии и дополнен современным психологическим, педагогическим и медицинским знанием о человеке, мужчине и женщине, их особенностях и отношениях в добрачный период, в супружеских и детско-родительских отношениях, о смыслах, трудностях семейной жизни и путях их преодоления в семьях современных православных христиан. На занятиях мы разбираем противоречия между ценностями христианства и тем, что предлагает современная культура молодым людям в отношении семьи, желанием слушателей курса созидать собственные благополучные семьи и отсутствием или недостатком положительных примеров в родительских семьях, навыков общения и развития отношений, совместного преодоления жизненных трудностей и налаживания повседневной жизни.

В заключение отмечу, что редко кто из занимающихся какой-либо просветительской и социальной работой среди детей и молодежи, ведет подробный учет и отслеживает дальнейшую жизнь участников своих проектов. Христианские делатели мыслят в духе 13 главы Евангелия от Матфея: наше дело – сеять добрые семена веры во Христа, любви к Богу и ближнему и надежды на Промысл, спасение и милосердие Божие, воспитывать свободного, сознательного и ответственного христианина. И если человек обретет смысл и Евангельские христианские ценности, то это обязательно его изменит и даст тот жизненный стержень, который, мы надеемся, не пропадет даром и обязательно когда-нибудь «выстрелит» и позволит человеку отразить в себе образ Божий и наследовать вечную жизнь и спасение от греха.

Источник фото: сайт Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи.


 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить