Путь к язычеству?

Профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов рассказал об увлечении современных людей чудесами, естественной мистике и оккультизме. 
      Искание чудес
     – Алексей Ильич! Не могли бы вы прокомментировать увлечение чудесами, распространившееся в наши дни среди многих православных, и высказать свое мнение о критериях определения истинного чуда, от Бога исходящего?

Путь к язычеству

     – Сначала поговорим не об истинных чуде, а о необычных явлениях и лжечудесах. Есть, по меньшей мере, три категории причин, которые могут порождать то, что выходит за рамки естественных явлений и потому может восприниматься как чудо. 

     Первая из них – это естественный, хотя и достаточно редкий случай, когда человек или рождается с необычной для всех способностью, или же она открывается в нем на какое-то краткое время – например, видение на расстоянии, предвидение каких-то событий и др.1 Эти способности могут быть предположительно объяснены тем, что они присущи человеку как образу Божьему, но в силу поврежденности человеческой природы закрыты у всех людей, за очень редкими исключениями; потому отдельные люди и могут иногда видеть то, что скрыто от всех других. Такое явление можно было бы назвать естественной мистикой. И все же отношение к ней должно быть очень сдержанным. Этим предвидениям и «чудесам» доверяться нельзя, поскольку здесь человек видит, по выражению апостола Павла, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12), а не «лицом к лицу». К тому же люди с такими способностями, не предочищенные подвигом и смирением, как правило, впадают в тщеславие, корысть и тем самым, по слову прп. Антония Великого, «соединяются с демонами мучителями», которые духовно отравляют эти дарования. Поэтому здесь возможны такие ошибки, которые доверившегося их «чудесам» человека могут привести к печальным последствиям. 
     Второй, несравненно более опасный источник «чудес», иногда поразительных, увлекающих религиозно невежественных людей, – это демонические воздействия. При этом они, как правило, проявляют себя не прямо, а через тех людей, которые сознательно стремятся проникнуть в тот мир, завладеть его силами и с их помощью подчинять себе людей, природу, творить чудеса. Это явление в полном смысле слова можно назвать демонической мистикой. Оккультизм, шаманство, магия, спиритизм, прорицательство и т. д. – все это явления одного порядка. Об этом находим предупреждения в Евангелии, у апостолов, у Святых Отцов. Господь говорил: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24, 24–25). Нет сомнений, что в недалеком будущем с изображений «царя вселенной» (антихриста), с экранов телевизоров, показывающих его, «миро» будет течь в изобилии, и оно будет исцелять от болезней, «чтобы прельстить, если возможно, и избранных»
     Уже сейчас идет активная подготовка сознания народа, в том числе и вполне православных (избранных) людей, к исканию чудес, погоне за ними. Посмотрите, сколько литературы посвящено им. И, увы, многие православные уже хорошо знают, в каких нуждах каким иконам молиться («Неупиваемой Чаше» или «Прибавлению ума»!), к каким святым обращаться, к каким мощам прикладываться. Мысль о спасении от страстей и греха, от зла, неприязни, зависти, блуда, воровства постепенно отходит на второй план. (Спросите у стоящих к каким-либо мощам, чудотворным иконам, о чем они пришли молиться, об избавлении от какой-то страсти, о вечном спасении или о спасении от земных бед и нужд?) Так через искание земных благ, чудес, прозорливцев и придем к принятию «чудес» того, кто будет низводить знамения с небес. Свт. Игнатий (Брянчанинов) потому пишет: «Может ли иметь особенную достоверность знамение с небесе? …Можно ли заключать, что знамение с неба есть непременно знамение от Бога? Из Божественного Писания видно противное» (4, 295). Он настойчиво предупреждает о гибельности легковерия чудесам и искания их: «С течением времени, с постепенным ослаблением христианства и повреждением нравственности знаменоносные мужи умалялись. Наконец, они иссякли окончательно. Между тем человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами»2
      Не хули и не принимай
     Третий источник лжечудес связан с так называемой прелестью. Это такое духовное повреждение верующего, которое обусловлено его неверным пониманием смысла и цели христианской жизни. Здесь нет возможности говорить о ее видах и различных проявлениях. Важно отметить, что основные причины впадения в прелесть заключаются в искании христианином духовных радостей и сладостей, благодатных даров, Божественных откровений, явлений. Это искание приводит христианина к духовному сладострастию, самомнению, а  отсюда к стремлению учить других и руководить ими, исканию славы человеческой, попыткам творить чудеса публично, напоказ, даже по расписанию (например, так называемое отчитывание). Свт. Игнатий в связи с этим призывал заблуждающихся обратить внимание на пример Самого Спасителя: «В чудесах Господа не было никакой суетности, никакого эффекта; ни одного чуда не сделано напоказ человекам; все чудеса прикрывались покровом Божественного смирения» (4, 301). 
     Находящиеся в прелести иногда тоже могут, произнося имя Божие, творить необычные деяния, «чудеса» – естественно, силой бесовской, со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями и для «чудотворца», и для ищущих чуда. О возможности таких чудес прямо пишет прп. Кассиан Римлянин: «Никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии, а всякий за собственные только добродетели, которые требуют деятельности ума и усиленного старания. Ибо весьма часто люди развращенные умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса». Такие чудеса опасны в любом случае, поскольку они совершаются человеком духовно зараженным и могут принести огромный вред принимающим их людям. Ибо, как пишет Антоний Великий, «живя добродетельно – мы бываем Божиими, а делаясь злыми – становимся отверженными от Него», ибо «грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют»
     Даже истинные чудеса для человека, ищущего их, могут оказаться очень вредными и духовно, и телесно. Настойчивое желание во что бы то ни стало получить просимое (чудо) всегда приносит, в конечном счете, горькие плоды. Бог желает от нас упования на Его любовь, ждет молитвы: «Господи, да будет Твоя воля, а не моя. Помилуй меня». Ибо в этом слове «помилуй» заключено то смирение, которое только и снискивает благодать и помощь Божию. 
     Лжечудеса, как правило, происходят с теми, кто ищет чудес или внутренне считает себя достойным видеть и получать их, кто впал в самомнение (прелесть). 
     Поэтому крайне осторожно нужно относиться ко всем чудесам, кем бы они ни совершались: священниками, монахами, юродствующими и тем более корыстными гастролерами в рясах. 
     Вывод из этих слов очевиден: при невозможности выяснить природу данного явления православному человеку необходимо твердо придерживаться мудрого совета Отцов: «Не хули и не принимай»!
     Истинные чудеса происходят редко. Для церковного признания чуда необходимо тщательное исследование (Ср.: Лк. 1, 3) необычного явления компетентной церковной комиссией и официальное утверждение ее выводов Священным Синодом (в крайнем случае, правящим епископом). Это необходимо, чтобы оградить народ от веры дьявольским наваждениям, колдунам, мистификаторам, экстрасенсам, психически неполноценным людям, просто проходимцам. Пока же такого удостоверения нет, вопрос о данном явлении для члена Церкви должен оставаться открытым, ибо «Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1 Кор. 14, 33).
      Сверхъествественное – не всегда признак святости
     Святые совершали чудеса редко и лишь по особому указанию Божию. При этом, по примеру Самого Господа, они тщательно скрывали свои благодатные дарования, в отличие от современных «чудотворцев». Это скрывание себя от людей, смирение являются одним из положительных признаков совершаемого ими, ибо критерием истинного чуда является, прежде всего, святость жизни христианина, а не чудо само по себе.
     Поэтому свт. Игнатий писал: «Так, христианские аскетические наставники заповедуют не обращать особенного внимания на все вообще явления, представляющиеся чувствам душевным и телесным: заповедуют соблюдать при всех вообще явлениях благоразумную холодность, спасительную осторожность» (2, 16–17). «Святые Отцы повелевают подвижнику молитвы при случающихся явлениях вне и внутри себя пребывать равнодушным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святого. Они завещают, с одной стороны, не порицать явления, чтобы не подвергнуть порицанию святое, а с другой, никак не вверяться явлению, поспешно признав его истинным, чтобы не впасть в сеть лукавого духа» (6, 290).
     – Алексей Ильич! Почему нельзя считать мироточение за несомненное свидетельство чуда Божия? Как относиться к тому, что необычные явления происходят со священными предметами? Как относиться к кровоточению икон, когда они буквально покрываются багрово-бурыми потоками, то есть обезображиваются? 
     – Если апостол Павел предупреждает: «Сам сатана принимает вид ангела света», то не приходится удивляться, что и священные предметы не являются исключениями для его фокусов. Об этом же говорят и многие Отцы: Иоанн Лествичник, Иоанн Златоуст, Нил Синайский, Ксанфопулы, русские святые. Особенно много говорится об этом у свт. Игнатия Брянчанинова (см., например, его работу «О чудесах и знамениях», Т. 4).
     Как я уже сказал, одним из признаков истинного чуда является святая жизнь того, через кого оно совершается. Если же таковой жизни нет, тем более, если есть факты, свидетельствующие об обратном, то таковое чудо принимать нельзя. Это естественно, ибо «в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. Соломона. 1, 4). Но могут быть исключения, когда истинное чудо совершается и через посредство человека грешного, даже животного (например, библейский случай с заговорившей ослицей Валаама), при наличии веры и сохраняющейся способности к покаянию у тех, с которыми или перед лицом которых происходит чудо. Поэтому чудеса совершаются и в неправославной среде, и до настоящего времени, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины» (1 Тим. 2, 4). Святитель Игнатий приводит, например, факт, когда вода с омытых ног разбойника, принятого монахинями за святого пустынника, исцелила слепую и сам разбойник раскаялся3
     В настоящее время сообщается о тысячах случаев появления капель (прозрачных, кровяных и др.) на иконах и иконописных изображениях лиц, даже не прославленных Церковью (хотя икона – это образ только канонизированного Церковью), статуях католических святых. Так, в США в одной католической семье уже 11 лет лежит недвижимая 16-летняя девушка. И вот, находящиеся в ее комнате статуи святых (католических) начали мироточить4. В Италии известно уже немало случаев так называемого мироточения изваяний католических святых. (Стоит при этом вспомнить, что такие подвижники нашей Церкви, как святители Игнатий и Феофан, преподобный Амвросий Оптинский и праведный Иоанн Кронштадтский решительно говорили о прелестности католических святых.) 
     Известны примеры кровоточения и мироточения даже в языческом дохристианском мире. Так, накануне завоевательного похода Александра Македонского кипарисовая статуя Орфея в Либетре изрядно потела. Ливий пишет, что статуя Аполлона однажды проплакала трое суток. Овидий говорит о дубе, обители лесной нимфы-дриады в Эресихтоне, который покрылся алой, похожей на кровь жидкостью, когда его срубили святотатцы. У проф. В.В. Болотова находим сведения, что в одном из языческих храмов во времена Юлиана Отступника была статуя, которая улыбалась и смотрела как живая5. «В книге Гермеса Трисмегиста “Асклепий”, где собраны рассказы о древнеегипетской магии, говорится, что некоторые статуи в египетских храмах были сделаны и расположены так, что в определенное время “оживлялись космическими силами”»6. И подобных случаев в истории было немало (ср.: Исход. 7–8)
     О чем все это говорит? О том, что даже очевидные сверхъестественные факты сами по себе еще совсем не подтверждают святости тех (человека, конфессии, религии), через кого и где они совершаются, ибо подобные явления могут происходить как в силу веры – «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29), так и по действию иного духа (см.: Деян. 16, 16–18), «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24), и, не исключено, по другим, пока неизвестным нам причинам. 
     Вот, например, замечательный случай, происшедший в жизни одной из духовных дочерей святого подвижника XX века епископа Василия (Преображенского, †1945). 
     «У одной духовной дочери святителя – Евдокии – в полночь сама собой перед образом стала зажигаться лампада. Видно, это Господь призывает меня вставать на молитву, – подумала она, впрочем, и сомневаясь, – принять ли это явление за благодатное или за лестчее. А лестчий дух она сердцем уже ощутила – вот, мол, ты какая молитвенница, тебе и лампаду Сам Господь зажигает.
     На следующую ночь Евдокия пригласила свою знакомую Екатерину Дмитриевну. Но и в ее присутствии лампада зажглась. Тогда она пригласила переночевать у себя третью свидетельницу. И в ее присутствии произошло то же самое. В полночь лампада сама собою зажглась. Это окончательно убедило Евдокию принять явление за благодатное…
     Выслушав ее, святитель строго сказал:
     – Нет, это явление не благодатное, а от врага, а за то, что ты приняла его за благодатное, я налагаю на тебя епитимью – год не приступай к Причащению Святых Таин. А лампада больше зажигаться не будет.
     Действительно, с этого дня лампада  не зажигалась»7
     Были случаи, когда начавшиеся в частной квартире мироточения икон, с радостью принятые и зафиксированные на видеопленку, заканчивались большими скорбями, доходило даже до полтергейста – откровенных козней духа зла! Поэтому становится понятной столь большая осторожность и рассудительная недоверчивость, с которой все святые всегда относились ко всякого рода чудесам, видениям, сновидениям, откровениям, мироточениям и т.п. Они настойчиво предупреждают верующих от поспешности в принятии всего этого за чудо Божие, чтобы по причине своего легковерия, приняв ложь за истину, они не попали в бесовскую ловушку. Поэтому и должно всегда помнить их заповедь об отношении к всевозможным необъяснимым явлениям: «Не хули и не принимай!» 
      Не всякому духу верьте
     – Какие последствия для церковной жизни могут иметь легковерие и заблуждения по поводу таинственных явлений? Чем чревато бесконтрольное распространение книг о «чудесах» и прочих прельстительных вещах? 
     – Нет сомнения, что все это при полном сохранении внешнего Православия (!) грозит сползанием нашей веры к прямому язычеству. Посмотрите, много ли у нас проходит церковных конференций о духовной жизни, ее законах, опасностях, стоящих на ее пути, и т.д.? А ведь именно в духовной жизни заключается вся сущность религии и прежде всего Православия. Особенно трагичен тот факт, что книги, не просто игнорирующие опыт Святых Отцов, но и прямо противоречащие их учению о духовной жизни и написанные из явного состояния прелести, продаются в церковных магазинах, где их активно раскупают, принося «доход» церкви. Видимо, забываются слова Христа: «Нельзя служить Богу и мамоне…» Поэтому как бы и мы не получили мзды своей «мерою... утрясенною, нагнетенною и переполненною... ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк. 6, 38). Конечно, сейчас так много выходит негодных книг с православными названиями, что контролировать их очень трудно – они проникают в храмы, несмотря на предварительную цензуру Издатсовета. Потому каждый церковный магазин должен иметь специального сотрудника для просмотра предлагаемой литературы, чтобы не ответить пред Богом за погубление душ человеческих. 
Беседу вела А. Добросоцких

Статьи других авторов об опасности лжечудес вы сможете прочесть в книге издательства «Даниловский благовестник», вышедшей в 2013 году.

 1 Известны случаи, когда человек предчувствовал, например, смерть близкого родственника, находясь вдали от него. Описаны факты явлений умерших людей, которые должны были сообщить что-то важное для спасения. – Примеч. автора.

 2 Свт. Игнатий Брянчанинов. Творения. Т.4, СПб., 1905. С. 323-324.

 3 Свт. Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни (555 писем). № 90. М., 1995.

 4 «Благовест-ИНФО». № 3 (172). 1999.

 5 См.: Лекции по истории древней Церкви. М., 1994. Т. 3.

 6 Смыслов И.В. Г. Распутин: Знамение погибшего царства. М., 2002. С. 84-85.

 7 Василий (Преображенский), еп. Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. С.12-13.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить