Напоминающие о Небе

Юлия Кулакова

«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6, 26–30) – призывает нас Спаситель Христос.

Для чего Господь создал птиц? Не для того ли, чтобы мы помнили всегда о Небе и почаще отрывали взгляд от земли? Птица небесная доверяет Богу и питается тем, что посылает Создатель. Когда наступает холод и голод – селится поближе к человеку, некогда царствовавшему над всем животным миром и получившему благословение «делати рай». Трудится, превосходя любые физические возможности, когда создает гнездо. Согревает собой птенцов. Самоотверженно питает свое потомство, весь день добывая корм. Фламинго и вовсе кормят детенышей веществом, похожим на молоко, которое содержит согласно источникам 23% крови.

В древние времена кормление чад своей кровью приписывалось пеликану, по легенде разрывающему себе грудь ради птенцов, из-за чего изображение пеликана вошло в культуру как символ, обозначающий Самого Спасителя. С птицей приходит к Ною долгожданная весть о том, что земля вновь пригодна для обитания, а в житиях отшельников и столпников мы читаем о птицах, приносивших пищу святым подвижникам. Мелодичные трели птиц верующие люди всегда сравнивали с молитвой – и действительно, в природе птицы вполне могли обойтись бы без своих песен. Так для чего же они поют? Не для того ли, чтоб человек тоже учился создавать красоту «просто так», без выгоды и приносить ее Богу и ближним? Даже люди, не знающие Христа или отвернувшиеся от Него, «ничего не могут поделать» с глубоким для человека смыслом существования птиц. В любом народе есть поверья о том, что птицы связаны с другим – лучшим – миром, а в тюремных песнях вы найдете образ птицы как символ свободы и всего того, что еще может быть свято даже для самого закоренелого преступника.

Я хотела бы поделиться несколькими случаями из жизни, которые можно считать просто красивыми совпадениями, но мне они лишний раз (хотя бывает ли здесь лишнее…) напомнили о том, как дорог каждый из нас, живущих на земле, Небесному Отцу.

*     *     *

Это произошло, когда мы жили в одной из тропических стран. Мой супруг был единственным священником на достаточно большой территории, и поехать куда-то исповедоваться не было никакой возможности. Однажды он в очередной молитве о разрешении этой ситуации особо попросил нашего духовного отца (тогда уже почившего схиархим. Николая (Феоктистова)) о помощи.

Буквально тут же, не прошло и десяти минут, раздался телефонный звонок:

– Здравствуйте! Мы духовные чада архимандрита N из ***ской лавры. Вот, уговорили на несколько дней нашего батюшку приехать сюда подлечиться. Можно ли нам сегодня прийти на Всенощную?

Радости нашей не было предела. Благодаря Бога, мы стали готовиться к вечерней службе. Однако день выдался тяжелый, и, уже садясь в машину, чтобы ехать, подумалось: а вдруг и дорогой гость сегодня не приедет…

В этот момент в кроне огромного дерева, росшего у дома, раздался шум. Мы увидели двух великолепных птиц, грациозно севших на ветви. Райские птицы – их так и называют, – с дивным ярким оперением, и они совершенно нас не боялись. И вот любопытно: мы жили в этой стране уже три года, но ни разу не встречали таких птиц, тем более в нашем регионе!

– Обязательно приедет, – подумалось нам.

Отец N, действительно, приехал и не только подарил нам возможность исповеди. Рассматривая книги в церковной лавке, привезенные нам благотворителем по достаточно случайному выбору, батюшка уверенно выбрал из них одну и буквально светился от радости. Выяснилось, что у нас оказалась книга об одном из его предков-новомучеников, которую чада усиленно, но безуспешно искали для духовного отца на родине!

…Через несколько месяцев мой супруг собрался на родину для паломничества по святым местам. По приезде он собирался сразу посетить место упокоения нашего духовного отца в монастыре и, возможно, сразу подойти к исповеди.

В день его прилета к родным мы с сыном, находясь у себя, за 11 часов лету, увидели странную сцену. «Смотри!» – закричал мне сын, и я увидела в ветвях дерева райскую птицу – такую же, как в день приезда отца N. Но внезапно к ней подлетела другая птица, черная, каких много водилось в наших краях, и с безобразным криком бросилась на гостью. Наша райская птица вынуждена была скрыться.

А наутро из телефонного разговора мы узнали, что многое сложилось вопреки ожиданиям: встречи, разговоры, суета. На могилу к духовному отцу пришлось ехать в этой суете, и исповедь тоже не состоялась. А мы, в свою очередь, рассказали о увиденных нами птицах. Совпадение?

Вскоре мы с сыном заболели. Ночь в эмерхенсии, вернулись на рассвете, лекарство ребенку – и оба забылись в лихорадке. Проснулась я оттого, что почувствовала на себе чей-то взгляд.

Сквозь сетку на окне пробивалось солнце. В солнечных лучах, зацепившись коготками за решетку окна, сидели и заглядывали в окно два больших длиннохвостых голубя необычной окраски. От их воркования становилось тепло и спокойно.

– Мам, где папа? – прошептал во сне сын.

Я до сих пор не знаю, почему я сказала:

– Он уже в Оптиной на исповеди.

Мы встали и подошли к окну. Сначала один голубь, а потом и второй (его я даже успела сфотографировать) перелетели на пальму за окном, но улетать не спешили и словно бы продолжали смотреть в наше окно.

Телефон вызвонил сообщение. В нем было только одно слово: «Исповедовался». А позже пришли фотографии с видами Оптиной.

*     *     *

Вспоминается и еще один необычный случай, произошедший за много лет до этих событий в очередной сложный период жизни: больницы, практически отсутствие сна, необходимость быть на ногах ради служения и – невероятное количество дел, которые без транспорта не решить. И вот однажды мой супруг выехал по тем самым делам: ехал по совершенно пустой зимней дороге, чувствовал себя усталым и, сейчас уже очевидно, вполне мог бы задремать за рулем.

Внезапно, откуда ни возьмись, рядом с машиной появилась стая маленьких птиц. Они на огромной скорости влетели прямо в борт машины, разбившись одна за другой!

Он остановил машину, из-за пережитого ужаса от прежнего состояния не осталось и следа. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего» (Мф. 10, 29), – пронеслось в голове. Воздав благодарение Богу, он вернулся домой, чтобы никого не подвергнуть опасности.

«Вы не гораздо ли лучше их?» – вопрошает нас Спаситель о птицах. «Лучше» – дороже – мы для Господа, искупившего нас Своей Кровью. Но речь идет о существах, которые жертвуют собой ради детей, трудятся, не получая никаких богатств и выгод, и поют с раннего утра, славя Бога. Они этого могут и не осознавать: осознаем это мы, разумные люди, для которых Господь сотворил землю. Сможем ли поревновать мы хоть в чем-то этим малым созданиям, благодаря которым мы всегда помним о Небе?


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить