Сирия распятая

В последние годы на повестку дня все чаще выходит проблема гонений на христиан в регионе Ближнего Востока. Эпицентром развернувшейся трагедии стала Сирия. И это неслучайно.

Великая Сирия – колыбель христианской, арабо-мусульманской цивилизаций и иудейского мира. Ее место в мировой культуре выше всех иных в истории человечества. Сирия – духовный центр, где сегодня, как и в древности, решаются судьбы мира. Сирия (в общем историческом смысле, как правило, это название относится к области, которая включала в себя современную Сирию, Израиль, Иорданию, Ливан, палестинские территории, части Ирака, Ирана и южной Турции, в том числе Александретту, и древний город Антиохия, доисламскую столицу Сирии) – это сердце Ближнего Востока и мост между различными авраамическими религиями. Сегодня этот мост грозят обрушить, а биение этого сердца остановить.

Именно здесь, на территории Великой Сирии (на ту пору провинции Римской империи), исторически включавшей занятые Израилем палестинские земли, родился Иисус Христос, здесь Он жил и вознесся. Здесь, в Сирии, возникло и само христианство, апостолами Петром и Павлом была основана Церковь. Именно из Сирии апостол Павел понес знамя христианства в мир и дошел до Рима. Испокон веков христиане дарили людям мир и любовь, и потому подвергались преследованиям с первых лет своего существования. Будучи наиболее мирной религией, христианство всегда было, есть и будет весьма уязвимым к проявлениям нетерпимости и дискриминации.

В наши дни Сирия стала местом, где орды новых хариджитов и мракобесов объединили свои усилия для уничтожения основ человечности. На наших глазах происходит истребление великого наследия древних культур, десятками тысяч из страны бегут обездоленные люди, для которых началась еще одна война за выживание в условиях нового инокультурья в европейском мире.

О том, что массовый исход христиан из Ирака и Сирии ставит во всей остроте вопрос о христианском присутствии на Ближнем Востоке, постоянно говорит Святейший Патриарх Кирилл. По данным католического епископа города Алеппо Антуана Аудо, озвученным им на пресс-конференции в Женеве, «в Сирии за годы войны число христиан уменьшилось с 1,5 миллиона до 500 тысяч». Из-за отсутствия безопасности христиане вынуждены уезжать из страны. В одном только Алеппо осталось 10% христиан из тех, кто там был до войны.Христиане покидают страну, так как чувствуют свою уязвимость: боевики целенаправленно сеют террор, дабы полностью очистить регион от «кафиров» (неверных). После освобождения христианского города Садад от радикалов в нем были найдены массовые захоронения с телами обезглавленных христиан. Недавно в Алеппо за отказ принять ислам были обезглавлены несколько армянских христиан. Подобные действия носят отчетливый ритуальный характер. Сиро-Яковитский епископ Мар Силуан Бутрос Ан-Немех называет происходящее «массовой резней христиан в Сирии». Сирийская монахиня Хатун Доган приводит факты о том, что кровь убитых христиан продается в Саудовскую Аравию для ритуального омовения рук. Исламисты, или как их в Сирии называют «слуги шайтана» (они же сатанисты), верят, что таким образом они приносят «неверных» в жертву Аллаху. При освобождении всемирно известного христианского города Маалюля, единственного место на земле, где до сих пор разговаривают на языке Христа, правительственной армией были найдены многочисленные тела христиан со спущенной кровью.

В качестве примера целенаправленных убийств христиан епископ Армянской Церкви из Дамаска Армаш Налбандиан рассказывает об инциденте с убийством двух христиан из автобуса, остановленного повстанцами. Боевики выделили среди пассажиров христиан. Их казнили, а их головы принесли показать остальным пассажирам. В этом году произошло несколько массовых похищений христиан исламистскими боевиками. В феврале были атакованы деревни на северо-востоке страны, где около 90 христиан были взяты в плен, поскольку отказались снять кресты с церквей и платить террористам унизительную дань. В окрестностях города Хомс были также похищены 230 гражданских человек (и среди них 60 христиан), которых обвиняют в «сотрудничестве с режимом» Башара Асада. До сих пор ничего не известно о судьбе двух епископов – представителей Антиохийской Церкви Павла Язиги и Сирийской Церкви Григория Ибрахима, – похищенных в ночь с 22 на 23 апреля 2013 года.

Отец Иосиф, представитель Сиро-Яковитской (Сирийской) Церкви, рассказывает об учиненном исламистами теракте, в результате которого мог пострадать Патриарх Сирийской церкви Мар Игнатий Ефрем II. 19 июня 2016 года предстоятель прибыл в городе Эль-Камышлы провинции Хасаке на специальную церемонию, посвященную 101-й годовщине геноцида армян и ассирийцев в Турции. «Смертник устроил взрыв прямо у входа в здание, где мы проводили богослужение», – говорит отец Иосиф. «Наша Церковь совместно с другими христианскими Церквями предпринимает все усилия, чтобы ООН приняла решение о признании подобных террористических актов геноцидом против христиан на Ближнем Востоке», – добавил священнослужитель.

Будущее христиан Сирии видится очень скорбным, ведь уже сейчас там начинает осуществляться так называемый «иракский сценарий», при котором под молчаливое согласие мировой общественности более 90% христиан покинули страну.

В резиденции Патриарха Сиро-Яковитской (Сирийской)
Православной Церкви. Сирия, Дамаск, Баб Тума

Еще одним направлением антихристианского террора в Сирии стало уничтожение христианских святынь. Глава Сиро-Яковитской Церкви Патриарх Мар Игнатий Ефрем II свидетельствует, что «на сегодняшний день в Сирии разрушению подверглись сотни древних церквей и монастырей, которые восходят еще к IV–V веку». Многие из храмов были разорены и сожжены, в частности храм Георгия Победоносца и храм Пояса Богородицы. Обстрелу подвергся даже знаменитый монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Сейдная, основанный еще в VI веке, куда традиционно совершали паломничество не только христиане, но и мусульмане, особенно бездетные семьи, ищущие помощи и предстательства Божией Матери перед Ее чудотворной Сейднайской иконой, написанной, по преданию, святым евангелистом Лукой. Пострадали и архитектурные комплексы Калаат Семаан и святилище Симеона Столпника, построенное византийскими императорами в V–VI веках. Серьезному разрушению подвергся так называемый «исторический Сергиополь» – место, где находились мощи святого Сергия, того самого, в честь которого был назван Игумен земли Русской Сергий Радонежский. Еще до прихода ислама в Сирию Ресафа была одним из важнейших мест паломничества христиан на территории Ближнего Востока. Сегодня этот город в пустыне стал своего рода крепостью для мятежников, так что можно представить масштабы постигших его разрушений.

C Блаженнейшим Патриархом Иоанном X 
Дамаск, главная резиденция Антиохийского Патриарха

Особая судьба у древнего христианского города Маалюля, который почти три года находился под контролем боевиков из группировки «Фронта ан-Нусра». «Купол церкви Святого Георгия поврежден в двух местах, – свидетельствует Патриарх Мелькитской Греко-Католической Церкви Сирии Григорий III Лахам. – Стены монастыря пробиты пушечным огнем, находятся в полуразрушенном состоянии, требуют перестройки. Ценные иконы украдены. В монастыре Святых Сергия и Вакха разрушен древнейший алтарь языческого происхождения, освященный христианами». Похожая картина, по словам главы Греко-Католической Церкви, наблюдается и в храмах Святого Илии и Святой равноапостольной Феклы. По подсчетам Сирийской Патриархии, чтобы отремонтировать только один монастырь Святой Феклы, потребуется около 150 миллионов сирийских фунтов (около 800 тысяч долларов). Таких средств у государства нет.

В этой связи хочется отметить, что некоторые страны умышленно отказались от усилий по сохранению мировой культуры. Так, незадолго до того, как была развязана война в Сирии, США вышли из состава ЮНЕСКО, сняв с себя ответственность за сохранение мирового культурного наследия. Сегодня на мировом черном рынке идет подпольная и грязная торговля артефактами, награбленными в Сирии ценностями.

Сирия – та земля, из которой архитектурная традиция пришла на Запад и стала истоком романской архитектуры. Сирийские памятники стали частью византийской цивилизации и, как часть этой цивилизации, пришли в Россию. Поэтому для нас наследие христианской Сирии – это не какое-то абстрактное наследие, как, например, искусство древнего Перу. Война в Сирии – гораздо более близкая к нам катастрофа, чем кажется, ведь без этого наследия русская картина мира никогда не будет полной.

Переживая настоящую гуманитарную катастрофу, каждодневный страх за собственную жизнь, рискуя умереть мученической смертью, многие из христиан Сирии все же упрямо отказываются покидать свои дома, они понимают, что, если все христиане уедут из Сирии, многовековая христианская история на этой земле закончится навсегда. Их последняя надежда – Россия. От нашей помощи и наших молитв зависит сегодня и судьба наших братьев и сестер во Христе, живущих в Сирии. И, прежде, чем осуждать тех, от кого в нашей стране зависит принятие решений об оказании им помощи, давайте задумаемся, что все, что сейчас происходит с христианами Ближнего Востока, может произойти и с нами.

С Патриархом Мелькитской Греко-Католической Церкви Сирии
Григорием III Лахам
Дамаск, резиденция Патриарха

Подготовила Мария Мономенова


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить