«Светом познания Христова землю Русскую одарил еси…»

Николай Головкин

28 июля – день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крещение Руси (с 2010 года отмечается в России и как государственный праздник)

18 лет назад вновь освящён Свято-Владимирский собор в древнем Херсонесе, где принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир

* * *

Много веков земля Крыма хранит память о подвижничестве святого апостола Андрея Первозванного, проповедавшего здесь христианство в 50 годах I века, святителя Климента Римского, равноапостольных Кирилла и Мефодия, давших славянским народам азбуку и грамматику, святого князя Владимира.

…После Крымской войны Император Александр II дал разрешение на строительство в Херсонесе, где сохранились руины древней церкви, соборного храма. Государь лично утвердил проект собора. 

Свято-Владимирский собор был возведён в 1892 году. Это храм-памятник, который воплотил в себе память о величайшем событии Крещении Руси, стал символом перехода восточного славянского мира от язычества к христианству, символом духовной преемственности между Византией и Россией. 

23 августа 1861 года Государь Император Александр II с Императрицей Марией Александровной, Великим князем Константином Николаевичем и Великой княжной Марией Александровной заложили первый камень в основание собора. Туда же положили медную доску с указанием события и времени закладки, увековечивая великое событие.

Через год фундамент был возведён. 15 августа 1867 года началась кладка стен второго этажа. Первый камень в горнее место был заложен великим князем Владимиром Александровичем, принявшим на себя звание ктитора собора

Выстроен собор в византийском кресто-купольном стиле: крестообразный храм покрыт куполом. Купол был известен и в Риме, и на Востоке, но им покрывали круглое основание. Первой крупной удачной постройкой, соединившей купол с крестообразным основанием, был храм во имя святых Сергия и Вакха в 536 году в Константинополе.

Свято-Владимирский собор в Херсонесе его копия. За этот проект архитектор Д.И. Гримм (ученик А.Брюлова, автор архитектурной части памятника Екатерины II в Петербурге, усыпальницы в Петропавловской крепости) был удостоен высшего звания профессор архитектуры.

Высота собора вместе с крестом составила более 34 метров. Стены его даже на уровне второго этажа достигали метровой толщины. Внутреннее убранство поражало своим великолепием колонны из ценных сортов мрамора, мозаичные полы. 

Средства на постройку Свято-Владимирского собора собирали по подписке по всей России. Когда срок подписки закончился, народ потребовал продлить её. Тем не менее, из-за недостатка средств сооружение его затянулось на три десятилетия.

Двухэтажный собор имел пять престолов. На втором этаже было три придела: главный во имя святого князя Владимира, левый святого апостола Андрея Первозванного, правый во имя святого князя Александра Невского.

Верхний храм отличался особой красотой. Молящиеся в нем вполне могли повторить вслед за послами князя Владимира, побывавшими в Святой Софии в Константинополе: «…стояще в храме сем, на небесе стояти мним…». 

Высоко вверх поднимались возгласы служащих и гулко-ясно раздавались во всех концах храма голоса поющих здесь. Чудному резонансу соответствовала дивная красота света, гармонически распределяемая повсюду. Свет падал преимущественно из высоких окон, и даже в пасмурные дни через подбор окрашенных стёкол казался всегда ярко солнечным и в то же время мягким. Свет этот освещал почти все иконы, которыми был полон храм, не исключая таких удалённых, как «Тайная вечеря» А. И. Корзухина (принимал участие в оформлении храма Христа Спасителя в Москве), высотой 26 метров. Она считалась лучшей в России. Кисти этого же академика принадлежали иконы «Крещение Господне», «Преображение», «Цари Давид и Соломон». 

Профессор живописи Нефф написал иконы: «Священномученики Херсонесские», «Св. Кирилл и Мефодий», «Апостол Андрей Первозванный», «Папа римский Климент», «Святой Стефан» и «Св. Мартиниан». Запрестольный образ «Нерукотворный Спас» и Корсунская икона Богородицы были точными копиями с икон, увезённых из Херсонеса св. Владимиром и хранившихся в Успенском соборе Кремля. Эти иконы, писанные Малышевым, пожертвованы императрицей Марией Александровной. Её же подарок древнее Евангелие.

Нижний храм хранил то, что осталось от той древней церкви, в которой крестился кн. Владимир. Стены и жертвенник прикрыли мрамором. На том месте, где была купель, положили тёмно-серую мраморную плиту с белым крестом и окружили изящной решёткой. Около неё стоял на постаменте ковчег с частицей мощей св. кн. Владимира, пожертвованных в Херсонес Государем Императором Александром II из малой церкви Зимнего дворца. На нём красовалась надпись:

«Десницею Всевышнего укреплён, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым крещением просвятися, светом познания Христова Землю Русскую одарил еси».

Вход в древний храм был обозначен мраморными плитами с иконами Спасителя и Богородицы, увенчанные корсунскими крестами. Справа над дверями в полукруге была икона «Крещение князя Владимира», а над левыми «Крещение киевлян» работы академика Риса.

Служба во Владимирском соборе начиналась в 4 часа утра.

В день памяти князя Владимира 15 июля (28 июля по новому стилю) из центра Севастополя, от Никольского Адмиралтейского собора, совершался крестный ход в Херсонес, к месту Крещения святого Владимира. День объявлялся нерабочим, для возможности всех принять участие в празднике, объединявшем людей чувством гордости за свою историю, благодарности Просветителю, Крестителю Руси.

* * *

«Только попав за границу, после того, как нашу родину постигло страшное кровавое бедствие большевизма, писал архимандрит Аверкий в книге «Крещение Руси и заветы св. князя Владимира русскому народу», русские люди в изгнании занялись переоценкой ценностей и вскоре многие из них поняли, как слепы они были раньше и, в частности, как мало ценили они своих подлинных духовных вождей и национальных героев и гигантов духа. Поняли они, что величайшим сокровищем русского народа является святая Православная вера, которой русский народ обязан буквально всем, что было у него прекрасного и возвышенного. Поняли они, что величайшим и славнейшим событием в истории русского народа является Крещение Руси, а величайшим национальным героем и духовным вождем русского народа должен быть признан главный виновник этого события – святой равноапостольный великий князь Владимир».

В 1924 году согласно постановлению ЦИКа и СНК Владимирский собор был закрыт. Храмовые ценности были изъяты ещё в 1922 году. Одиннадцать древних икон сохранялись до 1925 года, когда они в числе прочих были переданы Херсонесскому музею. В 1926 году туда же переданы святые мощи.

Во время Великой Отечественной войны Свято-Владимирский собор получил серьёзные повреждения, стены дали трещины, почти полностью было уничтожено внутреннее убранство. В таком виде собор находился более полувека.

* * *

Много трудов и сил пришлось положить правящему архиерею Крымской епархии митрополиту Лазарю, чтобы добиться восстановления этой великой святыни.

3 апреля 2004 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан; 1935-2014) совершил чин освящения восстановленного Свято-Владимирского собора Херсонеса.

Это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений Севастополя, поражающее величественностью, красотой и соразмерностью линий.

* * *

2 августа 2009 года, в день святого пророка Божьего Илии, Святейший Патриарх Кирилл, первым из Предстоятелей Русской Православной Церкви, отслужил в Херсонесе Божественную литургию.

Севастопольцы ещё ночью потянулись в Херсонес, чтобы присутствовать на историческом богослужении. Свято-Владимирский собор не смог вместить всех желающих. Возле него был сооружен помост, на котором Святейшему Патриарху предстояло совершить богослужение. К шести часам утра перед четырьмя большими экранами стояли 20 000 верующих.

Едва на выстроенную деревянную площадку ступил Патриарх, над храмом взвились три белые чайки. Птицы не улетали, пока шла Божественная литургия. Они кружили над белым шатром, украшенным цветами, ветвями кипариса.

Святейшему Владыке сослужили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и более ста архипастырей из Украины, России, Беларуси, Молдовы и других стран, сонм клириков. 

«/…/ Удивительным образом совпало, что сегодня на том месте, где крестился князь Владимир, который излечил Русь от язычества, мы проводим литургию, произнес Патриарх. И этот день пришёлся на праздник пророка Илии, который тоже был яростным противником идолопоклонства. К сожалению, подобные вещи не искоренены до конца и встречаются в наши дни.

/…/ Поклонятся идее и страстям – недопустимо, призывы дружить против кого-то приведут к тому, что губительные мысли разрастутся как раковая опухоль, которая разорвется кровавым протуберанцем. Призываю, следуя заповедям Божьим, любить друг друга, не поддаваться идеологам разного калибра, молиться и следовать голосу сердца!»

…Поистине пророческие слова!

«Россия, Украина, Белоруссия и многие другие страны – всё это единое пространство Святой Руси», неоднократно подчеркивал Святейший.

И это хрупкое единство помогал и помогает нам сохранять святой равноапостольный князь Владимир.  Мы молимся и молимся ему непристанно:

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диавола и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить