Мы нужны друг другу. Миссия в местах лишения свободы

Пост для церковного человека – это не только ограничения в диете, но и воздержание, и молитва, и, конечно же, добрые дела. О людях Церкви, способных вдохновить личным примером «Прихожанин» будет регулярно рассказывать своим читателям. Научный сотрудник Миссионерского факультета ПСТГУ, руководитель Центра духовной поддержки православных общин в заключении во имя прп. Ефрема Сирина, Наталия Владимировна Пономарева поделилась с нами своей историей. Для нее, многодетной мамы с двумя дипломами о высшем образовании, просвещение заключенных стало делом всей жизни. Начавшись с переписки с тремя заключенными, оно принесло радостную весть о спасении сотням, если не тысячам несчастных. А главное, позволило во всей полноте ощутить радость от соработничества Христу Воскресшему.

Для меня тюремное служение началось с трех писем из мест лишения свободы, которые 12 лет назад передала мне моя крестница с просьбой ответить на них. Я сидела дома с маленькой дочкой – это был третий ребенок, и мне очень хотелось, хоть как-то послужить Богу теми знаниями, которые я получила, окончив ПСТГУ. В то время крестница вела переписку почти с пятьюдесятью заключенными. Их письма заинтересовали меня, прежде всего, тем, что не содержали просьб о материальной помощи. Я с удивлением отметила для себя, что люди, находясь в крайне тяжелых условиях, не просили ничего, кроме общения во Христе. Заключенные спрашивали, как понимать те или иные места Священного Писания, что такое Церковь и может ли она прийти к ним в зону, просили духовной поддержки. Это и вдохновило меня на переписку. Очень скоро я поняла, что человек, который попал в тюрьму, претерпевает сильное сердечное утеснение. Ему тяжело не только и не столько материально, сколько душевно и духовно. Душевно, потому что он обычно лишен дружеских связей (люди там очень боятся раскрываться сердечно и поэтому не могут друг друга поддерживать). А духовная тяжесть связана с тем, что, совершив преступление и порой достаточно тяжелое, человек очень сильно страдает. Душа наша по природе христианка, и человек хочет расстаться с этим греховным состоянием, хочет покаяться, но не знает, как это сделать. Переписываясь с несколькими людьми, я столкнулась с тем, что человек, попадая в места лишения свободы, начинает чувствовать себя ненужным, никчемным и очень виноватым. Общаясь с теми, кто находится на свободе, он постоянно испытывает страх, что из-за его греховности и никчемности его оставят, что он не достоин ни внимания, ни любви. Это очень часто звучит в письмах: «Наверное, вы через силу со мной переписываетесь, наверное, вы не хотите этого. Я не понимаю, как можно хотеть со мной – таким – переписываться».

И эти слова как колокол зазвучали в моем сердце. Осознавая их смысл, я подумала: «Вот они, заключенные, так себя клянут и винят, хотя нарушили одну из десяти заповедей Божиих. Например, человек сидит в тюрьме за то, что украл или за то, что убил, и раскаивается в этом. Но ведь у нас, кроме заповедей “Не укради” и “Не убий”, есть еще восемь. Например: “Не прелюбодействуй”, “Чти отца своего и мать свою”, “Не пожелай чужого...” И все остальные заповеди, начиная с первой: “Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня” (см.: Исх. 20, 2–17), – спокойно нарушаются людьми, которые находятся по эту сторону решетки. В этом смысле мы абсолютно ничем не отличаемся друг от друга! Мы такие же грешники, как и они, ведь для Бога все заповеди равноценны. Это государство за убийство помещает людей в тюрьму, а за прелюбодеяние не помещает, но Господь требует от нас выполнения всех заповедей». И эта мысль вдохновила меня написать об этом каждому из своих корреспондентов. Занявшись тюремным служением, я столкнулась с тем, что многие люди, даже в среде православных христиан, считают, что если человек сидит в тюрьме, значит, он заслужил наказание, и нечего о нем особо заботиться. Ведь есть дети-сироты, есть инвалиды, престарелые – вот им действительно нужна помощь общества! Хотя интересно, что на деле человек, который рассуждает таким образом, обычно не заботится ни о сиротах, ни об инвалидах, ни о престарелых – ему просто не разогреть свою душу до милосердия и жалости. А ведь до революции к узникам в России относились совсем иначе. До суда человека, совершившего преступление, в народе называли злодеем, но после суда, после того, как он был отправлен по этапу, он становился несчастным, и отношение к нему менялось. Человек уже осужден, он уже получил свое наказание, значит, теперь его надо миловать, его надо любить, ему надо помогать. И вокруг этапа всегда собирались православные, которые всячески старались облегчить участь осужденных, утешить их, что-то дать им с собой в дорогу. Что же изменилось в людях нашего времени? Отвечая себе на этот вопрос, я поняла, что надо больше выступать в прессе и на радио, чтобы отношение к осужденным менялось хотя бы в христианской среде. С тех пор, как я взяла в руки эти первые три письма, прошло двенадцать лет, и многое действительно изменилось сейчас в лучшую сторону. Сейчас почти в каждой колонии есть молитвенная комната или храм, более тысячи священников посещают осужденных в местах лишения свободы. Нам Господь дал возможность организовать Центр поддержки православных общин в заключении во имя прп. Ефрема Сирина в Свято-Тихоновском институте, где собралась довольно большая команда добровольцев, (около шестидесяти человек), которая занялась духовной перепиской с заключенными (сейчас мы пишем более чем 350-ти осужденным). Мы разработали рекомендации по проблемам переписки и поддержки православных общин в местах лишения свободы; оснастили многие библиотеки при храмах и молитвенных комнатах в зонах духовной литературой, аудио и видеоматериалами.

Что знают заключенные о Боге и Церкви?

Занимаясь тюремным служением, мы увидели, что во многих исправительных учреждениях построены храмы, в некоторых из них храмы строятся, открываются молельные комнаты. Заключенные и сотрудники пенитенциарных заведений уделяют этой стороне вопроса немалое внимание. Но из писем заключенных мы узнали, что люди часто не понимают, что такое храм, с Кем мы общаемся, когда молимся, и что такое вообще молитва. Часто заключенные не понимают даже самых элементарных вещей. Они не читают Евангелие, а если и читают, то никак не применяют прочитанное к своей жизни. А главное, люди не понимают того, что Евангелие – это слова Бога, обращенные к нам. Ведь если мы о чем-то просим Господа (а в тяжелой ситуации сердце часто кричит к Богу, пытаясь что-то у Него попросить), то мы должны слышать и то, с чем Господь обращается к нам. Это ведь Его слова записаны в Евангелии. Но в Писании сказано: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10, 14). Без проповеди текст Евангелия часто бывает непонятен. И вот те вопросы, которые задавали в своих письмах заключенные, окончательно убедили нас в том, что мало построить храм в зоне, ведь есть места заключения в которые священники не могут приезжать часто, а если приезжают, то не успевают разбирать вопросы, связанные со Священным Писанием и богословием, ведь заключенные очень нуждаются в покаянии, душепопечительской беседе, на обучение времени просто не остается. Например, я знала общину, в которую священник приезжал примерно раз в квартал, крестил людей, а потом уезжал, часто даже не успев их поисповедовать и причастить. И староста в письмах спрашивал меня, как же жить новообращенным? Тогда мы и решили создать в зонах систему дистанционного обучения основам Православия, которая начиналась с первого курса – изучения Евангелия. И это оказалось очень важным для людей, находящихся в местах лишения свободы, по многим причинам. Во-первых, потому, что человек должен слышать, что ему говорит Господь, к чему Он его призывает, о чем просит, какие нравственные критерии жизни Он ставит перед людьми. Но еще и потому, что в Евангелии Господь говорит о Себе. А много ли мы знаем о нашем Боге? Много ли знаем о Христе и о Духе Святом? На деле оказалось, что все эти знания сокрыты от заключенных, которые, хотя и крестились и начали ходить в храм, а может быть, даже начали читать акафисты, – не знают толком, с Кем они общаются. Мы начали вести дистанционную катехизацию православных общин, так как почувствовали необходимость начального духовного просвещения. Из этого выросла Программа дистанционного образования в местах лишения свободы, которая насчитывает теперь шесть курсов: «Священная история Нового Завета» 8, «Катехизис. Начальные понятия» 9, «Катехизис. Начальные понятия» 10, «Закон Божий» 11, «Основы нравственности» 12.

Православное просвещение – это необходимость для взрослого человека, пришедшего к вере через покаяние. Так было в ранней Церкви: взрослого человека не допускали до Крещения без просвещения его светом Христовой истины, которое длилось сорок дней. Именно с тех пор Великим постом читаются особые молитвы о ПРОСВЕЩАЕМЫХ в Церкви. На каждой Литургии мы слышим возглас: «Оглашенные, изыдите!». Этот возглас как раз и касался тех членов Церкви, которые обучались основам веры и хотели знать и понимать, что говорит Господь через Писание, чтобы сознательно участвовать в ТАИНСТВАХ Церкви. Я думаю, что Церковь может быть избавлена от огромного количества церковных суеверий, если мы будем просвещать взрослых людей, которые готовятся принять Таинство Святого Крещения.

Из опыта мы увидели, что в местах лишения свободы благодаря обучению Основам Православной веры с Божией помощью начала складываться новая форма жизни тюремных церковных общин. Теперь по воскресеньям люди ходят в храм не только для того, чтобы помолиться вместе. Читая Евангелие, они собираются вокруг Христа. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). И это хорошо чувствуют члены тюремных общин. У нас есть письменные свидетельства о том, что и сама атмосфера воскресных встреч стала меняться. Православные с удовольствием приходят сюда еще и потому, что начали понимать смысл происходящего в храме. Они читают Писание, святоотеческие Толкования, отвечают на вопросы, которые мы задаем им в письменном виде. Эти вопросы мы обсуждаем общинно и стараемся сделать их как можно более разнообразными. А ответы рождаются, я думаю, в каждом сердце. Такое обучение оказалось очень интересной формой жизни общины, и многие благодарят нас за то, что эти встречи помогли людям и поддержали их в начале становления церковной жизни.

* * *

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить