Святая великокняжеская чета

Николай Головкин

19 мая / 1 июня – день памяти святого благоверного великого князя Димитрия Донского.

17/30 мая – день памяти преподобной Евфросинии Московской.

Имя Дмитрия Донского, праправнука Александра Невского, правнука Даниила Московского, внука Ивана Калиты, за несколько веков стало символом русской воинской славы. В правление великого князя Дмитрия были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, продолжилась централизация русских земель вокруг Москвы и построен белокаменный Московский Кремль.

После смерти отца от мора в 1359 году опекуном 9-тилетнего князя Дмитрия и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий, обладавший сильным характером и большим авторитетом. Именно по его совету Дмитрий продолжал политику отца и деда по собиранию русских земель вокруг Москвы.

*     *     *

Брак Дмитрия Донского и великой княгини Евдокии (в монашестве Евфросинии – под этим именем она и прославлена в лике святых), который длился 22 года, один из ярких примеров супружеских союзов.

Преподобный Сергий Радонежский крестил самого Дмитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия. У великокняжеской четы родилось пятеро сыновей и три дочери.

Но в трудное время был заключен княжеский брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси – наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами, внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам – Орде и Литве, – продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.

Почти в самый год бракосочетания князя Дмитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва»: народ умирал тысячами, по московским улицам слышны были плач и причитания осиротелых людей.

К этой беде присоединилась еще одна – страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.

Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини. И вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.

Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 году литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.

Юная княгиня вновь непрестанно молилась, всеми силами старалась облегчить положение страждущих.

Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с тверским князем Михаилом Александровичем. Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку – 80-летний старец сам сопровождал его до Коломны. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Дмитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.

*     *     *

Благочестивая великокняжеская чета очень почитала Пресвятую Богородицу и Архистратига Божия Михаила, которые постоянно помогали им во время их земного жития.

Получив благословение преподобного Сергия Радонежского, великий князь Дмитрий долго и усердно молился в Кремле перед Куликовской битвой над прахом своих великих предков, почивавших в соборе Архангела Михаила. Вместе с ним стояла на молитве его неизменная помощница княгиня Евдокия.

Проводив супруга на битву, в этом же соборе она денно и нощно молилась о победе русского воинства, которая осталась в памяти поколений как одна из самых судьбоносных в истории нашего Отечества.

…Летом 1380 года Мамай двинулся на Русь. Дружины многих русских земель сошлись в Коломне, где находилась ставка Дмитрия Ивановича. Ранним туманным утром 8 сентября 1380 года на обширном Куликовом поле, «на Дону усть Непрядвы», русское и ордынское войска сошлись для решающей битвы. Русских воинов на эту битву благословил преподобный Сергий Радонежский. Предания передают, что святой Сергий послал к Дмитрию Ивановичу двух своих витязей иноков Ослябю и Пересвета. Сражение началось с поединка Пересвета и татарского богатыря Темир-мурзы (Челубея). Богатыри на полном скаку ударили друг друга копьями и оба упали с коней мертвыми. Сразу после этого поединка началась жесточайшая битва, закончившаяся бегством Мамая с поля боя и полным разгромом татаро-монгольского войска.

После Куликовской битвы Дмитрий Донской прекратил платить дань татарам. Но в 1382 году Тохтамыш, хан Золотой Орды, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани вновь была возобновлена.

*     *     *

За свое 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю») и признанным главой антиордынской политики на Руси.

Великий князь Дмитрий также добивался признания независимости Русской Православной Церкви от Константинополя. При нем были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), которые прикрывали подступы к центру Москвы.

В своей «духовной» (завещании) он передал великое княжение старшему сыну Василию без дополнительной санкции Золотой Орды уже как «свою отчину». Благословляя Василия перед кончиной, он высказал свою волю: соправительницей сыну должна быть мать. Однако великая княгиня Евдокия, в течение 20 лет помогая советами и молясь за великого князя Василия, воздержалась от активного непосредственного участия в государственных делах.

Всем детям, в том числе и другим сыновьям (Юрию, Андрею, Петру, Ивану и Константину) Дмитрий Иванович завещал слушать во всем после его смерти мать Евдокию Дмитриевну.

Не менее ново было распоряжение князя Дмитрия о том, чтобы мелкие князья Московской земли жили в Москве при дворе великого князя, а не по своим вотчинам.

…Великий князь Дмитрий, который именовался после победы на Куликовом поле «Донским», скончался 19 мая / 1 июня 1389 года на сороковом году жизни.

По свидетельству современников, этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» – одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси.

Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля. Причислен к лику святых на Поместном Соборе в 1988 году.

*     *     *

Еще при жизни супруга княгиня Евдокия жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, надела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги: устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к яствам, вкушая постную пищу. Подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям».

Из ее жития нам известно, что перед кончиной великой княгине Евдокии явился ангел. Он известил княгиню об окончании временного земного жития. Она онемела. Знаками попросила написать икону с явленным образом.

Написали одну икону, вторую… Княгиня горячо молилась перед ними, но речь не возвращалась.

И вот ей принесли еще одну написанную икону. В Архистратиге Божием Михаиле, а это был его образ, она узнала явившегося ей ангела и заговорила.

Великая княгиня Евдокия решила провести остаток своих дней в затворе, приняв постриг с именем Евфросинии, что в переводе с греческого означает «радость».

Таковой она всегда и была для москвичей – радостью земной и радостью духовной. Поэтому еще во время земной жизни святую княгиню за милосердие называли матерью. Матерью, которая не раз своими святыми молитвами спасала москвичей. А по ее блаженной кончине они стали почитать преподобную Евфросинию, великую княгиню Московскую, как покровительницу Москвы.

*     *     *

Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча.

В XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок.

В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье.

И еще один случай: неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии.

*     *     *

Летом 2002 года святая Евфросиния подарила великую радость всем чтущим ее память. Промыслительно, что именно в Судной палате Архангельского собора были обретены святые мощи преподобной Евфросинии Московской, которые почивали в основанном ею в Московском Кремле Вознесенском монастыре и чудом не были уничтожены в новое российское лихолетье – богоборческие годы XX века.

Найти великую святыню помогли сохранившиеся в архиве музеев Московского Кремля документы, описывающие все действия Комиссии 1929 года по сохранению древних погребений усыпальницы Вознесенского монастыря.

Как показали изучение некрополя, архивных материалов, а также заключение археологов, останки святой Евфросинии, ранее считавшиеся утраченными, частично сохранились.

*     *     *

Образ преподобной Евфросинии был настолько ярким в истории нашего Отечества, что не оставил спустя столетия равнодушными поэтов и писателей Серебряного века. В своих стихах Анна Ахматова восторгалась жизнью этой святой русской жены.

Плотно сомкнуты губы сухие,
Жарко пламя трех тысяч свечей.
Так лежала княжна Евдокия
На душистой сапфирной парче.

И, согнувшись, бесслезно молилась
Ей о слепеньком мальчике мать,
И кликуша без голоса билась,
Воздух силясь губами поймать.

А пришедший из южного края
Черноглазый горбатый старик
Словно к двери небесного рая
К потемневшей ступеньке приник.

А русские живописцы, вдохновляясь ратным подвигом благоверного князя Дмитрия Донского, не могли не отразить великой поддержки, участия и молитвенного переживания за своего супруга великой княгини Евдокии.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить