Мост духовный

Николай Головкин

(вера и искусство)

Эссе

Знак вечности

У одра почившего Патриарха Тихона молодой художник Павел Дмитриевич Корин увидел, как в эти трагические, но одновременно и звёздные мгновения Святая Русь проявляет всю свою могущественную духовную суть. Даже самим своим величавым исходом она являла знак вечности.

У художника, наделенного философским складом ума, конечно же, возникло желание запечатлеть и сохранить для будущих поколений образы и характеры этих людей. Но как в разгар репрессий в Москве уговорить пастырей и архипастырей позировать ему?

Благодаря рекомендации друга и наставника Михаила Васильевича Нестерова, к которому Корин пришёл за советом и помощью, первым молодому художнику согласился позировать сам владыка Трифон. Правда, сославшись на больные ноги и преклонный возраст, – всего лишь четыре сеанса.

Известный искусствовед В.В. Нарциссов писал о коринском «Реквиеме»:

«Как видим, живопись Павла Корина предстает перед нами уже не просто живописью, но одновременно и духописью нашего трагического XX века. В этом же позволяет убедиться ещё одно наблюдение над эскизом эпопеи – тоновое решение «Реквиема»: тёмные крылья, полыхающий златоносный центр и небольшой, но ярко горящий внутри этого центра стержень в виде маленькой фигурки митрополита Трифона (Туркестанова), застывшего в молитвенном предстоянии. Будучи от природы невеликого роста, митрополит умышленно ещё более умален художником – почти до гротеска: поставленный рядом с гигантом-архидиаконом, митрополит воспринимается зрителем почти карликом. Но его же, митрополита Трифона, Павел Корин изображает в ярко-красном пасхальном облачении. И стоит лишь затмить этот факел, приложив хотя бы ладонь к эскизу, чтобы убедиться, что именно эта фигура является зримым стержнем всей огромной многофигурной композиции. Хрупкое тело владыки преисполнено духовной силы. Сам горя, он зажигает каждую фигуру в этой огромной людской стене. Без него эта стена немыслима - она как бы рассыпается, тускнеет и теряет свой стержень. И наоборот, воспламеняемая фигуркой митрополита-факела, каждая из человеческих фигур превращается в своеобразную свечу...

«Реквием»
художник П.Д.Корин

Крохотная фигурка митрополита Трифона с твёрдостью Правды незыблемо возглавляет предстояние. Единственный зрячий глаз иерарха, устремленный вперёд и как бы поверх всего бренного, земного, кажется, проникает сквозь стены и своды собора.

Ибо что для такого взгляда рукотворные человеческие усилия и средостения между ним и Богом?! Вот и взгляд владыки, буквально прожигая всё препятствия, уже здесь, перед нами, созерцает горнее, надмирное... Образ митрополита Трифона – ключевой и в композиции «Реквиема»...».

В дальнейшем все, кого художник приглашал в мастерскую, соглашались позировать лишь после того, как узнавали о благословении владыки, которого уважала и чтила вся тогдашняя православная Москва.

«Кто к нам с мечом войдёт…»

В финале историко-биографического фильма «Александр Невский» (1938), рассказывающем о великом князе Александре Ярославиче Невском, под командованием которого русские воины смогли победить в битве с ливонскими рыцарями Тевтонского ордена в 1242 году на Чудском озере, новгородцы бурно отпраздновали победу.

Во время застолья Александр Ярославич, давая напутствия отпущенным кнехтам, так перефразировал Евангелие от Матфея:

«Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская Земля!»

Эти слова великого русского воина и святого актуальны и сегодня.

Освящение кораблей… в советском кино

В 1951-1952 годах Михаил Ромм снял историко-биографический фильм «Адмирал Ушаков» о создании в 1779 году на Чёрном море русского флота под руководством Фёдора Ушакова (1744-1817), великого русского флотоводца и патриота России, прославленного ныне в лике святых.

Несмотря на идеологические установки, цензуру, в фильме семь минут идёт сцена, когда показывается освящение только что построенных кораблей.

кадр из фильма «Адмирал Ушаков»

В сюжетном плане эта сцена вроде бы не обязательна. Но она, несмотря ни на что, была снята и осталась в фильме, который вышел на широкий экран.

А ещё перед каждой атакой все матросы в фильме крестятся...

Вся страна смотрела легендарный фильм (многие и по нескольку раз!) и, безусловно, в душе этому сочувствовала.

Мост духовный

Два символических события предшествовали началу XXVII Международного Кинофорума «Золотой Витязь», который проходил в мае 2018 года в Севастополе.

Президент России Владимир Путин торжественно открыл Крымский мост. И это событие – поистине эпохальное, историческое!

А в столице верующие помолились у доставленных в Москву из Симферополя мощей одного из самых любимых, почитаемых русских святых – святителя Луки Крымского, Небесного покровителя Крыма.

Очередь к мощам святителя Луки Крымского в Донском монастыре Москвы
Фото: Юлия Маковейчук

И пусть эти два моста – духовный, каким стал Международный Кинофорум «Золотой Витязь», и Крымский, служат на благо России, помогают её возрождению во всех сферах.

С Богом! Ведь девиз Кинофорума «За нравственные идеалы и возвышение души человека» дарит надежду, что отсюда, из Крыма, уже созидается талантами кинематографистов, заботами организаторов, любовью зрителей мост духовный – в будущее России.

Волхвы на Волхонке

Визитная карточка Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина – традиционные «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».

По словам Ирины Александровны Антоновой, с которой однажды мне довелось беседовать в её рабочем кабинете (руководила ГМИИ в 1961—2013 годах), когда они с Рихтером задумывали этот фестиваль, она предложила:

— Давайте назовём наш фестиваль в честь Рождества Христова «Дары волхвов». То, что музыканты исполняют, «приносят», — это их дары нам.

Фото с выставки «Святослав Рихтер. От первого лица. К 100-летию со дня рождения.»

Святославу Теофиловичу предложение очень понравилось. Но тогда шёл 1981 год, и отношение к Церкви было совершенно другим. Поэтому Рихтер сказал:

— Ирина Александровна, нас не поймут!

Он предложил другое название: «Декабрьские вечера».

Когда маэстро не стало, ГМИИ решил увековечить его имя в названии фестиваля.

Народная певица

Иногда удивляются: что это за звание такое – народная певица? Мы-де знаем, что Татьяна Юрьевна Петрова – и заслуженная артистка России, и народная артистка Башкирии, и кавалер ордена святого апостола Андрея Первозванного… А это что?! Так благословил прозываться Татьяне Петровой покойный митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).

– С владыкой Иоанном, – вспоминает Татьяна Юрьевна, – мы познакомились за четыре года до его блаженной кончины. Встреча с ним, доброта, понимание, тепло и мудрость, которые от него исходили, – дар бесценный в моей земной жизни. Владыченька два раза брал меня с собой в поездку на Святую Землю. Воспоминание о Владыченьке, которого мне сегодня так не хватает, согревают мою душу. Он очень тепло относился к моим песням «Православная», «Вы деньки мои, голуби белые» и другим. Однажды мы разговаривали у него в приёмной. Стала у него спрашивать, правильно ли делаю, что пою церковные песнопения на сцене. Они ведь для церковных людей, а я пою их в концертах для всех. Он ответил: «Правильно ты их поёшь, пой больше душеспасительные песни. И не зовись артисткой, потому что ты не играешь, а каждый раз проживаешь песню. Поэтому зовись певицей». И ещё одна его фраза тоже стала для меня огоньком в лампаде: «Нужно людей не тешить, а утешать».

Певица Татьяна Юрьевна Петрова

Девизом каждого выступления певицы стали слова: «Чем труднее времена, тем нужнее песня». Слушая Татьяну Петрову и в больших столичных залах, и в забытых сельских клубах, слушатели, которые величают Татьяну Юрьевну не иначе как народная певица, радуются и плачут, но никогда не остаются равнодушными к её песням.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить