Блуд как причина демографической катастрофы

Священник Владимир Соколов

Священник Владимир Соколов в своей статье «Блуд как причина демографической катастрофы» разбирает причины деградации современного общества, объясняет, почему в наши дни ложь вытесняет правду и на место истинным ценностям приходят разврат и тяга к деньгам. Отец Владимир преподает в Воскресной школе для взрослых при храме Девяти мучеников Кизических. Он также настоятель двух строящихся храмов: во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского и преподобного Алексия, человека Божия.

Через несколько лет после революции известный социолог и философ культуры Питирим Сорокин провел в Петрограде социологическое исследование и ужаснулся – полученные данные явно свидетельствовали, что в общественной жизни может произойти невиданная доселе катастрофа. Что так встревожило социолога? Он обнаружил, что резко возросло количество разводов – на 10 000 браков их приходилось аж 96. Какой бы шок испытал молодой философ культуры, узнав, что сегодня (и это только по официальным данным) из 10 000 тысяч браков 5 000 заканчиваются разводом?

В наши дни семьи разрушаются с феноменальной скоростью и в огромных количествах, а добрачное сожительство стало нормой. Но семья – это первичная ячейка социума. Если эта ячейка разрушается, то страдает и весь социум.

Зададимся таким вопросом: «Может ли общество быть устойчивым, если возникает демографическая проблема?» Или, говоря проще, «может ли общество сохраниться, если оно испытывает недостаток в тех, кто его образует – в людях»? Очевидно, что не может – оно неизбежно начнет разрушаться, потому что у него не будет тех, из кого оно строится и кем обновляется. По официальным данным, в нашей стране ежегодно делают аборты более миллиона женщин. А по оценкам экспертов, просчитывающих еще число неучтенных абортов (большинство противозачаточных средств являются абортивными), их количество колеблется от 2,5 до 4 млн. в год. Кроме того, после совершения абортов 6,5 млн. женщин в России стали бесплодными. Это настоящая война, в которой мы теряем людей больше, чем потеряли в Великой Отечественной.

Свобода любви или идол блуда
Название: «Свобода любви или идол блуда»
   
Год издания: 2011
ISBN:  978-5-89101-445-9
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     FB2     PDF

Сборник «Свобода любви или идол блуда?» – это размышления священников о причинах так называемого «кризиса семьи» и демографической катастрофы, разразившихся в России. Статьи объединены общей задачей – вернуть в российское общество христианскую нравственность как необходимую составляющую его возрождения.

Наши авторы – митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Андрей Ткачев, протоиерей Борис Ничипоров, иерей Владимир Соколов и другие – глубоко и всесторонне изучили тему, при этом каждый из них рассматривает свой, определенный срез этой проблемы. Квинтэссенцией книги по праву можно считать статью митрополита Волоколамского Илариона.

Целью создания сборника послужило стремление содействовать более глубокому пониманию читателями проблемы «эксплуатации человеческой сексуальности с целью наживы» и причин подрыва некоторыми силами авторитета Церкви, вытеснения ее из сферы общественной жизни; противостоять вторжению рынка в области, неподвластные ему до сих пор, к коим относятся вера, культура, мораль.
«Свобода любви или идол блуда»

Разводы есть одновременно и следствие и причина нравственной деградации и половой распущенности. Увеличение количества абортов при наличии распущенности и нравственной безответственности в обществе неизбежно. Те дети, которым удается выжить в этой войне, ведущейся с ними на уничтожение, вынашиваются в утробе, прежде агрессивно умертвлявшей детей.

Зачатый ребенок, считывая память об этих событиях, начинает активно бороться за жизнь, и мать он воспринимает как потенциальную убийцу, угрожающую его слабо защищенной жизни. Здесь закладываются будущие конфликты ребенка с матерью. В такой утробе не может зачаться полноценное потомство в физическом смысле, а в изнурительной психологической борьбе за жизнь ребенок теряет и психическое здоровье. Такие дети не могут быть активными и полноценными членами общества. Так что распад семей свидетельствует и о продолжающемся распаде социума.

В чем же главная причина деградации общества, которую мы имеем возможность наблюдать сегодня? Святые отцы, например, преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин учили, что наше материальное бытие зависит от идеального бытия – от идей. Они называли их логосами. Потому и наша культурная жизнь напрямую зависит от тех идей, которые лежат в основе нашего мировоззрения.

Сегодня центром внимания как отдельного человека, так и всего общества стали деньги. Выдвинув власть денег как культурообразующую идею общества низшего порядка, общество обрекло себя на духовно-нравственную деградацию.

Посмотрите, что случилось, например, с одной из главных ценностей, на которой зиждется христианская культура, – с понятием любовь. Употребительное ныне выражение заняться любовью наилучшим образом свидетельствует о том, какой смысл мы вкладываем теперь в это понятие. Это уже не редукция понятия, а подмена его высокого смысла низким, вульгарным.

В христианстве понятие любовь означает способность жертвовать ради другого всем, даже собственной жизнью. В современной культуре это слово наполняется смыслом наслаждения другим, использования его ради своих корыстных целей. Любовью нынче называют хищнический эгоизм, который питает ненасытную гордыню, в то время как подлинной любви присуще смирение.

Настоящая любовь возникает только в преодолении эгоизма. А эгоистичный человек не способен пожертвовать жизнью ради других. Физическая тяга друг к другу возникает легко, потому что проистекает из природы человека, а духовная любовь рождается как дар, нисходящий от Бога, в муках и страданиях самопреодоления.

Вместе с понятием любовь было девальвировано и понятие целомудрие. Заметьте, это слово практически исчезло из употребления, стало как-то неприлично в нашем развращенном обществе напоминать о целомудрии.

Порой даже сами христиане утрачивают полноту смыслов. Именно это произошло и со словом целомудрие. Сегодня смысл его по большей части сводится к плотской чистоте. Но само слово свидетельствует о том, где же обретается чистота, где зачинается истинное целомудрие.

Целостность мудрости в понимании жизни, места человека в бытии есть основа чистоты помышления, а, значит, в конечном итоге, и чистоты плоти, ибо любая мысль, любой помысел – это потенциальное действие, потенциальный поступок. Если нечисты мысли, то нечистыми, неправедными будут и наши поступки. Преподобный Макарий Великий по этому поводу говорит: «Должно хранить душу и всячески блюсти, чтобы она не приобщалась к скверным и злым помыслам. Как тело, совокупляющееся с другим телом, заражается нечистотой: так растлевается и душа, сочетаваясь с скверными и злыми помыслами, и согласуясь с ними заодно… Знай, что в тайне души содевается растление и блуждение действием непотребных помыслов».

Человек, целостно воспринимающий жизнь, правильно понимающий ее устроение Богом и знающий свое назначение в этом мире, направляет свою волю к осуществлению того, что открывается ему в этом верном, целостном взгляде. Утратив целостное представление о бытии, приняв зло за добро, человек теряет и чистоту помышления, и чистоту плоти. Недаром слова блуд и заблуждение в русском языке являются однокоренными.

Мы забыли, что один из равноценных переводов греческого слова Orthodoxia (которое обычно переводится как Православие) звучит как Правомыслие. Целомудрие в Библии называется благоразумием, но что такое благоразумие, как не благое (правильное) мышление. Правильные ощущения и чувства формируются только правильной мыслью, ибо неправильная мысль искажает и отравляет в душе все, в том числе и ощущения и чувства. Ложь мы иначе называем лукавством, чем-то изогнутым, отвращающим от путей правды Божией; она есть заблуждение – блуд духовный.

Блуд телесный всегда связан с ложью: он начинается с нее и ею постоянно сопровождается. При наличии этого яда в душе нравственный выбор между добром и злом невозможен, ибо ложью перемешиваются различия между ними. И если так важно для нашего спасения быть причастными к правде, почему же мы так равнодушны к наличию в нашем сознании и общении лжи?

Ответ на этот вопрос можно найти, прежде всего, в направлении нашей воли – мы не пытаемся изгнать ложь из своей жизни и, прежде всего, из жизни внутренней. Ложь для нас – источник комфорта, ведь для того чтобы быть на страже своей мысли, надо стоять на посту – и днем и ночью в бессменном карауле.

Читая аскетические произведения отцов и назидательные беседы о необходимости воздержания и чистоты плотской в духовном становлении человека, многие миряне справедливо спрашивают: «А как же быть нам – тем, кто постоянно подвержен в миру искушениям плоти?»

Ответ просто логически вытекает из правильного понимания целомудрия и чистоты. Обретая целостный, мудрый взгляд на мир, мы уже защищаем себя от огромного количества искушений. Любой человек, вступая в сознательный возраст, может стать сторожем своей мысли. Грех ведь начинается с лукавой мысли, недаром в главной христианской молитве, данной нам Самим Иисусом Христом, мы просим избавить нас от лукавого.


Полностью эту статью можно прочесть в сборнике «Свобода любви или идол блуда?», выпущенном в издательстве «Даниловский благовестник» в 2011 году.

Священник Владимир Соколов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить