Со-причастность подвигу

Николай Головкин

22 июня –  День памяти и скорби

Эссе

Мурманский «Алеша»

Во время Великой Отечественной войны Мурманский порт сыграл важную роль в снабжении нашей страны и армии: через него шли грузы, поступавшие из государств-союзниц СССР в борьбе с фашистской Германией.

На сопке Зеленый мыс, одной из самых высоких в областном центре, стояли зенитные батареи, защищавшие небо Заполярья от фашистских налетчиков.

*     *     *

В 1970-е здесь воздвигнут монумент – тридцатиметровая фигура воина, которая возвышается на высоте 173 метра над уровнем моря. Лицо мурманского «Алеши» обращено в сторону долины Славы, где шли ожесточенные бои на подступах к Мурманску.

Капсулы с землей из долины и с водой с места гибели сторожевого корабля «Туман», повторившего подвиг легендарного «Варяга», замурованы в специальных нишах.

В 1975-м, в год празднования 30-летия Победы, у монумента состоялось захоронение останков Неизвестного солдата и зажжен Вечный огонь.

*     *     *

Памятник защитникам Советского Заполярья («Алеша»)
Фото: Алексей Задонский

Мурманчане любят своего «Алешу», отдавая дань памяти известным и безвестным солдатам Великой Отечественной, стойко защищавшим северные рубежи Отчизны.

У подножия монумента всегда живые цветы. Постоянно приезжают ветераны и молодожены. Священники служат здесь панихиды о погибших героях.

«Вот что такое искусство!»

На здании Малого театра есть мемориальная доска, посвященная летчикам эскадрильи, которая была построена в годы Великой Отечественной на личные средства прославленного коллектива.

В рабочем кабинете художественного руководителя театра народного артиста СССР Юрия Мефодьевича Соломина есть икона его небесного покровителя святого Георгия Победоносца, день памяти которого мы отмечаем в преддверии Дня Победы.

А еще в кабинете висят портреты  прославленных мастеров Малого театра В.Н. Пашенной и ее учителя А.П. Ленского. Юрий Мефодьевич любит вспоминать один из рассказов Веры Николаевны.

Один из истребителей-бомбардировщиков, переданных Красной Армии коллективом Государственного Академического Малого театра СССР.
Химки, 8 июня 1944 г.
Фото: Солдаты Победы

В годы Великой Отечественной войны их фронтовая бригада ездила на Север на нашу военно-морскую базу. Спектакль «На бойком месте» А.Н. Островского они сыграли специально для трех летчиков, которые готовились лететь бомбить Берлин.

«Вот что такое искусство! – с гордостью восклицает Юрий Мефодьевич. – И еще Вера Николаевна всегда повторяла: "Ты должен оставить кусочек своего сердца на сцене". Именно ради этого и стоит работать».

А первый «гонорар» – кусочек сахара, что получил за выступление в госпитале в своей родной Чите в годы Великой Отечественной войны, – Юрий Соломин запомнил на всю жизнь.

Блокадная молитва

К 75-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда петербургские кинодокументалисты сняли документальный 45-минутный фильм «Блокадные храмы Петербурга». Фильм создан творческой «Студией "Образ"» на средства гранта Санкт-Петербурга при поддержке сектора коммуникаций Санкт-Петербургской епархии.

Продюсер проекта – руководитель сектора коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова, режиссер – Светлана Лялькина. Идея документально-просветительского проекта, по  словам Натальи Родомановой, родилась благодаря инициативе строительства музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». Руководство будущего комплекса обратилось в Санкт-Петербургскую митрополию за содействием в создании экспозиции о церковной жизни в годы Великой Отечественной. Так началось взаимодействие архива митрополии и музея, которое дало свои прекрасные плоды.

*     *     *

Рассказ в фильме ведут настоятели и клирики блокадных и мемориальных храмов: протоиереи Владимир Сорокин, Михаил Стрельников, Вадим Балакирев, Сергий Ашиток, Антоний Витвицкий, иерей Игорь Троицкий. О старосте блокадного прихода храма святого Димитрия Солунского в Коломягах Ефиме Привалове рассказывает его внук профессор СПбГУ Серафим Чуков.

В фильме использованы материалы архива и музея Санкт-Петербургской епархии, звучит запись голоса митрополита Алексия. Экспертами стали хранитель епархиальных архива и музея Ольга Ходаковская, профессор Европейского университета Никита Ломагин, историки Юрий Соколов и Иван Петров. 

Фильм, в котором о некоторых фактах, судьбах и документах рассказано впервые, безусловно, должен быть показан и на центральных каналах ТВ. С этой лентой должно познакомиться как можно больше людей, особенно молодежи: ведь в ходе съемок ее создатели встретились со множеством людей, которые делились живыми свидетельствами, долгие годы бывшими только семейным достоянием. В фильме использованы малоизвестные фотографии, военная хроника, церковные архивы, экспертное мнение известных историков, священнослужителей, музейных и архивных работников.

Хочется поблагодарить Правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскую митрополию, творческую «Студию "Образ"», авторскую группу проекта за прекрасный фильм, который помогает нам стать со-причастниками подвига в годы блокады духовенства Ленинградской епархии и их прихожан.

И еще хочется пожелать авторской группе проекта продолжать столь нужную всем нам работу, ведь фильм, как отметили они, не вместил всего собранного материала.

*     *     *

Так, например, ждут своего освящения чудеса, свидетелями которых были верующие защитники и жители города: помощь Господа, Явления Божией Матери, святителя Николая, Ксении Петербургской...

Здесь представлено подлинное письмо, которое было направлено жителем города митрополиту Ленинградскому Алексию с просьбой обратиться к властям об открытии для доступа верующих часовни Ксении Петербургской на Васильевском острове.

Как известно, и в XIX, и в XX веках, когда Ксения Петербургская еще не была прославлена, она была глубоко почитаема верующими города. Существует немало свидетельств, и они приводятся в фильме: даже в блокаду и  зимой, и летом люди приходили к ее часовенке на Смоленском кладбище, оставляли записочки.

*     *     *

Хотелось бы, чтобы в продолжении фильма было рассказано о знаменитом соборе Казанской иконы Божией Матери на Невском, закрытом перед войной. Уже в 1938 году, к 125-летию со дня кончины погребенного в соборе фельдмаршала М.И. Кутузова, могилу полководца вновь украсили привезенными из московского Исторического музея трофейными французскими знаменами и ключами от городов и крепостей, взятых в ходе заграничного похода русской армии в 1813 году.

В первые месяцы после начала Великой Отечественной июле-августе антицерковную экспозицию занимавшего Казанский собор Музея истории религии закрыли.

К осени 1941 года в здании собора устроили выставку «Героическое прошлое русского народа». С 1942 года здесь развернули выставку «Отечественная война 1812 года», которую активно посещали делегации с фронта.

На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы. Для этой цели памятники в виде исключения не закрывали мешками с песком. Одновременно воины посещали расположенную в соборе могилу фельдмаршала М.И. Кутузова и возлагали на нее цветы. 

*     *     *

В фильме рассказано не только о блокадных храмах, но и о мемориальных, где особо хранят память о погибших жителях и защитниках города. Это появившихся в Петербурге уже в XXI веке храмы мучеников Адриана и Наталии в Старо-Панове, Всех святых, в земле Русской просиявших, в парке Победы, Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. 

Хотелось бы также, чтобы в продолжении фильма было рассказано больше и о мемориальных храмах. Об их значении для сохранения памяти неоднократно говорилось на пресс-конференциях перед показом фильма в Санкт-Петербургском Доме журналиста и по ТВ «Санкт-Петербург».

Так, настоятель Старо-Пановского храма протоиерей Михаил Стрельников обратил внимание на то, что в день начала блокады отмечается память Владимирской иконы Божией Матери:

«Господь попустил случиться блокаде, и Он же дал людям надежду. Через этот образ Божия Матерь, наша Заступница, уже однажды, в XVI веке, спасла Россию от нашествия орды хана Тамерлана. То, что страшные испытания начались в этот праздник, дало надежду: молитвами Богородицы Господь помилует людей».

Отец Михаил также отметил промыслительный момент: 8 сентября – престольный праздник храма святых Адриана и Наталии. Старая церковь, семейная усыпальница, была разрушена в годы войны, поскольку оказалась на передовом рубеже. Новая с прежним посвящением построена как храм-памятник.

В церковном музее-ДОТе Старо-Пановского храма, помимо традиционных для военной экспозиции предметов, есть свидетельства того, что в «окопах нет атеистов»: нательные образки, крестики, иконки, медальоны со святыми, зашитые в гимнастерках молитвы. Люди воевали, нося всё это под формой с атрибутами советской власти как свидетельство еще не угасшей веры.

«Самая интересная часть экспозиции, – рассказывает протоиерей Михаил Стрельников, – поцарапанные пулями образки, которые спасли кому-то жизнь, крестики, медальоны со святыми, молитвы, которые матери вкладывали в вещи своих сыновей, иногда даже в партбилеты. Это артефакты войны, касающиеся духовной жизни нашего народа, которая раньше замалчивалась».

Особенно ожесточенные бои шли здесь летом 1942 года во время Старо-Пановской наступательной операции, когда советские войска предприняли неудачную попытку прорвать кольцо блокады. Местность, где стоит Старо-Пановский храм, в годы войны была буквально отутюжена бомбардировками.

В районе Старо-Паново, только по официальным данным,  погибло около четырех тысяч советских солдат. Их поминают за богослужениями, а горожане записывают военные истории, сведения о родных, живые свидетельства о блокаде в храмовую Книгу памяти.

Поисковики находят у реки Дудергофки останки, с воинскими почестями и молитвенным поминовением перезахоранивают их вблизи храма.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить