Правосудие без покаяния

Алексей Реутский

Режиссер Сарик Андреасян представил зрителям свою новую ленту «Непрощенный».

С выходом на широкий экран «Непрощенного» создается впечатление, что противостояние между Россией и США переходит теперь и в сферу киноискусства. «Побег из Собибора» (1987 г.) – «Собибор» (2018 г.), «Последствия» (2017 г.) – «Непрощенный» (2018 г.) намечают новую линию соперничества двух держав. Казалось бы, что можно наснимать два часа о человеке, чья личная трагедия стала трагедией для еще одной семьи, виновной или нет, – ответ неоднозначен. Самосуд или небесная кара? Расплата за унижения или восстановление справедливости? Но даже не вынося окончательного вердикта, картина по своей глубине, откровению и эмоциональному напряжению стала подарком для зрителя, соскучившегося по «проклятым вопросам» в российском кинематографе.

Эта вторая после «Землетрясения» (2016 г.) драматическая работа Сарика Андреасяна, начинавшего с кинокомедий. И вторая после «Чистилища» (1997 г.) серьезная роль для шоумена и комика популярных сериалов Дмитрия Нагиева. Фильм рассказывает о трагедии российского архитектора Виталия Калоева, потерявшего в авиакатастрофе всю семью. Как скажет потом режиссер, «мы очень хотели, чтобы его (Виталия Калоева. – Авт.) сыграл актер, от которого не ждут драматических ролей». Ломая устойчивые стереотипы привычного амплуа, актеру, действительно, удается полностью перевоплотиться и создать объемный и проникновенный образ, тонко отражая особенности психологии человека, с которым случилось страшное несчастье. Следишь с комком в горле за развитием событий и ловишь себя на мысли: этот фильм – готовое пособие для психологов и тех, чью жизнь сломало невыносимое горе. Это фильм-катарсис, вычищающий из души остатки боли. Эмоциональные нюансы переживания человеческой трагедии Андреасяну удается показать легкими, едва заметными штрихами, избегая превращения атмосферы дома, где больше не слышно щебета детских голосов, в морг. Галлюцинации, слуховые и зрительные, один и тот же навязчивый сон, музеефикация комнаты близких людей, тихие истерики, нервные срывы на родственниках и вселенная молчания раскрывают зрителю тот мир, в котором живет главный герой. Он никому не говорит о своих чувствах – все попытки друзей и родных разделить его скорбь разбиваются о глухую стену.

Кадр из фильма «Непрощенный»

В этом нет ничего удивительного и тем более оскорбительного – это также не подходит под определения эгоизм или каприз. Дело в том, что потеря близкого любимого человека переводит вас в совершенно другую реальность, в которой окружавшая вас жизнь кажется странной и бессмысленной. А мысль о расставании с вашими близкими приносит мучительную душевную боль. И чем сильней ваша любовь, тем тяжелей отчаяние, ярче внезапная эйфория, также внезапно отбрасывающая обратно в пропасть. Вы словно оказываетесь между жизнью и смертью, ощущая какое-то гипертрофированное одиночество и ничем не восполнимую пустоту в своей душе. Жить в таком состоянии даже один день – это ад. В этом состоянии в человеке резко обостряются чувства вины, восприятия лжи, справедливости. Некоторое облегчение, хотя не всем и не всегда, может принести только обращение к Богу. Но герой картины сразу его отбрасывает сначала в душе, а потом и открыто заявляя: «Я поссорился с Богом». И творит личное правосудие, не дождавшись его от швейцарского суда.

Кадр из фильма «Непрощенный»

Режиссера не интересуют выводы и подробности причин трагедии комиссии МАК.
Хотя в сетях можно найти материалы, подтверждающие, что к столкновению воздушных судов привел ряд ошибок, допущенных швейцарской диспетчерской компанией «СкайГид» и, в частности, ее диспетчером Нильсоном. Сарик Андреасян фокусирует внимание зрителя на этической стороне. Произошла трагедия, и согласно общепринятым человеческим нормам авиадиспетчерская служба должна извиниться перед родными погибших, принести слова соболезнования. Но этого не происходит. По версии фильма из-за опасений, что страховые компании сразу повысят финансовые требования. Поэтому руководство «СкайГида» идет по привычному пути – и это всегда работает, – предложив родственникам весомую материальную компенсацию (по 50 тыс. евро за каждого погибшего) без всяких извинений. Им непонятно, почему все соглашаются, а Калоев нет. И продолжает настаивать на извинениях. Им невдомек, что они отказывают Виталию в чувстве собственного достоинства, что для него важнее любых денег. Это взрывает сознание Виталия Калоева: «Если они не считают меня за человека и моих детей людьми, значит, надо заставить их с этим считаться. Надо положить этому конец». Осторожно, шаг за шагом, штрих за штрихом, превращаясь в старика, похожего на колдуна из страшных сказок, Дмитрий Нагиев ведет своего героя к роковому февральскому дню.

Кадр из фильма «Непрощенный»

В американской версии событий – в «Последствиях» – Петер Нильсон представлен рефлексирующим невротиком, который весь фильм мечется по жизни, стараясь обрести душевный покой. В российской ленте «соплей» нет. Мы видим жесткого прагматика, равнодушного к смерти и боли чужих людей. Таким ли был на самом деле Нильсон? Понять это из фильма трудно. На раскрытие жизни и внутреннего мира остальных ключевых персонажей в двухчасовой картине времени, к сожалению, не нашлось. Частично ответ можно найти в описании Калоевым своей встречи с Нильсоном на пороге его дома в Клотене (которая, к слову, достаточно выразительно раскрыта в ключевой сцене «Непрощенного»): «Никакого раскаяния – ничего не было, и это было видно, когда я к нему пришел и посмотрел ему в глаза. Он так себя вел, будто мне делать нечего, а я к нему пришел. Такое высокомерие, такое презрение было во взгляде». Учел бы Нильсон то состояние переживания утраты, в котором находился Калоев, прояви хоть немного сочувствия и сострадания, попросту останься он человеком – и был бы жив. Но правомерна ли такая расплата за хамство? Ответ неоднозначен. Калоев объяснил убийство внезапным помутнением рассудка, которое спровоцировал Нильсон. Но ведь он сам взял на эту встречу нож. Значит, предполагал такой исход?

Кадр из фильма «Непрощенный»

Суд приговорил Калоева к 8 годам тюремного заключения. Отсидев два года, архитектор вышел на свободу «за примерное поведение». На Родине его возвращение встретили с триумфом, в Осетии он стал национальным героем. Спустя 15 лет после авиакатастрофы на первом канале ТВ в программе «Пусть говорят» встретились родственники погибших. Может ли быть тревожным симптомом то, что вместе с независимыми экспертами никто не осудил убийство диспетчера в этой телепрограмме? Только один человек, который также потерял в этой авиакатастрофе жену и двоих детей, выразил робкое сомнение: «Когда я узнал о смерти Нильсона, то первая мысль была: мы же потеряли единственного свидетеля». Но все остальные говорили не о преступлении, а свершившемся возмездии, справедливой мести, что убийство Нильсона, наоборот, подтолкнуло «СкайГид» внести изменения в правила управления полетами, предотвратив будущие авиакатастрофы. Можно ли это было сделать раньше, предупредив трагедии в небе над Боденским озером и Клотене? По логике фильма и самой жизни – нет.

В одном из интервью после возвращения на Родину Калоева спросили, кто для него Нильсон – виновник или жертва всех этих событий? Виталий ответит: «Он для меня никто». А кем считает себя сам Калоев – преступником или жертвой?
Ни тем и не другим. В конце фильма за кадром звучит его голос. «Когда говорят, что это месть была… Нет, месть – это что-то мелкое. Это, скорее всего, была кара». Как и у Петера Нильсона в его реплике «Я не буду извинятся, пока не будет решения суда», в этих словах не слышно ни толики раскаяния. Кара, больше похожая на бытовое убийство с мировым резонансом. Еще одно зло умножило зло. И где-то потом аукнулось.

Краткая справка

1 июля 2002 года в 21:35 в небе над Боденским озером неподалеку от городка Иберлинген в Германии произошла авиакатастрофа. Борт Ту-154 «Башкирских авиалиний», следовавший рейсом в Барселону, столкнулся с грузовым «Боинг-757» компании DHL, направлявшимся в Брюссель. На российском воздушном судне находилось 52 ребенка, летевших из Уфы на отдых в Испанию. Трагедия унесла жизни 71 человека. Суд признал виновными швейцарскую авиадиспетчерскую службу «СкайГид» и ее четверых сотрудников, которые отделались штрафами и условным приговором. Диспетчера и непосредственного свидетеля, допустившего эту трагедию, уже не было в живых. Петер Нильсон скончался 24 февраля 2004 года на пороге своего дома в Клотене от 12-ти ножевых ранений Виталия Калоева, российского архитектора, потерявшего в авиакатастрофе жену и двоих детей.

Фото: kinopoisk.ru


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить