Как сохранить семью

Иерей Андрей Овчинников

Семья – это большой труд, непростая работа, требующая терпения, смирения и веры. Именно под этим углом зрения рассматривает семью иерей Андрей Овчинников. Особое внимание он уделяет той помощи, которую может оказать молодым людям в создании семьи священник: направит, подскажет, убережет от греха... Мы публикуем небольшой отрывок из размышлений иерея Андрея Овчинникова. Более подробно вы можете ознакомиться с его трудом «Как сохранить семью» в сборнике «Семейное счастье», опубликованном в издательстве «Даниловский благовестник».

Христианская жизнь в семье – это крестный путь. Он ведет человека к духовному совершенствованию, к достижению Царствия Небесного. И сегодня, как никогда прежде, всем нам необходимо возрождать семью. Если монашество – удел небольшого числа избранных людей, то брак, как училище благочестия и школа добродетели, – путь спасения большинства христиан.

Семейная жизнь – это великий подвиг. А мы хорошо знаем, что в любом подвиге Господь никого не оставляет без утешений. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что для семейной жизни терпения нужен не воз, а целый обоз. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19), – читаем мы в Святом Евангелии. Многие святые отцы писали о том, что в последние времена христиане будут спасаться не великими подвигами, а терпением скорбей. Все мы знаем, как много в семейной жизни трудов, волнений, бессонных ночей, но, только зная все это, можно понять, насколько необходимо человеку терпение.

Мы должны понимать, что труды посылает нам Сам Господь – Он наш Небесный Любящий Отец, Источник Любви Божественной. За труды, которые мы несем на земле, за подвиг терпения Он воздает такими благами, получив которые, самые достойные из нас только благодарят Его и сожалеют о том, что мало потрудились, мало потерпели, не до конца верили Ему. Но даже здесь, на земле, мы верим словам Апостола: верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13).

Цементирующим раствором, скрепляющим все семейные добродетели, является смирение. Недаром Господь повелел в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Смирение – отличительная добродетель православного человека, в ней мы должны уподобиться Самому Господу. Жизнь в семье, особенно для женщины, невозможна без смирения. Жена, как хранительница семейного счастья, особенно должна прилагать усилия к тому, чтобы стяжать смирение в своем сердце. Часто именно через женское смирение, незлобие, покорность воле Божьей созидается добрая атмосфера в доме.

Сейчас нам со всех сторон навязывают другой уклад жизни. Смирение среди неверующих называется чем угодно, только не добродетелью. Смиренного человека общество считает малодушным и забитым, о нем говорят, что ему легко сесть на шею. Светские люди пытаются собственными усилиями добиваться решения проблем, они не хотят знать о том, что, смирившись, мы призываем помощь Бога. Но чем человек мудрее, чем он духовно опытнее, тем больше в нем смирения.

Жизнь в семье трудна сейчас еще и потому, что нередко под одной крышей живут люди нескольких поколений, верующие дети имеют неверующих родителей. И кажется, что поэтому в доме нет покоя, нет мира. Всем нам нужно и здесь положиться на волю Божию. Мир и покой семейных отношений сегодня, быть может, удел людей особенных, которые достигли духовного возраста, сохранили целомудрие до брака и с младенчества были воспитаны в благочестии. Возможно, несколько поколений благочестивых предков молились об их земном счастье, и они удостоились его. Но те из нас, которые пока не обрели душевного мира, не должны унывать, потому что мы не знаем, что именно нам полезно.

Каковы же главные причины разводов и как сохранить свою семью? Семьи распадаются, когда люди не хотят соблюдать законы духовные и жить по святым заповедям Божиим в послушании Матери Церкви. Поэтому еще раз обращаемся с добрым советом и наставлением: не пытайтесь построить семейное счастье без Божиего благословения.

Семейное благополучие – великий Божий дар и милость Господа, которые даются не всем, а только тем верным чадам, кто желает трудиться и идти путем, о котором говорит Святое Евангелие. Семью именуют малой Церковью, и поэтому ее жизнь проходит по духовным законам. Если эти законы нарушаются, то семья распадается. Если же эти законы соблюдаются, то такой союз, хранимый Самим Богом, укрепляется и приносит радость и счастье каждому из его членов.

Еще одна причина роста количества разводов заключается в том, что современные люди перестали смотреть на семью как на ценность. Семьи так легко распадаются, потому что люди не дорожат ими. Новые экономические и социальные условия жизни, с которыми мы столкнулись, открыли перед молодыми возможность устраивать свою судьбу так, как никогда ее не устраивали наши благочестивые предки. Соблазн мнимой греховной свободы, которая для верующего человека опаснее и страшнее любого рабства, увлек многих людей на путь, который ведет к погибели. По своей неопытности они не увидели в пропаганде западного уклада жизни разрушительного влияния.

Все пагубное не возникло стихийно и беспричинно. За шквалом жестокости и разврата видны действия падшего духа, диавола, главная цель которого в том, чтобы губить человеческие души. Он является генератором зла и постоянно ищет в падшем мире верных слуг и рабов, обещая им земное благополучие. «Отдай мне свою душу – и взамен ты получишь все!» – такой зловещий шепот может услышать всякий, кто через греховную жизнь без покаяния попал в его страшные сети. Но мы хорошо помним слова Спасителя, Который говорит: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26). Поэтому еще раз призовем наших читателей к созданию семьи и труду на благо семейного счастья. Еще раз повторим: никто и никогда не пожалел о том, что потратил много сил и времени на созидание и укрепление своей семьи. Добрая дружная семья – самая высокая награда в жизни земной. Человек, создавший крепкую благополучную семью и живущий в ней, перед Богом не ниже того, кто построил храм Божий или основал монастырь.

После почти векового периода официального атеизма русские люди утратили многовековую православную традицию жизни в семье. Многие семейные союзы не только не освящаются Таинством Венчания, но и не имеют гражданской регистрации. Молодые пренебрегают родительским советом и мнением приходского священника, не стремятся к созданию многодетной семьи, забывая, что с рождением каждого ребенка в семью входит, образно говоря, еще одна частица Божиего благословения. Многодетные семьи в большинстве своем – крепкие, дружные и счастливые – такую семью благословляет Сам Господь. И конечно, каждому из нас необходима самая тесная связь с храмом Божиим. В храме вся семья получает духовные силы для благочестивой жизни и борьбы с грехом.
Беседу о семье с юношами и девушками хорошо начать с рассказа о том, как выбирать спутника жизни, на какие качества характера обратить особое внимание. Хорошо бы настроить молодых людей на волну постоянного общения с духовником. Выбор достойной половины – это очень ответственный вопрос. Ошибки здесь просто недопустимы.

Молодые люди часто спрашивают: «Как можно познакомиться с хорошей девушкой?» Говорят, что сейчас есть даже православные клубы знакомств. Когда я учился в Троице-Сергиевой Лавре, на регентском отделении было много девиц, которые хотели выйти замуж за будущих священнослужителей. А там, в Троицком храме, перед праздничными богослужениями обычно читают акафист Преподобному Сергию. И я подметил такую закономерность: все девушки, которые ходили на акафист, стали матушками. Вставать приходилось в половине пятого утра, после акафиста начиналась праздничная Литургия, но они не ленились и получали просимое. Мы, конечно, верим в помощь Преподобного, у святых мощей которого читается акафист, но ведь и семинаристы, скорее всего, старались выбирать себе таких невест, которые не ленятся рано вставать и молиться.

Хочется напомнить юношам и девушкам, которые выбирают путь спасения в семье: Господь помогает всем, кто обращается к Нему. В России много православных святынь. Если молодые люди берут на себя молитвенный подвиг и заходят в храм каждый день (перед учебой, например), то никогда не бывают оставлены Его помощью.

Случается и так, что к одному и тому же батюшке на исповедь ходят молодой человек и девушка. Пастырь, как отец духовный, знает внутреннее устроение обоих, он видит, что из двух половинок могло бы получиться целое, и может предложить этим молодым людям начать дружить. Пока не поздно – очень важно осознать: выбирая себе спутника жизни, необходимо обращать внимание на полноценность его семьи.

Если ребенок провел детство в благополучном доме, где не было скандалов и ссор, то он на всю жизнь сохраняет в своей душе образ доброй заботливой атмосферы, которой был окружен в детстве. И наоборот, если семья была неблагополучной, рано ушел отец (психологи говорят, что до семилетнего возраста ребенку легче перенести смерть одного из родителей, чем его уход), гораздо больше трудов потребуется молодому человеку на создание собственной здоровой семьи. К сожалению, многие девушки, рано потерявшие отца, видимо не без влияния матерей, которые не могут простить обиду, на всю жизнь сохраняют негативное отношение к мужчинам.
Если не получается найти себе жениха или невесту из полноценной семьи, то надо заранее трезво оценивать трудности, которые могут ожидать семью, где муж и жена не имели перед глазами положительного примера родительских отношений.

Дружба по благословению священника – наиболее безопасный путь устройства семейной жизни. Батюшка благословляет молодых людей на дружбу, и они получают возможность общения. За это время они могут присмотреться друг к другу. Только надо отличать благословение на дружбу от категоричного благословения на брак. Православная Церковь сегодня выразила вполне определенную позицию: духовники не имеют права принуждать к своей воле в жизненно важных вопросах. Священник не может властно благословить чадо вступить в брак, развестись или уйти в монастырь. Здесь со стороны пастыря уместен только дружеский совет.

Священнику на исповеди нередко приходится слышать от молодых людей такие слова: «Я влюбился, батюшка, и хочу всегда быть рядом с этой девушкой». Говорят, но часто не понимают того, что с ними на самом деле происходит. Святыми отцами подробно раскрыто это состояние. Грех развивается в человеке по определенной схеме. Почему священник постоянно говорит о том, что надо беречь свои чувства, особенно зрение, слух и осязание? Через них в нашу память, в нашу душу входит разного рода информация, в том числе и греховная. Почему опасно засматриваться на красивую девушку? Потому что враг рано или поздно омрачит твой взор греховным соблазном.

«Но ведь человек создан по образу и подобию Божию. Любовь как высшее благо присуща каждому из нас, а вы говорите только о страсти. Как же тогда распознать настоящую любовь?» – спросит нас читатель. Действительно, в слово «любовь» люди вкладывают подчас самые разные смыслы. «Любовью» называют и любовь к Богу, и любовь нечистую.

Чтобы отличить любовь от страсти, надо попытаться понять, как высоко ставит Церковь назначение человека. Апостол Павел сравнивает каждого христианина с храмом Божиим. И, как страшно разрушить храм, так же страшно потерять целомудрие (см.: 1 Кор. 3, 17). Христианская любовь очень высока. Страстный человек оскверняет свое тело, разрушает храм в своей душе. Блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18). Он разрушает еще один храм, который тоже должен быть обителью Святого Духа.

Отличить настоящую любовь от страсти непросто. Что может помочь в этом трудном деле? Во-первых, конечно же, совет духовного отца или, иногда, человека высокой нравственной жизни, который может беспристрастно оценить ваш выбор. Здесь важно именно бесстрастие. Священник, как никто другой, способен наиболее трезво взглянуть на внутренние достоинства человека, отставив в сторону внешнее. Во-вторых, чем человек старше, тем его выбор бывает более разумным. Замечено, что взгляды с возрастом меняются, и то, что кажется важным двадцатилетнему, спустя несколько лет уже не имеет такой значимости. В-третьих, чистое сердце, не оскверненное грехом, не затемненное пороками, и целомудренная жизнь делают духовное зрение более острым. Целомудренный человек способен увидеть подобного себе в схожем поведении и образе жизни. Ему сразу видны распущенность и нескромность, и он старается уберечься от опасного общения.

«Из многих опытов видно, – пишет оптинский старец иеросхимонах Макарий, – что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви, для семейного счастья и общественной пользы». Страсть не может скрепить брак на всю жизнь. Страсть, которую часто в наше время по недомыслию называют «любовью», – это не психологический, а, скорее, физиологический термин.

В наше время «любовь-страсть» – это психологический яд. Как действие наркотического средства со временем ослабевает в организме и тело требует увеличения дозы, так и страсть. Острота опьянения уменьшается, и так называемая любовь гаснет, чувствам нужно обновление, их обладателю – замена «любимого» человека, и союз распадается. Вполне очевидно, что на такой почве семью не создашь. Поэтому пастыри Церкви всегда начинают разговор с молодыми людьми с предостережений. Святитель Феофан Затворник говорит, что юношу, который прожил молодую жизнь, не согрешив, можно сравнить с переплывшим бурную реку.

Семья – это крест. Семейная жизнь – это крестоношение. Для нее необходимы такие качества, как зрелость, терпение и великое мужество. А современная невоцерковленная молодежь напоминает расслабленного, которого еще не исцелил Господь. Вот лежит человек, не может ни ногу поднять, ни руку, ни встать, ни сесть – ничего сам не может сделать. Этот расслабленный – символ молодежи, конечно не всей, но большой ее части. Молодые люди не принуждают себя ни к какой работе над собой.

Нет ничего удивительного, что многие юноши и девушки не хотят создавать семьи. Семья – это труд. Современный ребенок проживает до 15–17 лет в режиме «свободной жизни», растрачивая своего внутреннего человека, а потом часто и не может ничего создавать. Спортсмен постоянно тренируется, чтобы укрепить мышцы. А тот, кто лежит на диване и не упражняет своего тела, тот слаб. Так и в духовной жизни. Если человек не трудится, он ничего достичь не сможет. Он просто не готов нести крест семейной жизни.

Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16). Такими высокими словами апостол Павел говорит о чистоте и святости человеческой души. А каким же жилищем для Духа Святого может быть душа, в которой царствует блудная страсть? Поэтому огромная ответственность лежит сегодня на пастырях Церкви – ведь они должны всеми силами удержать молодых людей от нравственного падения. Именно с ними стараются они завязать контакт: пригласить еще раз на исповедь или просто на беседу. За таких ребят больше всего болит душа священника. Им хочется сказать: не уходи, еще приходи, держись, держись за Бога, за Церковь.


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить