Ключ к вечности

Владимир Басенков

Воскресенье. Утро. Подхожу к церковной ограде – целая «обойма» попрошаек. Инвалид в кресле, цыганка, выпивоха и женщина с ребенком. Кому подать? Всем по чуть-чуть? Или вон тому инвалиду? Уровень жизни падает, и просьбы о помощи поступают отовсюду – и в интернете, и на улице. Как рассудить, кому помогать, а кому нет, и нужно ли это делать? Самому не хватает…

Милостыня есть акт духовного милосердия, духовного или вещественного. Буквально каждый день мы в своей жизни сталкиваемся с возможностью помочь ближнему словом и делом. Утешить, поговорить с тем, кто расстроен и пал духом, тоже милостыня. Мы тратим частицу себя ради другого человека. Старец Паисий Святогорец говорил, что жертва ради ближнего становится для благодетеля ключом от вечности. Когда человек думает о других чаще, чем о себе, по словам старца, он снискивает особую Божию заботу. Христос прямо говорит нам со страниц Священного Писания: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5:42). Без рассуждения?

Если провести опрос среди прихожан самого среднестатистического православного храма, стоит ли подавать стоящим на паперти, мнения разделятся. Одни скажут: «Надо»; другие поправят: «Смотря на что»; третьи безапелляционно назовут попрошаек мошенниками. И каждое мнение имеет под собой основание. Благодаря интернету и СМИ мы теперь знаем, что на просящих милостыню пенсионерах, инвалидах и других несчастных вполне могут делать деньги представители ОПГ. Они как бригадиры собирают команды больных, хромых и немощных, расставляют на «точки» и под вечер собирают дань. Интернет вообще дает безграничные возможности для мошенников. Кому из нас не «стучались» в личные сообщения люди со слезными просьбами перевести денежку на лечение, средств на которое у человека не хватает? Опыт уже научил многих отличать мошенников от истинно нуждающихся.

Но тем не менее и на улице, и в интернете, и в потоке всей нашей жизни мы регулярно сталкиваемся с теми, кто нуждается по-настоящему. Вложить купюру в протянутую руку – это как бросить кусок мяса тявкающей собаке, лишь бы отстала. А между тем денег у нас просит живой человек. И мы своей милостыней можем ему помочь, а можем и навредить. Помочь – это когда он, действительно, нуждается. И просимые у нас деньги пойдут на сведение концов с концами. А если нет? Если напьется или «нищий» для просящего – профессия, а не стечение жизненных обстоятельств?

У моего друга был случай. Подъезжает он к кафедральному собору нашего города – подходит к нему женщина. С грустным лицом просит на еду подать. И в этом лице чувствовалась какая-то правда, ненаигранность. Друг спросил: «Чего Вам купить?» – ожидая ступора или словесных увиливаний, лишь бы денег получить. Но женщина также ровно отвечает, что ей бы хоть какую булочку и попить. Друг, не долго думая, едет в магазин, берет молочных продуктов, салатов, пирожков и привозит нуждающейся женщине.

Другой случай из епархиальной жизни. К одному архиерею (вернее, к секретарю) приходит мужчина и просит дать денег на билет до дома. Его, естественно, спрашивают пункт назначения. Архиерей сам берет паспорт и через интернет бронирует билет. Радостный «путешественник» убегает, а через час возвращается с гневными требованиями поменять билет – мол, не тот взяли. Ну и деньги, желательно, ему наличными дать, чтобы он уж наверняка купил… Естественно, мошенника развернули и отправили восвояси.

К знакомому в друзья «ВКонтакте» добавилась молодая мать-одиночка. Переходит на страницу – закреплен заглавный пост с просьбой о помощи в сборе денег на дорогостоящую операцию. Перевести или проверить? Оказалось, что у девушки очень много со знакомым друзей. Несколько писем – и он выходит на тех, кто девушку знает лично и может поручиться, что ей, действительно, нужна помощь. Несколько минут времени помогают успокоить совесть и сделать правильные выводы. «Учение двенадцати апостолов» говорит, что монета милостыни должна запотеть в твоей руке, прежде чем ты дашь ее кому-то. О чем эти слова? О рассуждении. Стоит крепко подумать, взвесить все за и против. Поговорить со своей совестью, с разумом. И когда внутри приходит понимание, как поступить, нужно сотворить милостыню или оставить ее для кого-то еще.

Но творить милостыню необходимо. Помощь ближнему есть неотъемлемая составляющая служения человека Богу. Это трудно, если подходить к помощи нуждающемуся не формально, «между делом», а осознанно и целенаправленно. Трудно дать больше, чем берет рука в кошельке. Не горсть монет, не купюру малого достоинства, а кусок, который будет буквально оторван от тебя с силой, с протестом. Да, и здесь нужно рассуждение: стоит помнить и о том, как жить тебе и твоим близким. Потому как прежде нужно печься о своих домашних. Но Бог познается в трудном жизненном выборе, сложных ситуациях, где нужно принимать решение, откапывать свою душу от налета уютного бездействия и внутреннего комфорта и действовать ради ближнего, а значит, ради Бога.

Творите милостыню. Так нам повелел Господь.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить