«Любовью и единением спасемся…»

Николай Головкин

5/18 июля воспоминание обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского, всея Руси чудотворца (1422).

Радонежский чудотворец, Игумен земли Русской – так с любовью называют основателя Свято-Троицкой Сергиевой лавры, связывая с его именем надежды на заступничество и молитву перед Богом.

…Величайшему подвижнику преподобному Сергию Радонежскому принадлежит судьбоносная роль в истории российского государства, заявил Владимир Путин, выступая 18 июля 2014 года на праздничном концерте, посвященном 700-летию основателя Троице-Сергиевой лавры.

«В истории нашего государства ему принадлежит поистине судьбоносная роль… Его мудрое и твердое слово наставника было духовной опорой, поддержкой в тяжелый период иноземного нашествия и внутренних раздоров», – сказал Президент.

«Именно тогда прозвучали его пророческие слова "любовью и единением спасемся", и этот призыв, наполненный непоколебимой верой, послужил объединению русских земель и навсегда вошел в душу нашего народа, в нашу историческую память», – сказал В.В. Путин.

«Заветы Сергия Радонежского это ключ к пониманию России, познанию первооснов, ее исторических традиций, единства и сплоченности. В этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее», – подчеркнул глава государства.

***

Сердце лавры – Свято-Троицкий собор, построенный в 1422 году на месте келии преподобного Сергия. Здесь ему было явление Пресвятой Богородицы, здесь сейчас покоятся его мощи.

Малоизвестный интересный факт приводит в своем очерке «Поля России» русский писатель Владимир Глазков, живущий в украинском городе Черкассы:

«…В 1442 году сербскими монахами, спасавшимися тут (в лавре – Н.Г.) после битвы на Косовом поле, был возведен Троицкий собор, расписывали который Андрей Рублев и Даниил Черный...».

Гениальным творением преподобного Андрея Рублева стала «Троица», написанная в похвалу преподобному Сергию Радонежскому. На довольно значительной по размерам доске великий иконописец изобразил ветхозаветную Троицу – символ единения.

В основу иконографии положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамбре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами).

Библейский рассказ в интерпретации преподобного Андрея Рублева утратил все те повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Нет Авраама и Сарры, нет сцены заклания тельца, даже атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы...

В начале XV века жизнь на Руси казалась людям невыносимо тяжелой и мрачной. А в Троицком храме Троице-Сергиевой лавры появилась рублевская икона, сиявшая неземным покоем.

***

Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, преподобный Сергий Радонежский «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

Вспомним, что и Игумен земли Русской, и его преемники поддерживали объединительную политику московских князей, их борьбу с монголо-татарским игом. Но не прошло и полувека после Куликовской битвы, в которой соединенные русские силы разбили орду Мамая, как московская Русь оказалась на пороге кровавой феодальной усобицы.

Мир, согласие, любовь – вот к чему призывал современников преподобный Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени.

Это важно и ныне. Чудотворная рублевская икона устремлена и в будущее – это послание и нашим потомкам.

***

Иконостас Троицкого собора лавры украшают и дошедшие до наших дней иконы известного троицкого иконописца XVI века келаря (хранителя припасов обители) Евстафия Головкина.

Когда в 1422 году были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского и их поместили в этом белокаменном соборе, над ними была утверждена первая икона «Явление Богоматери преподобному Сергию».

В разные времена в монастыре было создано множество икон с изображением этого чудесного явления. Наиболее прославлена из них икона Евстафия Головкина.

***

Явление Богоматери прп. Сергию.
Икона 1588 г.
Евстафий Головкин

Однажды глубокой ночью преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику преподобному Михею:

– Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение.

Едва он произнес эти слова, как был услышан голос:

– Пречистая грядет!

Преподобного Сергия внезапно осиял неземной Свет. Он увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света преподобный благоговейно склонился перед Божией Матерью.

– Не бойся, избранниче мой, – изрекла Она. – Я пришла посетить тебя – услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…

Божия Матерь стала невидима. А преподобный Сергий долго был в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.

Явление Божией Матери в келии преподобного Сергия – на месте нынешней Серапионовой палаты – было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия.

***

В 1585 году при государе Феодоре Иоанновиче было завершено изготовление серебряной раки для мощей преподобного Сергия, а верхнюю крышку деревянного гроба решено было разобрать на иконы. Эти иконы-реликвии и были написаны Евстафием Головкиным: «Явление Богоматери преподобному Сергию» – в 1588 году, а «Преподобный Сергий Радонежский с житием» – в 1591-м.

Излишне говорить об особой ответственности такого предприятия. Оно связывалось единым замыслом прославления преподобного: в 1592 году исполнялось двести лет со дня его преставления. Серебряная рака и надгробная икона в золотом окладе – вклад царя Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, и его супруги Ирины Годуновой как моление о чадородии – были актом государственной важности.

Чудотворные иконы письма Евстафия Головкина охраняли и охраняют Россию. В 1657 году царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал в польский поход «Явление Богоматери преподобному Сергию». В 1703 году эта икона участвовала во всех походах Петра I во время войны со шведским королем Карлом ХII.

…В наши дни в Троицком соборе лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице. Особая служба в честь Явления Божией Матери преподобному совершается в обители 24 августа (по ст. ст.), на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

***

Другая икона Евстафия Головкина из иконостаса Троицкого собора «Преподобный Сергий Радонежский с житием» также сопровождала русскую армию в походах.

Икона Преподобного Сергия Радонежского с житием.
Работа келаря Троице-Сергиева монастыря
старца Евстафия Головкина, 1591 год.
Написана на доске от гробницы Преподобного Сергия.
Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

Во время Отечественной войны 1812 года случилось так, что московское народное ополчение не имело знамени. Оно выступило в поход под хоругвями с изображением Успения Богоматери и святого Николая Чудотворца. Митрополит Московский Платон (Левшин), находившийся на покое в Вифанском монастыре, «подобно Сергию, некогда благословившему Великого князя Димитрия на брань с Мамаем», 14 июля послал Александру I с наместником Троице-Сергиевой лавры Самуилом образ преподобного Сергия, созданный Евстафием Головкиным. К иконе прилагалось послание, в котором митрополит, выражая надежду на победу, сравнивал Москву с градом Иерусалимом, Наполеона – с Голиафом, а Александра – с Давидом.

21 июля 1812 года игумен Самуил отдал послание и образ императору, а тот вручил ее московскому ополчению. После изгнания французов из Москвы складень был возвращен в лавру и поставлен на свое место в Троицком соборе.

***

И вот в России грянула октябрьская революция 1917 года… 24 марта 1920 года Патриарх Тихон, узнав о готовившемся постановлении московского губисполкома о вывозе мощей преподобного Сергия из лавры в московский музей, направил Ленину заявление, в котором убедительно просил его «сделать непосредственно от себя распоряжение о приостановлении изъятия останков преподобного Сергия». Ленин не выполнил просьбы Патриарха Тихона, и надежда на то, что мощи преподобного Сергия останутся в лавре, почти исчезла.

Именно тогда Святейшим Патриархом могло быть принято решение об изъятии и сокрытии главы преподобного Сергия.

26 марта 1920 года президиум Московского губисполкома постановил: «Лавру закрыть и приостановить богослужение немедленно. Мощи перевезти в Московский музей. Предложить Сергиево-Посадскому исполкому назначить в Лавру коменданта и приостановить вынос и вывоз из Лавры всякого рода вещей».

Старший внук священника Павла Флоренского, известный учёный профессор Павел Васильевич Флоренский рассказал мне о семейном предании Флоренских об истории сохранения святых мощей преподобного Сергия Радонежского.

По словам Павла Васильевича, поздно вечером (предположительно, 26–30 марта 1920 года) отец Павел Флоренский через Успенские ворота прошел в лавру и направился в келию наместника. Только Господь знает, о чем говорили они с архимандритом Кронидом. Свидетелями «тайной вечери», на которую сошлись затем у отца наместника члены Комиссии по охране памятников искусства и старины  лавры П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, а также, вероятно, граф В.А. Комаровский и ставшие впоследствии священниками С.П. Мансуров и М.В. Шик, были  лишь стены древней обители.

Участники совещания тайно вошли в Троицкий собор и сотворили молитву у раки с мощами преподобного Сергия Радонежского. Затем вскрыли раку и изъяли честную главу преподобного, а на ее место положили череп князя Трубецкого.

Рака преподобного Сергия Радонежского

Основное погребение князей Трубецких в Троице-Сергиевой лавре находится под Троицким собором с западной стороны в третьей палате. Останки какого из князей послужили преподобному Сергию – неизвестно, но изъять череп из каменной гробницы под Троицким собором было, действительно, удобно и вполне возможно.

А главу преподобного схоронили временно в ризнице. Затем отец Павел и те, кто был с ним, покинули лавру, дав обет молчания, не нарушимый ими во всех тяготах их земного бытия.

Вскоре граф Олсуфьев тайно переместил главу преподобного в дубовый ковчег и перенес из ризницы лавры к себе домой (Сергиев Посад, улица Валовая). В 1928 году Олсуфьев, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

В 1933 году после ареста отца Павла Флоренского граф Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Александровича Голубцова, ставшего после Великой Отечественной архиепископом Новгородским и Старорусским. Голубцову удалось тайно переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря близ Люберец, под Москвой.

24 января 1938 года был арестован Ю.А. Олсуфьев. После начала войны хранить главу преподобного в Люберцах было слишком рискованно, так как С.В. Олсуфьеву могли арестовать каждый день (что и случилось 1 ноября 1941 года) и П.А. Голубцова каждый день могли призвать в армию. Е.П.Васильчикова, приёмная дочь графа Олсуфьева, тогда бы осталась единственной, кто знал, где находится глава преподобного Сергия, а это было слишком рискованно, тем более при наступлении немцев.

Вероятно, в промежутке от начала войны (22 июня) до своего призыва в армию (20 августа 1941 года) Голубцов и перенес главу из Люберец к старцу схиархимандриту Илариону (Удодову, 1863 – 15 марта 1951 года), который с 1936 года служил в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Виноградове под Москвой (по Савеловской железной дороге близ станции Долгопрудная).

После демобилизации П.А. Голубцов перенес дубовый ковчег с главой в дом Е. П. Васильчиковой, которая и стала последней хранительницей святыни.

На Пасху 21 апреля 1946 года Троице-Сергиева лавра была вновь открыта. Мощи преподобного были возвращены Церкви.

Е.П. Васильчикова тайно передала главу преподобного Сергия Патриарху Алексию I. По его благословению опять же тайно она заняла свое прежнее место в раке.

Церкви был возвращен тогда Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.

Троицкий же собор оставался в ведении музея. Там же оставалась и серебряная рака для мощей с сенью.

Раку передали Церкви после того, как кто-то из иностранцев выразил недоумение о том, что рака и мощи находятся в разных соборах.

Троицкий собор вернули Церкви позже. И только тогда мощи преподобного заняли свое место.

***

И для людей XXI века преподобный Сергий остается притягательной духовной силой. И не иссякают чудеса, творимые Радонежским чудотворцем. По сей день исцеления и утешение получают припадающие к нему с верой.

В основанную им Троице-Сергиеву лавру едут и едут паломники со всего света. Ежегодно обитель посещают около миллиона паломников.

Фото: Свято-Троицкая Сргиева Лавра


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить