Время и вечность

Владимир Басенков

На что мы тратим свою жизнь? Почему постоянно жалуемся, что ничего не успеваем? И каков принцип правильного использования времени?

Успеть – один из позитивистских лозунгов наших дней. Успей купить, выиграть, попробовать, съездить, поменять, поучаствовать. Всё логично с точки зрения людей – время остается самым дорогим и невосполняемым ресурсом. Один прожигает жизнь и убивает время, не понимая, чем ему заняться на этом отрезке человеческой истории, где он оказался. Другой забивает часы и минуты делами, слушает подкасты во время шопинга в гипермаркете и уверен, что залог стабильного и счастливого «завтра» – в активном участии в этом ежесуточном забеге на дистанцию длиной в 24 часа.

Любой человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопрос: зачем всё это? Куда торопиться или зачем вообще жить, если всё это закончится одним известным многократно созерцаемым финалом? Жизнь похожа на мрачную бессмыслицу, если она, действительно, оканчивается под могильной плитой. Но мы-то знаем, что это не так.

Как христианин понимает, что, кроме времени, существует и другое измерение, вечное, без болезни, печали и воздыхания? Наверное, атмосфера храма, молитва, таинства Церкви и ощущение посредством всего этого Самого Духа Святого не оставляет сомнений. Сегодня ревнители научного знания, да и бытовые безбожники, пытаются убедить нас, что жизнь ограничивается материальным миром. Может, мы и соблазнились бы, но у нас есть опытное знание, которое разрушает аргументы тех, кто пытается убедить в своем исступленном внутреннем отчаянии окружающих.

Итак, что мы чувствуем на богослужении? Что время явно начинает течь как-то иначе. Его как будто нет. Мы словно выходим из времени, при этом оставаясь в том же измерении. «Ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22), – это не только о конце времен, но и о свойстве времени. Стрелки или таймер часов движутся с одинаковой скоростью, а вот биологические часы человека частенько показывают, что время либо «остановилось», либо «пролетело».

Бог находится в вечности и из вечности управляет миром. Туда, в эту самую вечность, уходят души святых людей. У них, как и у Бога, «один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8). Именно поэтому они, как и Господь, слышат одновременно молитвы тысяч и даже миллионов людей. Они никуда не спешат, их время вышло, и они вышли за пределы времени.

Трудно понять категорию вечности, но давайте попробуем спуститься по ту сторону ребер, внутрь своей души. Наверное, это еще один способ почувствовать субстанцию, над которой время невластно так, как над физическим телом. Душа не мирится с тем, что нас не станет совсем. Душа знает, что она бессмертна. И именно ее голос раздается у нас в голове, отказываясь признавать, что мы когда-то умрем. Умрет оболочка, но не мы.

«В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих» (Пс. 30:16), – взывает Давид к Богу. Господь отмеряет нам срок жизни, не установленный по умолчанию, но сокращаемый или увеличиваемый. Всё зависит от того, готовы ли мы к переходу в счастливую вечность или же безнадежны для нее. Увы, нам тяжело каждый миг помнить о вечном, а не о временном. Да, время остается и для христиан ресурсом. Но это не тот ресурс, который стоит растрачивать в спешке.

Говоря с людьми старшего возраста, можно услышать от них: жизнь пролетит – не заметишь. Имущество, общение доставляют приятные эмоции в земной жизни, но почему святые отцы призывают делать только то, что необходимо для спасения? Почему звучат призывы уходить от соблазнов? Потому что время ограничено.

Каждому из нас знакома борьба с грехом. Но ведь сначала мы привыкали к нему, а потом узнали, что это – грех, начали с ним борьбу и с трудом отделались от него. А он, нет-нет, и снова подобно ростку пробивается в душе. Пока мы боролись с тем, что могли избежать, мы упустили из виду добродетели, потому что грех закрывал нам на них глаза. Мы поняли, что не хотим терять время, и потому стали удаляться от страстей. Вечность – это привычка, сформировать которую нам дает время. Строгого рецепта здесь быть не может, несмотря на то, что внешние указания имеют, на первый взгляд, довольно четкие границы. Но ответ можно сформулировать, примерно, следующий: тратить время нужно, помня о вечности. Молитвы, посты, участие в таинствах, дела милосердия должны стать средством перехода из этого конечного мира в Царство Божией славы. И да поможет нам Бог.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить