Путь покаяния и крест любви

Позади осталось время строгого поста, время молитв и размышлений, наступили радостные дни Пасхи. В эти светлые дни «Прихожанин» решил порадовать своих читателей и рассказать им о новых книгах, которые вышли в издательстве Данилова ставропигиального мужского монастыря.

…Бывают книги, которые прочтешь, а потом поставишь на дальнюю полку и забудешь о них. А бывают такие книги, которые просто не хочется убирать в книжный шкаф, потому что душа требует возвращаться к ним снова и снова. Именно о такой очень необычной книге хочу рассказать в первую очередь. Она называется «Путь покаяния»и имеет подзаголовок «Беседы перед исповедью».

Читатель, возможно, удивится, ведь в любой церковной книжной лавке можно найти немало литературы, касающейся вопросов исповеди, но данная книга совершенно отличается от иных на эту тему. Она окажется невероятно полезной и для тех, кто готовится к своей первой исповеди, и для тех, кому трудно понять сам смысл покаяния. «Путь покаяния» – это сборник, в  котором размещены статьи, проповеди и беседы известных современных проповедников и духовных писателей. Причем беседы эти не назидательные, а, напротив, весьма живые и доверительные, и рассчитаны они на читателей самых разных уровней духовной подготовки.

Многие наши читатели могут возразить: «Мы уже давно знаем, как исповедоваться. Зачем нам эти беседы?» В качестве ответа можно привести слова одного из авторов этого сборника протоиерея Владимира Воробьева, который, в частности, заметил: «Привыкание к святыне, привыкание к исповеди – одно из самых страшных зол в нашей церковной жизни. И происходит это потому, что, во-первых, нет возможности, условий для правильной исповеди, а во-вторых, нет правильного понимания у нас, что такое исповедь для тех, кто живет церковной жизнью постоянно, кто часто причащается».

Эту книгу полезно читать не только перед исповедью, но и в любой другой день. «Путь покаяния» – это книга-размышление, книга-советчик, книга-наставник, потому что у каждого человека свой путь к покаянию, и, чтобы его нащупать, необходимо слышать и понимать мысли великих духовных писателей о грехе, гордыне, обидчивости. Как раз о том, что так часто мешает человеку найти свой путь к покаянию.

Многие верующие годами ходят в церковь и каждую неделю перечисляют священнику одни и те же грехи, большие и не очень,  серьезные и пустяковые – но покаяние ли это? Или это всё же некая укоренившаяся в нас привычка, не имеющая никакого отношения к глубокому, искреннему, очищающему душу и изменяющему сознание покаянию?

Хотите разобраться в этом важном вопросе – обязательно прочитайте книгу «Путь покаяния». Перечислю лишь некоторых святителей, священников и духовных писателей, чьи проповеди и беседы содержатся в этом сборнике, и ты сам, читатель, оценишь значимость этой книги: священномученик Сергий (Мечев), митрополит Антоний Сурожский, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Алексий (Поликарпов), протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Димитрий Смирнов… Их мысли глубоки, просты, кому-то они могут показаться непривычными или парадоксальными, но ни одного читателя не оставят равнодушным.

Вот, к примеру, что говорит о покаянии митрополит Антоний Сурожский: «В чем заключается покаяние? Человек, который отвернулся от Бога или жил собой, вдруг или постепенно понимает, что его жизнь не может быть полной в том виде, в каком он ее переживает. Покаяние заключается в том, чтобы обернуться лицом к Богу. Этот момент изначальный и решительный. <…> Покаяние заключается не столько в том, чтобы хладнокровно увидеть в себе грех и принести его Богу на исповеди, сколько в том, что нас что-то так ударило в душу, что вырвались из наших глаз и из нашего сердца слезы».

Глубокий разбор самого явления исповеди дается в работах протоиерея Владимира Воробьева, который, как ни парадоксально, пишет о том, что традиция частой исповеди в итоге «приводит  к профанации исповеди». И делает отсюда вывод: «Выход виден только один. Не имея возможности отменить исповедь перед Причастием, мы должны сохранить разрешительную молитву. Просить людей каяться в содеянных грехах, но не смешивать это с подробной исповедью».

Отец Владимир объясняет, что духовная жизнь всегда связана с подвигом, но беда в том, что «…подавляющее большинство тех, кто заполняет наши храмы, не хочет жить подвигом. Они об этом не говорят прямо, как правило. А иногда говорят. Но чаще просто молча не хотят <…> хотят как-нибудь самих себя обмануть, а заодно и священника. Причем так, чтобы это не было похоже на обман, чтобы успокоить свою совесть. <…> Чтобы причащаться, исповедоваться, молиться, считаться православными, считаться хорошими, и в то же время – никаких подвигов».

Всё в нашей жизни взаимосвязано: страсть и грех, дурной поступок или помышление лежат на одной чаше весов, искренняя исповедь и покаяние – на другой. Какая перевесит? Об особенностях греха и покаяния рассуждает протоиерей Валериан Кречетов. Его мысли образны и афористичны, они напоминают головоломку или ребус: просто прочитать нельзя, пока не вникнешь – не поймешь. «Грех – это всё себе, это замкнутость в себе, "себя люблю", это эгоизм. <…> Грех – это то, что разделяет людей. Но сознание своей греховности – это не то, что замыкает в себе. Это понимание того, что ты живешь среди людей и ты должен проявлять снисхождение, смирение, терпение. <…> Господь создает человеку такие внешние обстоятельства, которые ему полезны,  а для развития страстей неполезны, и поэтому всё, что происходит с человеком, связано с его внутренним устроением. <…> Древо креста вырастает на почве сердца. А крест – это то, что человеку приходится терпеть, нести. <…> Соответственно внутреннему устроению человека Господь посылает обстоятельства, которые бы помешали развитию в нем какой-либо страсти».

Свой небольшой труд, названный «Исповедью», наместник Данилова ставропигиального мужскогомонастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) построил в форме ответов на конкретные вопросы прихожан. Такие часто задают и те, кто недавно воцерковился, и те, кто уже не первый год ходит в храм, но продолжает искать ответы. «Что такое покаяние?» – «Надо ли исповедовать помыслы?» – «Что делать, когда исповедь становится холодной?» – «Что такое генеральная исповедь?» – «Что делать, если повторяешь грехи, в которых уже каялся?»…

Отец Алексий отвечает на все вопросы ясно и просто. Так отвечали на вопросы своих чад и оптинские старцы, и многие другие авторы святоотеческих творений, чьи поучения пропитаны духом Священного Предания и являют собой основу духовной жизни для церковного человека.  «Грех, совершенный делом, имеет разные степени. Это плод, но плод чего? Как говорят святые отцы, прежде всего, является греховная мысль – прилог. Если мы ее рассматриваем, принимаем – это уже сочетание. Если мы за ней следуем – это пленение. И вот после этого пленения уже совершается дело, которое является грехом». «Иногда люди исписывают своими грехами большие листы, много больших листов и приходят с этим к духовнику. <…> Но дело ведь не в том, много ли написано, а дело все-таки в том, как отзовется сердце, как реагирует душа на все эти наши высказывания. <…> Можно покаяться на одном вздохе, на одном "Господи, помилуй", но опять же сердце должно плакать». «Один и тот же грех – мы и каемся, мы его и повторяем. И что же теперь – не каяться совсем или не повторять грех? <…> Святитель Тихон Задонский говорил, что наше спасение совершается не от победы к победе, а от поражения к поражению. Упал, встал – и иди дальше».

Я прошу прощения у читателя за пространный пересказ авторских цитат сборника, но мне лишь хотелось показать, что все беседы, проповеди и лекции хочется читать и перечитывать по нескольку раз. Так же и в «Опыте построения исповеди по десяти заповедям» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), кажется, ценна и важная каждая его строчка.

Итак, «Путь покаяния» – сборник из 525 страниц, в котором важные вопросы исповеди, греха и покаяния разбирают духовные писатели – прославленные в лике святых и наши современники. Книга, которая может и должна стать настольной у каждого православного человека.

Вторая книга, которую я хочу представить вниманию читателей «Прихожанина», тоже сборник, составленный из отдельных статей, рассказов, размышлений разных людей – священников, монахов, писателей и журналистов, пишущих на духовные темы. Он называется «Легкий крест любви» и имеет подзаголовок «Без милосердия мы не христиане».

Поистине замечательная книга. Если честно, мне даже трудно в небольшой рецензии рассказать, насколько это полезное чтение. Убедиться в этом можно, лишь взяв ее в руки и начав читать. А начав читать, очень трудно оторваться: переходишь от статьи к статье, от одного рассказа – к другому.

Милосердие и любовь к ближнему – именно этому посвящена каждая страница этого сборника. Программной, определяющей весь настрой книги я бы назвал статью игумена Петра (Мещеринова) «Без милосердия мы не христиане», которую он начинает словами: «"Будьте милосерды, как и Отец Ваш милосерд" (Лк. 6, 36), заповедует нам Евангелие». Главную свою мысль отец Петр формулирует так: настоящий христианин не тот, кто соблюдает посты, исполняет молитвенные правила, ходит в храм и прочее, а тот, кто пребывает в любви и милосердии к другим людям.

Другие авторы – священники и монахи – развивают тему милосердия и любви к ближнему каждый по-своему. К примеру, иеромонах Макарий (Маркиш) с печалью отмечает, что многие православные по сути своей весьма агрессивные люди: клеймят или самонадеянно учат «не так» верующих или «не так» постящихся. Вот и получается, что вместо настоящей христианской любви к ближнему или дальнему своему мы имеем дело с людьми, которые на самом деле отравлены ядом властолюбия и стремятся заменить любовь системой запретов.

О том, что христианство воспринимается многими верующими как система запретов и эта мысль вытеснила главную заповедь Христа о любви и милосердии к ближнему, пишет священник Сергий Круглов, с сожалением замечая, что в представлении многих людей Церковь – это «территория запретов». Анализируя странные и весьма неразумные запреты, которые совершенно не отражают позицию Церкви, а придуманы самими мирянами, отец Сергий говорит: «К имеющимся каноническим запретам народ с удовольствием присоединяет свои, выдуманные. <…> И множатся эти суеверия, и толстеют издаваемые невесть кем книжки с длинными перечнями грехов, и тяжелеют сии бремена, воистину неудобоносимые». В итоге священник, размышляя о свободе и запретах, дает свою «рекомендацию по жизни»: «Свобода – это ответственность в жертвенном служении тому, кого любишь, и готовность идти за ним и на Голгофу, и в Воскресение, и жить с ним вечно. Словом, свобода едина с любовью, с тем главным, что нам заповедовал Бог <…> Заповеди запрета – это рекомендации для выживания, а заповеди свободы и любви – рекомендации для жизни, ведь ограничиваться только выживанием невозможно».

Отдельного упоминания заслуживают рассказы, представленные в сборнике «Легкий крест любви». На первый взгляд, такие простые и в то же время такие щемящие, трогательные, лиричные, добрые, и все они на одну и ту же тему – «Милосердие как единственное лекарство от черствости». Талантливые православные писатели Елена Кучеренко, Мария Сараджишвили, Елена Есаулова, Андрей Коченов, Людмила Ламонова и многие-многие другие сумели в своих рассказах показать удивительный мир настоящей доброты.

Есть в книге и раздел под названием «Круговая порука добра», целиком построенный на реальных историях высокой жертвенной любви. Об этих случаях в свое время писали газеты, рассказывали по телевидению. Теперь о них можно прочитать в сборнике «Легкий крест любви».

Сегодня ты, читатель, думаю, увы, и не вспомнишь имя Станислава Слободяна из Сургута, который погиб на пожаре, но вытащил из огня… 43 человека. Или пакистанца-христианина Аккаши Баширу, пожертвовавшего  жизнью, чтобы спасти от рук террориста церковь святого Иоанна в Лахоре и всех прихожан, которые в момент взрыва находились на службе в храме. Или имя семилетнего Жени Табакова из Ногинска, погибшего от рук убийцы и насильника, но ценою своей жизни спасшего сестру. Или знаменитого спортсмена и многократного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна, которого Господь привел во время утренней пробежки на берег Ереванского водохранилища как раз в тот момент, когда с дамбы в воду сорвался проезжавший троллейбус. Шаваршне, не раздумывая, прыгнул в ледяную осеннюю воду, на глубине 10 метров под водой разбил окно и начал вытаскивать на поверхность одного за другим пассажиров… И спас 20 человек! Сам он при этом поранил ноги и руки об осколки стекла, заработал двухстороннюю пневмонию и полтора месяца находился в больнице между жизнь и смертью… Как тут ни вспомнить слова Спасителя: «Нет  больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Есть в книге поразительные и трогательные истории о необыкновенных людях наподобие болгарского дедушки Добри, всю свою жизнь посвятившего помощи нуждающимся и восстановлению болгарских церквей. А чего только стоит история китаянки Лю Сяоин, которая всю жизнь проработала сборщицей мусора. Она находила на улице или в мусорных баках брошенных детей, выхаживала их, а потом либо брала к себе домой либо пристраивала в семьи к друзьям. Более 30 человек обязаны своей жизнью китаянке Лю.

Впрочем, пытаться пересказать содержание этих хороших, добрых и трогательных рассказов – дело пустое и бессмысленное. Эти маленькие новеллы словно кусочки одного громадного пазла или великой картины, название которой «Любовь и милосердие».

Хотите узнать историю маленькой девятилетней девочки Рейчел Бэквис из Сиэтла, спасшей жизни 60 000 человек? Или уникального итальянского врача Джузеппе Москати, которого буквально боготворили все жители Неаполя и чьим девизом были слова «Нельзя бояться, когда идешь делать добро»? Тогда сделайте себе и своим друзьям настоящий подарок – купите книжку «Легкий крест любви». Не пожалеете!

…И наконец третья книжная новинка, которую «Прихожанин» рекомендует своим читателям, сборник «Господи, помоги моему неверию!» Она еще имеет определяющий подзаголовок «Помощь в духовной жизни».

Что делать верующему, если он ощущает в себе грех маловерия? Правильный ответ: молиться и советоваться со своим духовником. А если не всегда есть возможность пообщаться с духовником? Ведь кто из нас не чувствовал в себе грех маловерия? И ведь именно этот грех считается одним из самых тяжких – тяжелее убийства, воровства или предательства. И недаром считается, что все другие грехи лишь следствие одного-единственного греха – неверия.

Так что же делать в подобном случае? Как укрепить себя в вере в Бога? Надо обращаться к трудам великих святых, православных подвижников и духовных учителей. Ведь и им приходилось проходить через подобные сомнения, ощущать свое маловерие и укрепляться в вере.

Как раз для такого случая издательство Данилова монастыря подготовило редкий сборник, призванный помочь укрепиться верующему в духовной жизни, нащупать утерянную «ступеньку» лестницы, ведущей к Богу.

В этом довольно большом сборнике (330 страниц) тексты только четырех духовных авторов. Но зато каких! Богослов и историк православной Церкви Николай Евграфович Пестов с большим отрывком «Бог и богопознание» из его книги «Современная практика православного благочестия». Святой праведный Иоанн Кронштадтский с отрывком «О вере в Бога» из книги «Моя жизнь во Христе». Преподобный Паисий Святогорец с большим отрывком «Вера и надежда на Бога» из книги «Слова» и протоиерей Евгений Попов с отрывком «Грехи неверия» из книги «Нравственное богословие для мирян». Как мне кажется, одно перечисление этих четырех имен должно показать читателям большую ценность этого сборника. Тем более что многие, вероятно, знакомы с произведениями этих великих духовных учителей.

Для чего нужна вера? Именно так назвал одну из своих глав богослов и историк Николай Пестов. И в самом начале главы дал конкретный ответ: «Ни для чего! Если бы я сказал, что она нужна, чтобы быть хорошим человеком, чтобы помогать людям, чтобы познавать Бога, чтобы спасти свою душу, всё это означало бы корыстное и эгоистическое отношение к вере. Мы верим не для чего-то, а потому что мы любим Бога, потому что Бог есть для нас (в Своем явлении на землю в качестве Богочеловека Христа) совокупность всего самого светлого, чистого, бесконечно прекрасного короче, всего самого желанного. Любовь к Богу ведет за собой веру в Бога. <…> Суть веры и религиозной жизни не в принудительной очевидности, а в усилении и выборе. Вера – путь к Богу, опыт, который всегда удается».

А вот эта следующая мысль принадлежит святому праведному Иоанну Кронштадтскому: «Вера в Господа как Сущего есть для души источник жизни. Как представить Сущего? Сочти всё видимое и невидимое за ничто и представь, что един только Господь и есть».

Очень красиво и поэтично написан отрывок «Вера и надежда на Бога» преподобного Паисия Святогорца, построенный в стиле беседы.

Вот тебе, читатель, в качестве примера небольшой отрывок:

– Геронда, а какая связь между верой и любовью?

– Сначала есть вера, а потом приходит любовь. Для того, чтобы любить, нужно верить. Человек не может полюбить то, во что он не верит. Поэтому для того, чтобы возлюбить Бога, надо уверовать в Него. В соответствии с имеющейся верой будут надежда, любовь и жертва ради Бога и ближнего. Горячая вера в Бога рождает горячую любовь к Нему и к Его образу – нашему сочеловеку. <…> Если наша вера теплохладна, то теплохладной будет и наша любовь. Если же наша вера горяча, то и любовь наша тоже будет горячей.

…Но больше не буду рассказывать тебе, читатель, об этой замечательной книге. Как говорится, «имеющий уши да услышит». Полагаю, как и первые две, эта книга, несомненно, должна стать настольной для каждого верующего. В ней он найдет ответы на многие, даже еще не заданные вопросы, и эти ответы будут значительно больше темы о вере и неверии. Ведь как отмечает в сборнике Николай Пестов, «если не удается нам достаточно обращаться с носителями Духа Святого Божия, то тем более надо уделять  время на духовное чтение. Кто наблюдал за собой, тот знает, как много помогает чтение укреплению веры и воспламенению духовной ревности».

Петр Селинов


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить