Церковь не должна извиняться за свои взгляды

В Москве прошел круглый стол «Образ Церкви: что имеем, что хотим?» Обсуждали социологическое исследование, по мнению авторов которого, часть российского общества ждет от Церкви перемен. Результаты исследования прокомментировал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

«Прихожанин» публикует наиболее яркие фрагменты выступления отца Всеволода.

Нас сегодня пытаются убедить, что Церкви, исходя из некоторых общественных настроений и тенденций, нужно меняться. В то время как роль Церкви в обществе — не меняться, а менять общество так, как говорит нам Господь в Евангелии. Сделать мир другим, не подстраиваться, а говорить неудобную правду, за которую тебя могут убить или, по крайней мере, оплевать. Вся логика исторического бытия Церкви говорит, что, если тебя ругают за то, что написано в Евангелии, значит, ты прав и исполняешь должную миссию. Именно это совершали апостолы, которых общество часто не понимало и не принимало.

Почти ни один святой не прожил свою жизнь без проблем. Лишь в немногих житиях мы читаем, что праведник родился в благочестивой семье, впитал веру с молоком матери, провел жизнь в спокойном мире и тихо скончался. Даже отшельники вступали в брань — правда, не с мирскими недругами, а с нечистыми духами. Если же говорить об обществе, то христианство всегда было вызовом тем, кто говорил, что Церкви пора под что-то подстроиться.

 Православие — это не только личная вера, не имеющая общественного измерения. Нам не нужно бояться напоминать обществу, что такое Евангелие, христианство и Православие. Когда мне говорят, что Православие — это сугубо личная вера, я вспоминаю современный Запад, в котором некоторые христианские (или, правильнее сказать, постхристианские) конфессии выдрессированы так, что все время будто извиняются: простите, что мы еще здесь, подождите немного, мы скоро уйдем, успокойтесь — в вашу душу мы не лезем. Но христианство как раз должно говорить обо всем, что происходит в мире и в человеке. И в первую очередь о тех вещах, которые имеют прямое отношение к социуму — к устройству государства, семьи...

У Церкви свои взгляды на экономику. Я очень рад, что хотя бы два процента, если верить опросам, ждут от Православия нового слова в экономических процессах. Значит, кто-то видит в нас альтернативу обществу потребления. Значит, более или менее нас слышат — хотя бы кто-то нас слышит.

Нам не нужно бояться говорить, что ростовщичество — это вещь противоположная христианству. Да, мы поддерживаем отношения с современными банками, пользуемся их услугами. Но говорить о нашем традиционном учении нужно смелее, хотя и безо всякого скандала. Конечно, мы тут же получим в ответ окрики, угрозы, доносы, но очень важно понимать, что христианский идеал общества — это общество, устроенное по образу Царствия Небесного. То есть общество гармоничное и не раздираемое якобы неизбежными противоречиями. Общество, в котором есть симфония не только между властью и Церковью, но и между разными слоями населения.

Последнее, что я хочу слышать, когда говорят об обществе и Церкви, это то, что мы проиграем. Это я уже слышал в СССР. Тогда нас точно так же убеждали, что общество идет семимильными шагами в другую, отличную от нас сторону, а мы отстали от жизни. Но в итоге христианство победило и безбожников и безбожный акцент в социальных вопросах. Не они нас победили — мы их.

Напряжение в сфере этики служения и так называемого богатства духовенства создано искусственно. В России, в Греции, во всех других православных странах священник всегда жил даже немного лучше, чем средний человек его круга. Если там, где живут небедные люди, священник бедствует и ему нужно ходить с протянутой рукой, — это позор для общины.

Разумеется, образ и уровень жизни духовенства должен решительно не совпадать с тем потребительским идеалом, который мы сегодня видим вокруг. Вызывающая роскошь для священнослужителя, если она есть, — это плохо. Но не думаю, что мы принесем Церкви благо, если поможем загнать духовенство в социальные маргиналы. Тогда мы пойдем путем некоторых католических и протестантских стран, где духовенство как раз было выдавлено в социально-маргинальные слои и началось оскудение духовенства. То же самое может произойти и у нас — в священники пойдут только гастарбайтеры или сумасшедшие.

Мы должны понимать, что не нашими мозгами, не нашими руками, не нашей энергией, не нашим здоровьем, а силой Божией утверждается Церковь. И именно через Церковь осуществляется сила Божия.

Церкви Божией Господь вверил власть произносить суд над человеческими грехами и добродетелями. Эта власть простирается за границы этого мира и переходит в мир вечный. От суждения церковной общины, в самом широком смысле этого слова, — не отдельного священника, не отдельного епископа — зависят жизнь и смерть человека, зависит его судьба в вечности. Об этом всегда нужно помнить. Это не наша заслуга, так Господь положил. И помня об этом, будем в то же время смиряться.


Источник фото: www.rusportal.net

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить