Старец Филофей

Николай Головкин

Эссе

Соловки

Март на Соловках. Господь благословил это время хорошей погодой.

Светит солнце. Небо голубое.

Повсюду ещё лежит снег. Белое море во льдах. Лёд сковал и все озёра, реки Соловков.

Здесь поражает всё: стены и башни монастыря, выложенные из гигантских камней титанами духа, суровая, живописнейшая архитектура древних соборов.

Такие же титаны духа стояли на Соловках за веру и в XX веке.

Соловки
фото: pravoslavie.ru

Промыслительно, что Голгофо-Распятский скит на Соловках, один из скитов Соловецкого монастыря, основанный в начале XVIII века иноком монастыря преподобным Иовом на Анзерском острове Соловецкого архипелага, находится на одной долготе с Голгофой на Святой Земле.

Труды валаамской братии

Остров Валаам известен по всей России и далеко за её пределами: здесь расположен Спасо-Преображенский мужской монастырь, на многие века ставший оплотом Православия на Русском Севере, по праву заслуживший называться «Северным Афоном».

Свечной завод Валаамского монастыря
фото: valaam.ru

Фотолетопись святого острова имеет уже свою полуторавековую историю. В 50-х годах XIX столетия на средства благотворителей из Санкт-Петербурга на Валааме была устроена своя фотографическая мастерская. Монахи-фотографы с несомненным мастерством и даровитостью делали фотографии видов окрестностей Валаама, соборов, скитов, сцен монастырскую жизнь, послушаний, приездов паломников и высоких гостей.

Фотографии, выполненные ими, разлетелись за 150 лет по всему свету. Они есть в государственных архивах, музеях, национальных библиотеках всего мира. Во многих семейных архивах также хранятся фотографии с валаамскими видами: паломники покупали их на память о посещении дивного Валаама.

Но имена авторов нам неизвестны. На всех этих фотографиях стоит подпись: «Труды валаамской братии» – по своему смирению монахи не ставили своих имён ни на иконах, ни на других произведениях искусства, вышедших из монастырских мастерских.

На острове Спас-Каменный

Вся история этого маленького, Богом хранимого островка Спас-Каменный посреди Кубенского озера и учрежденного на нём 19 августа 1260 года монастыря неразрывно связана с противостоянием природе.

Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича.

Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать монастырь на том месте, где суда пристанут к какому-нибудь берегу.

По Промыслу Божьему суда князя были прибиты волнами к Каменному острову в день Преображения Господня.

Остров, который стал для князя спасением, не был пустынным. Он встретил на берегу монахов-отшельников. Проводя здесь иноческую жизнь, они занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. В благодарность Богу, во исполнение обета князь повелел выстроить для них деревянный храм в честь Преображения Господня и кельи.

Так возник, как гласит предание, Спасо-Каменный монастырь, первая обитель на Вологодчине, Вологодский Афон на многие века ставший одним из главных духовных центров на Руси.

Спасо-Каменный монастырь
фото: wikipedia.org

В 1478—1481 годы в центре обители возводится самый первый в крае храм из камня – величественный четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный Спасо-Преображенский собор, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера.

Позднее теми же мастерами были выстроены соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

На Спасе похоронены два предстоятеля Русской Православной Церкви, жившие в обители на покое в конце XV – начале XVI веков – митрополит Зосима и митрополит Варлаам.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий, как на знаменитом Афоне, устав Спас-Каменного монастыря – женщинам путь на остров был закрыт.

В Средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сёл, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме.

В 1812 году на острове спасались от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, по осени разбежались.

В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Остальные постройки закрытого монастыря, приспособленные для хозяйственных нужд, со временем ветшали и разрушались.

Первым посвятил свою жизнь восстановлению жемчужины Русского Севера генеральный директор Вологодского завода вентиляционных приборов Александр Плигин, получив благословение архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила. Он ушёл со всех своих почётных и прибыльных должностей, чтобы поселиться на крохотном острове.

В 2004 году этого удивительного, искреннего человека, патриота России не стало. Его похоронили на Спасе рядом с часовней во имя Всех вологодских святых.

И всё же этот мужской монастырь хоть и медленно, но продолжал возрождаться.

В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». К 750-летию монастыря, которое торжественно отмечалось в 2010 году, под восстановленной колокольней освятили Успенский храм.

6 октября 2017 года Священный синод Русской православной церкви, заслушав прошение митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова), постановил открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

23 сентября 2018 года в обители был престольный праздник - в Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь возвращены мощи преподобного Иоасафа Каменского.

Старец Филофей

По значимости для России, для судеб человечества Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории.

Пять с лишним столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций – Восточной и Западной – написал послание великому князю Василию III, в котором развил уже высказанную им ранее в письмах к царскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину пророческую идею о том, что «Москва – это Третий Рим».

Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, то есть в середине XV века, жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года.

Старец Филофей

***

Около 1448 года в ещё только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию в Константинополь, этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году – накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия.

В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.

В преддверии гибели Второго Рима основатель Псковского монастыря – преподобный Евфросин, в миру – Елеазар, пешком ходил в Константинополь. Там монаха принял Константинопольский патриарх Геннадий II, который благословил пустынножительную обитель Цареградской иконой Божией Матери.

В 1453 году Константинополь – Второй Рим – пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет Православия, стала Москва, на протяжении веков собиравшая вокруг себя русские земли, созидая могучее Российское государство.

***

На рубеже XV-XVI веков в недрах национального самосознания, родилась идея, что великому государству суждено великое предназначение.

В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в пустыньке преподобного Евфросина объединились учёные мужи, ратовавшие за собирание русских земель вокруг Москвы.

Один из учеников преподобного Евфросина – игумен Филофей, выразитель этой идеи, в своих сочинениях заявил о решительной поддержке великого князя Василия III как «броздодержателя святых Божиих престол».

Суть послания старца великому князю, в котором он писал «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии», сводилась к тому, что Московская Русь является исторической преемницей павших Римской и Византийской империй и единственным оплотом Вселенского Православия.

Вселенской миссией Руси стало сохранение Православной Церкви. А высшей целью Третьего Рима был Небесный Иерусалим – грядущее Царствие Небесное, которого невозможно достичь вне Церкви. Государство осмыслялось как оплот Православной Церкви, как христианская держава, защищающая свой властью и силой Православие. Церковь же была не только целью, но и основой, залогом исторического существования России.

Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне – в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

***

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры. И в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть.

К началу 1990-х годов от двух десятков строений монастыря остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус, которые были в аварийном состоянии. Обрушилась колокольня. По стенам собора поползли трещины – здание опасно накренилось. Над обителью нависла угроза полного разрушения.

В 2000 году накануне вступления в должность президентом России было подписано распоряжение о передаче Спасо-Елеазаровского монастыря Русской Православной Церкви. И вот обитель возрождается из руин. Ныне там находится женский монастырь. Восстановлены главный собор с замечательным иконостасом, монашеский корпус, колокольня, возведена монастырская ограда.

Восстановление обители началось под руководством энергичной, высокообразованной настоятельницы – монахини, потом игумении Елисаветы (Беляевой, 1956 – 2010), воспитанницы старцев Троице-Сергиевой лавры и стариц Дивеевской обители.

По словам игумении, благословил её на возрождение этой великой обители старец Николай Гурьянов с острова Залит, который сберёг главную святыню Третьего Рима – Цареградскую икону Божией Матери.

– Будет возрождаться обитель – будет возрождаться Россия, – напутствовал он матушку игумению.

Мать Елизавета стала душою не только материального восстановления обители, но и возрождения её духовного значения, положив начало серии международных конференций «Москва – Третий Рим». Такие конференции проводились в 2006 году в Спасо-Елеазаровском монастыре, Сарове и Серафимо-Дивеевском монастыре. В 2008 и 2009 годах в рамках Международных Рождественских чтений были организованы круглые столы «Москва – Третий Рим: единство народа, духовной и светской власти на пути возрождения идеалов Святой Руси» и «Москва — Третий Рим: роль Патриаршества в истории России».

***

— Концепция «Москва — Третий Рим» — пространство без границ», — утверждает сербская писательница Радмила Войнович... — Мы, сербы, тоже живём в Третьем Риме. Сербия — это Южная Россия. И наши враги это знают. Поэтому они говорят: «Сербия — русский вирус, его нужно уничтожить». А охраняют нас, сербов, святые, которые стали нашими святыми, — святой благоверный князь Александр Невский, батюшка Серафим Саровский, святые Царственные Мученики… В честь них освящены построенные в Сербии храмы.

Неизвестно, был ли старец Филофей прославлен как местночтимый святой. Но, по мнениям авторитетного исследователя его наследия — Н.В.Синицыной и известного московского пастыря — протоиерея Александра Салтыкова, Филофея Псковского, подобно Серафиму Саровскому, можно причислить к пророческому чину Русской Церкви, ибо он — «тайновидец будущего, и подобно ветхозаветным пророкам, обращался к царям со строгими предупреждениями о сохранении истинной веры».

Пророческое служение старца Филофея, как замечает отец Александр Салтыков, «является исключительным во всей истории Церкви, и потому несомненно, что старец Филофей является великим святым Русской Церкви, но святость его открывается лишь ныне, во исполнении пророчеств».

— Старец Филофей приоткрыл тайну миру, и мир, не вместивший той тайны, обратил познание её себе на погибель, — считала матушка Елисавета. — Крушение до сих пор продолжается, а после крушения мы имеем обломки, остатки, в которых до сей поры никак не можем разобраться...

«Идея Москвы – Третьего Рима, — писал исследователь русской культуры ХII-ХVII вв. М.М.Дунаев, — есть не идея политического самовосхваления, а идея тяжелейшей ответственности за Истину Православия… Ибо в понимании русских мыслителей — первый Рим пал, ослабленный внутренним нечестием, отпадением от Истины; второй Рим, Византия, оказался ослабленным внешне, пал под ударами вражескими. Вывод прост: необходимо блюсти внутреннюю чистоту Церкви и крепить оборонную мощь государства. Соединение внешнего с внутренним сделает православие непобедимым».


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить