Кто он, военный священник?

А.В. Черкасов,
генерал-майор,
кандидат военных наук

Армия любой страны в любое время сильна не только вооружением, но, прежде всего, своим духом. Помочь в воспитании и укреплении воинского духа российского солдата могут военные священники. Кандидат военных наук, генерал-майор А.В. Черкасов в своей статье «Кто он, военный священник?» рассказывает, каким должен быть капеллан и чего ждут от него военные. Эта статья была опубликована в сборнике издательства «Даниловский благовестник» «Наука побеждать. За веру и Отечество». И хотя со времени выхода этой книги изменилось отношение к проблеме военного духовенства на высоком уровне, она по-прежнему непросто решается на местах. В помощь всем, кто интересуется вопросами взаимодействия Церкви и Армии, «Прихожанин» предлагает отмеченный церковной наградой сборник статей известных авторов в удобных для скачивания форматах.

«Каким должен быть войсковой священник? Как он должен быть подготовлен? Что первично в его подготовке и в его деятельности?». Не может священник вести себя одинаково с солдатом и полковником, с сержантом и генералом, офицером полкового или армейского звена, а тем более Генерального штаба. Он должен быть подготовлен для работы с различными категориями военнослужащих.

Изучая сегодня нефальсифицированные исторические документы, мы вновь и вновь убеждаемся, что идеалы Православия всегда были духовной основой воинского воспитания и обучения войск, и несли эти идеалы в армию и на флот православные военачальники и православные духовные пастыри. Православная вера и сегодня является самым надежным фундаментом для воинского и патриотического воспитания военнослужащих российских Вооруженных Сил, она сохранила для этого историю, традиции, моральные идеалы и нормы, критерии и принципы, внутреннюю, нравственную чистоту, правду и силу. Цена вопроса о подготовке военных священников – государственно-национальная безопасность России, боеготовность и боеспособность ее Вооруженных Сил.

Наука побеждать«Наука побеждать»
за веру и отечество
Название: «Наука побеждать»
За веру и отечество
Год издания: 2008
ISBN:  978-5-89101-262-2
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     FB2     PDF

Сборник о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Российской Армии составлен при содействии Комитета по обороне Государственной Думы Российской Федерации, Главного управления по воспитательной работе Вооруженных Сил Российской Федерации, Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Войсковой священник должен иметь хорошую физическую подготовку и здоровье, способность вынести перегрузки и не стать обузой для войск. Он должен иметь элементарную тактическую подготовку: знать и соблюдать меры маскировки, понимать, что нельзя открыто ходить по позициям и не потому, что его могут убить, а потому, что он выдаст врагу наше местоположение, вызовет огонь и погубит сотни людей; уметь ориентироваться на местности, пройти стрелковую подготовку, владеть основами рукопашного боя, вождения автомобиля не для того, чтобы участвовать в бою, а чтобы оценить обстановку на поле боя и использовать эти знания во спасение ближнего своего и самого себя.

Но этого недостаточно. Опыт показывает, что священникам для работы в армии и на флоте необходимы глубокие знания: истории государственного и военного строительства России; истории войн и военного искусства, особенно военной истории России; конституционных и законодательных основ строительства Вооруженных Сил РФ, их организационно-штатной структуры и т.д. Военный священник должен знать происхождение и понимать значение памятных воинских дат и дней воинской славы России, воинских традиций, символов, гимнов, маршей, знать и уважать историю, подвиги героев соединения, части, где он служит.

Важно, чтобы военный священник обязательно знал основные положения общевоинских уставов, общие обязанности военнослужащих, порядок подчиненности, основы воинских взаимоотношений, правила воинской вежливости. Военную присягу, положение о знамени и некоторые другие положения уставов он должен знать так, как он знает молитвы.

Священники должны соблюдать военную и государственную тайну, не говорить о военных делах за пределами воинской части, особенно о дисциплине. Моральный дух и состояние воинской дисциплины всегда были первой тайной, которую старался узнать противник. Особый вопрос о возможных контактах священников из режимных частей с иностранцами. И подобных деталей много.

Военный священник должен иметь высшее общее и высшее академическое духовное образование, опыт практической пастырской работы. И главные усилия военного и морского духовенства должны сосредотачиваться на духовном воспитании военнослужащих, разъяснении высокой духовной сущности религии, проповеди, миссионерской работе.

При этом на первом месте должна стоять не обрядовая внешняя сторона, а внутренняя духовная сущность Православия, а также других религий, представители которых будут окормлять свою паству. Надо понимать, что все офицеры в армии и на флоте сегодня имеют высшее образование, и говорить с ними надо не только высоко духовным, но и грамотным языком. Потому и военный священник должен обладать высшим образованием.

Почему в Вооруженных Силах имеет место недопонимание роли священника в армии и на флоте? Ответ: потому что другого сейчас и быть не может. Это вполне объективное явление. Причины следующие: первая – наша армейская (флотская) духовная неграмотность, незнание командным составом истории и роли Русской Православной Церкви в строительстве армии и флота, роли морского и военного духовенства в достижении всех наших славных побед, непонимание духовных истоков побед Суворова, Ушакова, Кутузова, Скобелева и других выдающихся полководцев и флотоводцев России. Вторая причина – отсутствие должной подготовки священников к работе в Вооруженных Силах. Часто они не понимают сути армии, смутно представляют содержание и смысл воинской службы, а потому не видят своей роли, не находят своего места и неправильно себя ведут.

Безусловно, священнослужитель должен многое знать и уметь, прежде чем идти к военным людям. Но прежде всего он, видимо, должен знать особенности мышления, психологию, ментальность военного человека, особенности восприятия военнослужащими всего окружающего и себя в окружающей обстановке. Есть детали, которые некоторым могут показаться мелкими и незначительными, но которые часто могут определить отношение военнослужащих к священнику. Многим из нас, в том числе и мне, претит несколько упрощенный подход со стороны некоторых священников к воинским правилам поведения и традициям, к нашим душевным переживаниям и духовным потребностям. Например, переход некоторых батюшек к обращению с офицерами на «ты» с первой же встречи.

Все мы осознанно или неосознанно, интуитивно ждем от общения со священнослужителем прикосновения к Божией Благодати, жаждем духовного возрастания и морального совершенствования и бываем жестоко разочарованы, обманувшись в своих ожиданиях. Здесь особо необходимо сказать о важности настоящего морального авторитета священнослужителя. Без этого условия духовное воспитание невозможно.

Вера, Церковь, священник призваны облагораживать военное дело и военных людей. Священник должен учитывать особенности, традиции армии и флота, но не подстраиваться под нас. А мы не должны стремиться руководить священниками, деятельностью Церкви в армии. Очень опасна навязываемая многими либеральными политиками и СМИ идея, что священники придут в армию для борьбы с т.н. «неуставными взаимоотношениями» и «дедовщиной». Это от лукавого. Проблема превращения «традиционной дедовщины» и «нормальных неуставных взаимоотношений» в глумления, издевательства и преступления – сложная, самовоспроизводящаяся психологическая проблема, и никакой батюшка в полном объеме ее решить не сможет. Возложить эти задачи на священников – значит дать повод для постоянных упреков.

Священнослужители будут положительно влиять на положение дел в войсках и силах флота, в том числе и на воинскую дисциплину, если они будут заниматься исключительно своим делом: духовным воспитанием военнослужащих, миссионерством и проповедью, индивидуальной душеспасительной работой с военнослужащими, их духовно-религиозным образованием.

История сохранила для нас впечатляющие примеры самоотверженного служения военных священников. Вот лишь один пример. Крепость Измаил всеми признавалась неприступной. Мысль взять Измаил считалась безумной всеми, но только не Суворовым. Отработав в мельчайших деталях действия штурмовых колонн на макете крепости, Суворов приказал: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть!». Совершив молебен, Суворов приступил к штурму. Впереди шел священник с крестом. Крепость пала, участники штурма впоследствии сами себе не верили, что они совершили подобное чудо. Глядя при дневном свете, куда им пришлось с боем, под огнем противника взобраться, они искренне изумлялись, как смогли это сделать.

Суворов А.В.

В рапорте Главнокомандующему, князю Потемкину Суворов писал: «Полоцкого пехотного полка, священник Трофим Куцинский во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жестоком сражении. Крест Господень, который он, яко знамение победы для воинов, носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею». Императрица Екатерина II пожаловала отцу Трофиму наперсный крест с бриллиантами на Георгиевской ленте.

Совершено недопустимо, что современные офицеры и генералы нигде не изучают и не знают опыт духовно-нравственного воспитания воинов армии и флота нашими прославленными полководцами. Многие из них даже о «Науке побеждать» А.В. Суворова лишь где-то что-то слышали. Очевиден вывод, что военное и морское духовенство призвано помочь возродить и использовать систему духовного воспитания, детально разработанную нашими выдающимися военными мыслителями и военачальниками, духовными пастырями прошлых лет.

Отсюда вытекает главная цель восстановления института военного и морского духовенства – возродить Православный дух Армии и Флота России, вернуть высший духовный смысл воинской службы, обеспечить ее духовную наполненность. Именно эта высокая цель и должна определять содержание и систему образования и подготовки военных священников.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить