Размышления о благотворительности и «показательных выступлениях»

Елена Кучеренко

Я не знаю почему, но многие прекрасные начинания у нас со временем приобретают какую-то извращенную форму. Несколько лет назад в одной из московских школ прошла чудесная акция «Дети вместо цветов». Учитель предложила не приносить ей первого сентября дорогие букеты, а перевести деньги в благотворительный фонд «Вера». Многие учебные заведения последовали этому примеру. И теперь акция проходит повсеместно.

«Если я приму букет – меня уволят»

Сразу скажу: я категорически за благотворительность. Наша семья участвует не только в «Детях вместо цветов», но и во многом другом, что касается помощи бедным, нуждающимся, больным, бездомным и так далее. К одним акциям мы подключаемся по ходу, другие инициируем сами. Пишу это не для того, чтобы нас похвалили, а чтобы было понятно наше отношение к подобным вещам.

В этом году акция проходит в обоих классах, где учатся две мои старшие дочки. И там, и там родители немного спорят о том, нужно ли это им и их детям? Будут ли деньги потрачены на «поповские мерседесы», если перевести их в православный фонд? Украдет ли пожертвования фонд светский? Как контролировать благотворительные финансовые потоки? И так далее. Но в итоге уже не первый год всё заканчивается более-менее мирно: учителям вручается большой букет от класса, а деньги отправляются в фонд Хабенского или какой-то другой. Наша семья сдает деньги в фонд и приносит цветы учителю. Так хотят мои девчонки.

Но вчера я поговорила с моей знакомой многодетной мамой, которая по совместительству еще и учитель в одной из московских школ. «Знаешь, я, конечно, за то, чтобы помогать другим, но теперь, если мне дарят букет, у меня такое чувство, как будто я обираю больных детей. А я люблю цветы, и первое сентября для меня – праздник. Понятно, что, если мне предложат поучаствовать в акции, я не откажусь. Но, наверное, предложение должно исходить от меня, а не от родителей», – огорченно сказала она.

Другая учительница (у меня много знакомых педагогов) говорит, что в их школе всё это «спущено сверху» в приказном порядке, как и во многих известных ей школах. Третья утверждает, что школьное руководство, принявшее решение участвовать в акции «Дети вместо цветов», под страхом увольнения запретило учителям принимать цветы первого сентября. И, если букет всё же будет преподнесен, его придется отправить в помойку, пока кто-нибудь не просигнализировал наверх о неблагонадежности одариваемого.

И возникает вопрос: «А зачем вообще это нужно?» Понятно, что так или иначе деньги собираются, переводятся в фонды, многим людям оказывается помощь, и это очень благородное дело. Но зачем это нужно учителям, которых в категоричной форме обязали участвовать в этой акции? Ведь в конечном итоге главные «благотворители» – это они. Это они отказываются от цветов в пользу больных детей. Если инициатива исходит от учителей – это прекрасно. А если нет? Если их просто назначили этими благотворителями? Наручниками приковали к батарее благотворительности и им просто некуда деваться?

В самом деле многие, и я в их числе, задаются вопросом, зачем учителю тридцать букетов. Резонно. Но ведь также кто-то может прийти в наш дом и спросить: «А зачем Вам, уважаемая, тридцать лаков для ногтей? Не хотите ли под страхом выселения пожертвовать двадцать девять в детский дом?» Я, конечно, пожертвую. Но что я про себя подумаю – об этом лучше умолчать.

«Но надо же что-то делать...»

Многие говорят, и я в том числе, что эта акция нужна нашим детям, что таким образом они начинают чувствовать боль других людей, учатся понимать, что жизнь разная, и растут сознательными милосердными гражданами. Хорошо, если так. Но для того, чтобы ребенок почувствовал боль другого человека и решил протянуть ему руку помощи, нужно, как минимум, с ним об этом разговаривать. Нужно проводить уроки благотворительности, показывать фильмы об инвалидах, приглашать известных благотворителей, волонтеров, сотрудников хосписов, водить ребят в больницы, дома престарелых, детские дома. Они должны сами увидеть эту боль, прикоснуться к ней, пропустить через свое сердце.

А если этого нет (а давайте будем честными – этого почти нигде нет) и вся акция заключается в том, что родитель не купил учителю цветы, а деньги куда-то там перевел, какой смысл во всем этом для ребенка? Мои дети это всё понимают, но они в этом вольно или невольно варятся. А если ребенок не варится и ему никто ничего не объясняет?

И еще один момент. Да, прекрасно, когда деньги переводятся в фонды и это помогает спасению чьей-то жизни. Это нужно делать обязательно. Но если мы говорим о воспитательной функции для наших детей, то не лучше ли иногда найти кого-то адресно? Чтобы наши пожертвования не только пополнили собой фонды и растворились в них (а, повторю, это важно и нужно), но чтобы ребенок реально видел плод своего участия в чьей-то трудной жизненной ситуации?

Мы, конечно же, снова переведем деньги в фонд Хабенского или какой-то другой. Но в это время в соседнем доме годами не выходит на улицу старушка, у родственников которой нет денег, чтобы купить ей инвалидную коляску. Почему бы не отправить эти деньги туда? И, увидев эту бабушку на улице, счастливую, дети поймут, что да, вот он – результат. И это вдохновит их помогать людям.

Или у нас был такой случай. Дети и родители собирали деньги на дорогую операцию знакомому мальчику, который мог без нее навсегда остаться в инвалидной коляске. И вы не представляете радость наших детей, когда эта операция была сделана. Но для того, чтобы найти людей, которым нужна помощь, необходимо время, необходим труд.

Я недавно говорила с одной знакомой:

– А почему бы не сделать, например, благотворительную ярмарку в школе? – спросила я.
– Я думаю, что родители не захотят. Это же надо что-то делать. Проще отдать деньги.

«Где мои сто рублей?»

И третий вопрос: какую смысловую нагрузку несет эта акция для родителей? Нет, для большинства – понятно. Прекрасную смысловую нагрузку. Люди жертвуют на спасение других. Но уже несколько раз я слышала разговоры, что, мол, «как классно, что есть эта акция. Я бы разорилась, потратила пять тысяч на букет (нельзя же выглядеть хуже других), а так сэкономлю – положу в конверт пятьсот рублей».

То есть для некоторых «Дети вместо цветов» – это не повод сделать доброе дело, а способ сэкономить. Дорогой букет – это обязательно, это имидж, а он превыше всего. А что в закрытом неподписанном конверте – никто не видит.

Насчет неподписанных конвертов. Хорошо, если так. Но в одной школе отдельные родители настолько переживали, чтобы их пожертвования не ушли «налево», не были потрачены «сборщиками» на себя, что родительскому комитету пришлось собирать их под подпись. Иванов – 500 рублей, Петров – 100 рублей. И отчитываться.

Больше всех волновался очень обеспеченный папа, который как раз сдал 100 рублей. Действительно, а вдруг «прикарманят деньжищи»? Он вообще не понимал смысла происходящего. Но, как говорится, «все побежали – и я побежал». Повторю, акция эта – прекрасное начинание. Но, если учителя обязывают отказаться от цветов под страхом увольнения, если ребенок совсем не понимает, что происходит, а родитель потирает руки, потому что сэкономил пару тысяч, разве это благотворительность?

Хотя, с другой стороны, если в одном классе всё счастливо сойдется и акция эта будет тем самым прекрасным делом, а в других, как и раньше, первого сентября все дети придут с цветами, то не будут ли на линейке одни коситься на других? Не знаю… Есть повод подумать об этом.

Фото: mosday.ru

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить