«Радуйся, преподобне отче Андрее, иконописче предивный…»

Николай Головкин

Гениальный иконописец и великий мыслитель древней Руси преподобный Андрей Рублев (1360–1430) жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории.

Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начинала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды.

То была эпоха обновления, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей.

Разорительное нашествие монголо-татар еще раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, что, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины».

***

Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители.

Подробности жизненного пути преподобного Андрея Рублева почти неизвестны. Как и всякий средневековый мастер, он не подписывал свои произведения. В летописях его имя упоминалось редко. Скорее всего, он был потомственным коренным ремесленником.

Где была «земля рождения его», та земля, которая взрастила на своем лоне будущего великого художника?

Всё, что мы сейчас знаем о его личной и творческой судьбе, свидетельствует: Рублев –   уроженец средней полосы России, тех мест, которые мы называем теперь Подмосковьем.

Только здесь сохранялись его произведения, и дошедшие до нас, и известные по древним описям. И, наконец, в своей живописи  Рублев  продолжал глубинные и давние традиции именно этого края Ростово-Суздальской Руси.

***

Иконописец еще застал в живых преподобного Сергия Радонежского, любимый ученик которого преподобный Никон впоследствии заказал ему «Троицу».

Преподобный Сергий Радонежский. По Руси
картина Сергея Ефошкина

Мироощущение Рублева сформировалось в среде, воспитанной на Сергиевых заветах.

В житии преподобного Сергия Радонежского сказано: «Андрей, иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея».

***

Живя в такой высокодуховной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников.

Около 20 лет, до самой смерти, вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным он  и сам вел жизнь иконописца-подвижника.

***

В 1966 году 33-летний Андрей Тарковский снял на киностудии «Мосфильм» историческую кинодраму «Андрей Рублев», где впервые в советском киноискусстве был представлен эпический взгляд на духовную, религиозную сторону средневековой Руси.

Эта картина мастера стала самым признанным его фильмом, который регулярно называется во всех опросах в числе лучших произведений мирового кино.

Андрей Тарковский о фильме: «Русские люди уверовали в свою силу, в свое окончательное освобождение. Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника».

Алексей Солоницын, писатель и сценарист, о своем брате Анатолии Солоницыне, исполнителе роли Андрея Рублева:

«В журнале "Искусство кино" появился сценарий "Андрей Рублев". Мы прочитали этот сценарий и стали его уговаривать ехать на пробы. Позвонили в Москву и выяснилось, что пробы почти закончились На роль Рублева был намечен уже известный к тому времени Станислав Любшин. И всё же Толя рискнул – поехал. Пришел в киногруппу и заявил: "Я буду играть Рублева". На что Тарковский недоуменно пожал плечами и сказал: "Ну, снимите его". Претендентов на роль было человек сорок. И когда Тарковский разложил на стол фотопробы всех претендентов перед своими консультантами – знатоками Древней Руси, реставраторами, иконописцами, – то они все до одного, не сговариваясь, показали пальцем на Толю. Потому что в его лице есть именно монашеское: колоссальное погружение внутрь самого себя. Это лицо жертвенное, лицо человека, который ради служения Богу, ради служения высшей идее пожертвует своей жизнью».

Президент Международного фестиваля «Золотой Витязь», народный артист России Николай Бурляев (мы хорошо помним его совсем мальчишкой в этом  фильме Андрея  Тарковского, повлиявшем не только на творчество актера и режиссера, но и на всю его дальнейшую жизнь):

«Я крещен в раннем детстве. Но крест не носил. В 1964 году, когда я снимался в фильме "Андрей Рублев", мне его повесил на грудь Андрей Тарковский: ведь мой Бориска не мог не носить креста! Тарковский – за всё ему очень благодарен! – стремился воссоздать духовный мир Андрея Рублева, сведения о жизни которого скудны и отрывочны. Лишь немногие творения гениального мастера дошли до нас. И сегодня картина Тарковского – явление мирового киноискусства. Консультантом фильма был известный искусствовед Савелий Ямщиков. Он тогда открывал древние иконы, устраивал потрясающие выставки. С тех пор я стал укрепляться в вере, которая все эти годы дает мне силы жить и работать».

Повествование в фильме, разделенное на 8 новелл-эпизодов с 1400 по 1423 годы, рассказывает о жизни Руси XV века, увиденной глазами странствующего монаха-иконописца Андрея Рублева.

Последняя новелла «Колокол» – апофеоз фильма и средоточие его тем. Это рассказ о юноше Бориске (Николай Бурляев), который ради спасения жизни притворился знающим ключ к искусству литья колоколов, а потом обнаружил, что таинство созидания и в самом деле не чуждо ему.

В разрушенном Суздале нужно отлить новый колокол для звонницы храма. Слуги князя пытаются отыскать колокольного мастера, но после набега и эпидемии в живых никого не осталось. Единственный, кого им удалось найти, это юноша Бориска, сын одного из мастеров-литейщиков, который якобы знает «секрет литья». Князю не остается ничего другого, как поручить неопытному парнишке отливку огромного колокола.

Бориска, понимая всю ответственность задачи, возглавляет работу артели в сотни человек. Сложнейший заказ князя выполнен, и в установленный срок колокол поднят на временную звонницу для испытаний.

Наступает момент истины: язык колокола, раскачавшись, касается стен инструмента, и могучий голос плывет над землей.

Рублев, наблюдающий это чудо, решает завершить свой 15-летний обет молчания и говорит Бориске: «Вот пойдем мы с тобой вместе. Ты колокола лить, я иконы писать… Какой праздник для людей…».

Финальные кадры черно-белого фильма неожиданно показывают в цвете очень крупным планом то, что осталось нам от Рублева и его современников, – иконы, в том числе звенигородского «Спаса» и знаменитую «Троицу».

***

В наше время его иконы находятся не в храмах, а в музеях.

Неисповедимы пути Господни!

Может быть, среди тысяч людей, в первую очередь, молодежи, которые видят там иконы Рублева, многие начнут чувствовать ту святость, веру, надежду, любовь, которые вложил в свои работы иконописец.

Хочется надеяться, что это будет именно так. Ведь уровень образования, культуры нынешних школьников ныне, увы, оставляет желать лучшего. Об этом пишу с грустью в одном из стихотворений:

Андрей Рублев

Сдающим ЕГЭ (для сведения)

Рублев? Слыхали… Кажется, с Рублевки.
Крутой! Вот бренд купил не за рубли.
А что! Прикинь, и мы бы так смогли.
Устали мы от школьной дрессировки.

Ребята, вас попутал интернет,
его, его лукавые уловки.
Рублев тому назад жил много лет,
когда ни VIPов вам и ни тусовки.

Что знанья?! Лохотрон… И бред – ответ…
Такая на дворе теперь эпоха.
И истины давно в ответах нет.
Глаголите, не ведая подвоха.

Тускнеет и глупеет в школе Слово.
Растут, уходят в жизнь нЕдоросли.
Конечно, ныне вам не до Рублева.
Да, сложен. Ну а вы не дорослИ.

Но «Троица» нас осеняет вдруг,
творение бессмертное Рублева.
Разорван Ей порочный этот круг,
И из блокады новой выйдет Слово.

О, интернет! Подножки да уловки.
Андрея помнят, любят перелески.
Рублев не жил и не был на Рублевке.
Через века его сияют фрески.

***

В 2010–2011 годах в России и за рубежом отмечалось  650-летие преподобного Андрея Рублева. Среди других, увы, немногочисленных шедевров, дошедших до наших дней, посетители юбилейной выставки в Третьяковской галерее увидели и рублевскую «Троицу».

Вот что, в частности, рассказала тогда в своем интервью православной телекомпании «Союз» куратор выставки, заведующая Отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Николаевна Шередега:

«…Иконописец Андрей Рублев был канонизирован Русской Православной Церковью в том числе за подвиг иконописания. И вот его участие в начале XV века в создании иконостаса, росписи Успенского владимирского собора. Это грандиозный иконостас. Мы не знаем, сколько точно икон в него входило, но точно знаем, что это был один из самых первых высоких развитых иконостасов, то есть некой композиции из икон, отделявшей пространство алтаря от той части храма, где находились прихожане. Была выстроена та структура иконостаса, какой она впоследствии будет только в русском варианте. Мы знаем, что рождение высокого иконостаса – заслуга русской культуры, русской богословской мысли и, в первую очередь, Андрея Рублева.

Древний иконостас включал в себя несколько чинов, в том числе главный деисусный чин, который представлял моление, где в центре представлен Спаситель, а по краям от Него Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и святые. То есть ряд увеличивался кратно, и он станет как бы сердцем, содержанием иконостаса, потому что именно эти святые обращаются к Спасителю с молитвой быть милостивым к людям в момент Страшного Суда. Итак, восточная часть – иконостас, а в западной части кистью Андрея Рублева и мастеров его артели написан Страшный Суд. Внизу – местный ряд, праздничный чин (или праздничный ряд) – изображение праздников. Сверху – пророческий ряд.

Почему для нас так важно перечисление этих рядов? Потому что размеры этого иконостаса и то, что входило в него, это предмет исследования очень многих ученых, исследователей. Он был определен грандиозностью самого храма. Второй раз такой грандиозный иконостас будет создан Дионисием и его артелью для Успенского собора Московского кремля. Потому что Успенский собор в 70-е годы XV века будет строиться Аристотелем Фиораванти по образу и подобию Успенского собора во Владимире. То есть эта преемственность и приведет к созданию иконостаса, полностью повторяющего эти невероятные размеры, которых не знала ни одна страна православного мира, где не было деисусного чина такого размера. Это во многом определило стилистику и специфику работы Андрея Рублева и его мастеров, которые создавали ансамбль. Он был связан иконостасом с его программой, представляющей историю спасения человечества. Как я уже говорила, отсюда огромная роль линии, композиционно склоненные фигуры. Особенно выразительными становятся силуэты, воспринимаемые с огромного расстояния, где внимание художника сосредоточено не только на исполнении ликов, но и, в первую очередь, на этом композиционном решении.

Для нас это чрезвычайно важно, потому что целиком иконостас не сохранился. Его постигла очень странная судьба. В XVIII веке во время правления Екатерины II, в эпоху барокко – а это другая стилистика, другой пафос, – он был сочтен неуместным, старомодным для Владимира и отослан в село Васильевское Шуйского уезда, где был приобретен крестьянами для своей местной церкви. Во Владимире был возведен совершенно прекрасный барочный, но совершенно иной по своему наполнению иконостас. Только в начале ХХ века были открыты иконы Андрея Рублева из села Васильевского. И получилось так, что часть икон сложным путем попала в Третьяковскую галерею, а часть – в Петербург, в Русский музей. Но соединялись они у нас на выставке Андрея Рублева.

Поэтому в том, что касается документально известных работ, это именно работа в Успенском соборе города Владимира с этим грандиозным иконостасом. Но иногда эти утраты, изменения сохранности не позволяют нам так тонко и плотно ощутить индивидуальность творческой кисти, творческого замысла Андрея Рублева, как, может быть, произведения, не имеющие документальной привязки к Андрею Рублеву, но тем не менее точно связанные с его именем, – это такие произведения, как знаменитый звенигородский чин и "Троица".

Когда мы говорим об иконописной деятельности преподобного Андрея Рублева, мы должны обязательно помнить, что он был монахом. Все его творения были созданы по благословению. Самое великое его произведение – это, конечно же, "Троица". Мы сейчас можем сказать, что у нее удивительная открывшаяся нам сохранность. Это особая тема, ведь на протяжении столетий никто не знал, как выглядело подлинное произведение Андрея Рублева, написанное в похвалу преподобному Сергию. Почему? Потому что слава этой иконы была столь велика, что она украшалась драгоценными окладами. Драгоценный убор Троицы и поновления более позднего времени скрывали подлинное ее "лицо". Несмотря на то, что Стоглавый Собор середины XVI века постановил писать так, как писал Андрей Рублев, мы можем сказать, что к этому времени, спустя уже почти полтора столетия со времени написания этой иконы, ее облик, наверное, был уже иной. И только когда с нее сняли оклад и начались первые раскрытия, подлинный вид "Троицы" начал постепенно возникать сквозь завесу прежних времен.

Благодаря кропотливой, деликатной работе исследователей-реставраторов Третьяковской галереи мы с уверенностью можем сказать, что, хотя есть многочисленные утраты, изменены формы некоторых предметов, композиционный строй, почти всё личное письмо, колористический строй говорят нам о том, как именно было задумано и как выглядело это великое произведение русской духовной культуры. Конечно, есть изменения: это и чаша с главой агнца, которая имела слегка другие очертания, и небольшие изменения верхней части глаза и лика ангелов, но по общему ощущению, общему образу мы почти приближены к той "Троице", в соответствии с которой было велено Стоглавым Собором писать так, как писал Андрей Рублев.

Что же необыкновенного в этой иконе, ставшей, можно сказать, символом и как бы знаком русской культуры эпохи ее взлета – начала XV века? Почему я говорю так осторожно – начала XV века? Потому что мы не знаем точной даты написания этой иконы. Есть два предположения. Одно из них сводится к тому, что икона писалась для деревянного храма, воздвигнутого над мощами преподобного Сергия (это 10–11-й год). Вторая точка зрения, которой придерживаются на сегодняшний момент Третьяковская галерея и многие исследователи, сводится к тому, что икона была написана в 20-е годы XV века для ныне существующего Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Так вот, пик русской духовности – время ее второй встречи с Византией, время переосмысления идей исихазма, учения Григория Паламы, в том числе его учения об умной молитве, которая дает возможность максимально приблизиться к Божественному идеалу. Господь явился Аврааму и Сарре в виде… А вот в каком виде – об этом спорят богословы: в образе ли трех Ангелов или трех Лиц Троицы. Эта тема трактовалась по-разному, но, как нам кажется, самое убедительное и тонкое богословское решение этого сюжета преподнесено именно в иконе Андрея Рублева "Троица"».

***

Приведем – пусть и условные – основные даты жизни и творчества преподобного Андрея  Рублева:

около 1360 г. – родился в средней полосе России;

1370–1390-е гг. – учился и работал в дружине московских художников;

до 1405 г. принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо-Андрониковом монастыре;

1405 г. – совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля;

1408 г. – вместе с художником Даниилом Черным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире. Около 1408 г. написал иконы, получившие впоследствии название «Звенигородский чин»;

затем (до 1427 г.) совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора  Троице-Сергиева  монастыря. Тогда же написал  «Троицу»;

1427–1430 гг. - создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря;

29 января 1430 г. – скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.

***

В настоящее время православная общественность ратует за то, чтобы площадь Ильича и одноименную станцию метро близ Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где многие годы трудился и завершил свой земной путь великий иконописец, назвать его именем.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить