Иметь или быть?

Митрополит Иларион

Человеческая сексуальность брошена на весы и взвешена. На одной чаше - взгляды Церкви, на другой – коммерческих, рыночных отношений. И каждому из нас, как всегда, приходится делать выбор —  между быть и иметь. Об этом выборе говорит Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Волоколамский Иларион в своем докладе на межхристистианской конференции по проблемам семьи. Полный текст доклада Его Высокопреосвященства вы можете прочесть в сборнике «Свобода любви или идол блуда?», вышедшем в 2011 году  в издательстве «Даниловский благовестник».

В современном обществе вопросам половой жизни уделяется повышенное внимание. Бытует мнение, что сексуальная сфера является едва ли не самой главной в жизни человека. Нередко можно слышать, что мужчина и женщина якобы должны создавать семью на основе так называемой «половой совместимости», — понятия, искусственно созданного заинтересованными кругами в коммерческих целях.

митрополит Волоколамский Иларион
митрополит Волоколамский Иларион

С точки зрения Церкви, человеческая сексуальность должна реализоваться исключительно в рамках брачного союза между мужчиной и женщиной – союза, одной из основных целей которого является деторождение. Любые проявления сексуальности вне брака с  христианской точки зрения безнравственны, ибо нравственная жизнь предполагает целомудренное поведение и воздержание.

Но мы живем в обществе, в основе которого лежит концепция устойчивого развития рыночной экономики. И потому мы замечаем, что рынок постоянно предпринимает попытки вторжения в сферы, до сих пор считавшиеся ему неподвластными, такие как вера, культура, мораль, патриотические чувства. В современных условиях рынок стремится либо всё превратить в товар, подлежащий продаже, либо использовать как средство, стимулирующее жажду потребления.

С помощью рекламы коммерческие организации пытаются вызвать у потребителей ненасытное и призрачное стремление «соответствовать уровню». Иными словами, в современном мире происходит столкновение двух парадигм Эриха Фромма — «быть» или «иметь».

С точки зрения традиционной христианской нравственности, человек призван Богом к самоотдаче, самоограничению. По словам апостола Павла, «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5, 14). А любовь к ближнему невозможна без самопожертвования, в котором заключается подлинная самореализация личности, то есть истинное бытие в христианском смысле.

Свобода любви или идол блуда
Название: «Свобода любви или идол блуда»
   
Год издания: 2011
ISBN:  978-5-89101-445-9
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     FB2     PDF

Сборник «Свобода любви или идол блуда?» – это размышления священников о причинах так называемого «кризиса семьи» и демографической катастрофы, разразившихся в России. Статьи объединены общей задачей – вернуть в российское общество христианскую нравственность как необходимую составляющую его возрождения.

Наши авторы – митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Андрей Ткачев, протоиерей Борис Ничипоров, иерей Владимир Соколов и другие – глубоко и всесторонне изучили тему, при этом каждый из них рассматривает свой, определенный срез этой проблемы. Квинтэссенцией книги по праву можно считать статью митрополита Волоколамского Илариона.

Целью создания сборника послужило стремление содействовать более глубокому пониманию читателями проблемы «эксплуатации человеческой сексуальности с целью наживы» и причин подрыва некоторыми силами авторитета Церкви, вытеснения ее из сферы общественной жизни; противостоять вторжению рынка в области, неподвластные ему до сих пор, к коим относятся вера, культура, мораль.
«Свобода любви или идол блуда»

Итак, с христианской точки зрения, «быть» — значит отдавать себя, жертвовать собой. Напротив, «иметь» предполагает ограничение самоотдачи, отказ от истинного бытия, ради которого человек был сотворен. «Иметь» предполагает пассивное накопление, потребление, консюмеризм, эгоистическую сосредоточенность на собственных удовольствиях, наслаждениях и переживаниях, одним словом, угождение собственному «эго».

Это, в свою очередь, влечет за собой целый спектр социальных проблем. Организованная торговля людьми, принуждение к проституции, съемкам в порнографических фильмах, сексуальная эксплуатация и распространение половых извращений не являются пережитками Средневековья, в наше время они вписываются в рыночную инфраструктуру.

Эксплуатация человеческой сексуальности с целью наживы, увы, не исчезла сегодня, несмотря на множество созданных законодательных ограничений и строгий полицейский надзор. Напротив, она приобрела системный характер.

В традиционных обществах сексуальная мораль была чрезвычайно строгой. Некоторые проявления этого до сих пор можно видеть в законодательствах наших стран, – к примеру, государство ограничивает распространение порнографии, запрещает продажу такого рода изданий лицам, не достигшим 18-летнего возраста, уголовно преследует половые контакты с несовершеннолетними, квалифицируя это как развращение малолетних. Но все равно сегодня финансовый капитал пытается отодвинуть эти границы, апеллируя к свободе и правам человека.

И потому дилемма «быть или иметь» очень остро стоит перед человечеством. Установка на то, чтобы все иметь, ни в чем себе не отказывать и ни в чем себя не ограничивать, оказывается самоубийственной для целых народов. Рынок никогда не был и не может быть движущей силой человеческого развития. Заповедь Божия «плодитесь и размножайтесь» не может осуществляться по законам рынка, использующего самые низменные человеческие инстинкты. Народы размножаются до тех пор, пока в них сохраняются крепкие нравственные устои, пока сохраняются такие основополагающие институты, как брак, семья, рождение и воспитание детей.

В наши дни эти институты подвергаются массированной атаке секулярной идеологии, базирующейся на рыночном принципе: «Бери от жизни все». В итоге – беспрецедентное число разводов, абортов, неполных семей, искалеченных человеческих судеб, загубленных жизней.

В сложившейся ситуации мы, христиане, призваны к максимально активному взаимодействию перед лицом таких вызовов. Наивно было бы надеяться на то, что они сами собой исчезнут —  слишком большие средства инвестированы в проект по вытеснению религии из жизни общества и ее дальнейшей маргинализации. Справиться с этими угрозами удастся только в том случае, если мы объединим свои усилия.

Христианские общины не должны потворствовать либеральным тенденциям в области человеческой нравственности. Наоборот, именно сегодня, как никогда, необходима защита традиционной христианской нравственности, включая традиционное понимание брака и семьи.

* * *

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить