22 февраля: День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (1989)

«Чаша испытаний» Патриарха Тихона

18 ноября 1917 года, в Москве на Всероссийском Поместном Соборе новым Патриархом Русской Православной Церкви был избран Тихон, митрополит Московский, 11-й Патриарх и первый после двухсотлетнего перерыва. Известно, что за семь лет своего патриаршества святитель Тихон совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. Это значит, что святой служил примерно каждые два-три дня. И это при каждодневной колоссальной административной нагрузке, в условиях тяжелейшего психологического давления со стороны властей, арестов, обысков и допросов.22 февраля Церковь отмечает Обре‌тение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (1992).

Известно, что сам процесс избрания проходил в два этапа. На первом – путем тайного голосования – были выбраны три кандидатуры: кроме митрополита Тихона, еще архиепископ Харьковский Антоний и архиепископ Новгородский Арсений. Причем митрополит Тихон получил на этом этапе наименьшее количество голосов. На втором этапе старец Алексий (Соловьев) перед Владимирской иконой Божией Матери, которую специально для этого значимого решения принесли из Успенского собора Московского Кремля, вытянул жребий.

…Случайностей в жизни не бывает. У любого кажущегося случайным события есть своя невидимая глазу определенность, свой смысл. Неслучайно через три дня после Октябрьского переворота, когда власть в России захватили большевики, Всероссийский Поместный Собор принимает решение о восстановлении Патриаршества. Накануне самых страшных и черных дней в жизни России Русская Православная Церковь, спустя два века, вновь обрела своего Предстоятеля. Неслучайно выбор Господа пал на митрополита Тихона, человека мудрого, но невероятно доброго, кроткого и терпеливого, который своим примером показывал всем православным в России, как надо принимать испытания, ниспосланные свыше.

…Василий Иванович Беллавин – именно так, с двумя буквами «л», писалась фамилия будущего Патриарха Тихона до того, как коммунисты сократили его фамилию, – родился 19 января 1865 года в семье потомственного священника Иоанна Беллавина в приходе Воскресенской церкви в маленьком селе Клин близ города Торопца Псковской губернии.

Любопытный эпизод: однажды отцу будущего Патриарха – Иоанну Беллавину – во сне явилась его мать и предсказала судьбу трех его сыновей: про одного сказала, что тот будет жить обычной жизнью, про другого – что умрет молодым, а про Василия – что велик он будет. Проснувшись, Иоанн рассказал свой сон жене, и это предание сохранилось в их семье. Интересно, что друзья Василия Беллавина, студенты Духовной академии, очень уважавшие его за особый дар рассудительности, в шутку называли его «Патриархом». Как все-таки невнимательны мы бываем к знакам, которые порой даются нам свыше.

Путь во священничество для Василия Беллавина был традиционен для того времени: Духовное училище в Торопце, потом Псковская семинария и наконец Санкт-Петербургская Духовная академия.

Обретение мощей святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея Руси

В 1891 году он принял постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. Вскоре его рукоположили в сан иеромонаха и направили в Холмскую Духовную семинарию, где он был сначала инспектором, а затем и ректором. В 33 года иеромонах Тихон стал епископом Люблинским, викарием Варшавской епархии.

В разные части света забрасывала судьба отца Тихона: сначала служил он 5 лет в Холмской губернии Российской империи (практически, польские земли), потом 9 лет – за тысячи километров от родины в Северной Америке, затем вновь Россия – Ярославская кафедра, которой он посвятил 7 лет своей жизни. И наконец Москва…

Хочется отдельно сказать об американском этапе монашеского пути отца Тихона. За время своего служения немало ему пришлось попутешествовать по континенту; преодолевая холод, плыть в селения алеутов; идти в леса, чтобы привести к Богу североамериканских индейцев. Благодаря его усилиям на американском континенте утверждается Аляскинское викариатство, епископская кафедра переносится из Сан-Франциско в Нью-Йорк, строится Свято-Николаевский собор, в Миннеаполисе открывается первая в Америке Православная семинария, открываются десятки новых храмов. Немало американцев переходит из униатства в лоно Русской Православной Церкви, и специально для обращенных американских верующих под руководством епископа Тихона богослужебные тексты переводятся на английский язык… Плоды его трудов сделали архиепископа Тихона (в этот сан он был возведен в 1905 году, когда за все эти годы единственный раз приезжал в Россию) одним из самых почитаемых святых Америки.

Немало потрудился Святитель Тихон и в Ярославской губернии: много ездил по отдаленным селам – где на лошади, где на лодке, где пешком, – посещая монастыри и маленькие уездные города и сплачивая церковную жизнь на подведомственной ему территории.

…Но главные испытания ждали будущего Патриарха в Москве. Известно, что святой Иоанн Кронштадтский незадолго до своей кончины в одной из бесед с будущим святителем сказал, обращаясь к нему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну».

Нам, живущим в веке XXI, трудно представить, каково было оказаться в России сто лет назад. Большевики страшным кровавым молотом обрушились на страну, уничтожая людей, разграбляя храмы и монастыри, сея вокруг хаос и разорение. В мае 1919 года Ленин дает поистине чудовищный приказ Дзержинскому: «…Необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надо арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады».

Ужасно, что Патриарху Тихону приходилось выдерживать удары одновременно с двух сторон. С одной стороны, кровавая власть большевиков, эта страшная гидра, стремившаяся сломить и уничтожить Русскую Православную Церковь. С другой, предатели, оказавшиеся в лоне Церкви. Вероятно, в особо суровые времена, когда Церковь испытывает гонения, откуда ни возьмись появляются новые последователи Иуды, стремящиеся разрушить Церковь изнутри.

Обновленцы (такое название получили священники-предатели, которые решили расколоть Русскую Церковь), направляемые большевиками, развернули активную борьбу против Патриарха Тихона: поначалу они создали специальное Высшее Церковное Управление, а затем созвали обновленческий собор, на котором объявили о лишении сана «бывшего Патриарха Тихона», а также о лишении его монашества.

В это страшное время каждый, кто осмеливался хоть в чем-то выступить против большевистской власти, неминуемо уничтожался. Тем больше поражает бесстрашие Патриарха Тихона. В Послании от 19 января 1919 года он объявляет анафему большевикам, разоряющим страну и Церковь: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной – и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Таинам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: "Измите злаго от вас самех"» (1Кор. 5, 13)».

Обращается Патриарх и к русским солдатам, которые приняли участие в братоубийственной войне в России: «А с поля ратного пред лицом врага иноземного бежите вы с оружием в руках, чтобы этим же оружием расстреливать друг друга в междоусобной борьбе... Поистине "осквернися земля наша в делех ваших и заблудились вы в начинаниях своих" (Пс. 105, 39). Иссякли в вас не крепость телесная, даже и не мужество духа вашего, а исчезла любовь к земле родной, погасло в сердцах ваших пламя веры святой – той святой веры, которая воодушевляла предков ваших проливать кровь за Отчизну свою и на всем протяжении тысячелетнего бытия Русской земли воздвигала среди них мужей силы и духа, достойных вечной и славной памяти в потомстве».

Патриарх открыто осуждает расстрел Николая II, обвиняя правительство Ленина в казни русского царя и его семьи: «Мы к скорби и к стыду нашему дожили до такого времени, когда явное нарушение заповедей Божиих уже не только не признается грехом, но оправдывается как нечто законное. Так, на днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович по постановлению Уральского Областного Совета рабочих и солдатских депутатов, и высшее наше правительство – Исполнительный Комитет – одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его».

А в октябре 1918 года Патриарх Тихон еще раз смело обвиняет большевиков в кровавых преступлениях против русского народа: «"Все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26, 52). Это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего Отечества, называющие себя "народными" комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7, 9–10). Народу, изнуренному кровопролитной войной, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций». <…> Вместо аннексий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото. <…> Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобедимых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. <…> Вы разделили весь народ на враждующие между собою страны и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и вместо мира искусно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции».

…Когда в стране начался страшный голод (информацию о нем большевистское правительство Ленина усиленно замалчивало. В результате от голода в Поволжье умерло более 5 миллионов человек!), спровоцированный политикой большевистского правительства, Патриарх организовал Комитет по сбору средств и продовольствия голодающим Поволжья. Он обратился ко всем верующим – в России и за рубежом – с призывом оказать посильную помощь. Патриарх Тихон направил послания с просьбой о помощи в Италию Папе Римскому, в Англию архиепископу Кентерберийскому, в Америку епископу Йоркскому. И его призывы были услышаны. Специальная организация помощи голодающим ARA посылает в Россию сотни тысяч тонн (!) продовольствия, ее сотрудники открывают во всех голодающих регионах бесплатные кухни для питания голодных детей и взрослых, в Россию из Америки каждый день поступают тысячи продуктовых посылок... Патриарх Тихон пошел даже дальше: он обратился с воззванием к российским священнослужителям, призвав их отдать часть церковных вещей, не используемых во время службы, на нужды голодающих.

Вся деятельность Патриарха Тихона раздражала большевистские власти. По приказу Ленина в действие вступает страшный план Троцкого, и специальные комиссии по всей России начинают полное разграбление храмов и монастырей, забирая все церковные принадлежности.

Яростное давление власти оказывают и на самого Патриарха. Сначала, правда, ему предлагают по-хорошему покинуть Россию и отправиться в эмиграцию. Он отказывается. Вскоре Патриарха Тихона арестовывают. Ленин планирует провести показательный процесс над Патриархом и поддерживающими его священниками и расстрелять их.

Вмешивается международная общественность. Возмущения действиями большевиков нарастает во всем мире. Английское правительство в лице лорда Керзона (знаменитый ультиматум Керзона) объявляет, что разорвет все отношения с Россией, если не прекратятся судебные процессы над священниками и Патриарха Тихона не выпустят на свободу. Большевистская власть огрызается, но сворачивает процесс.

Патриарха выпускают из застенок ЧК, но держат под домашним арестом в маленьких покоях внутри Донского монастыря. Его продолжают раз за разом вызывать на допросы. Угрожать, давить, но он все выдерживает. Трижды ЧК организует на него покушения. Во время последнего от пули якобы «бандитов» гибнет преданный келейник Его Святейшества – Яков Полозов. На секретном заседании Политбюро ЦК РКП(б) принимается решение ликвидировать Патриарха.

…7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения, Патриарх Тихон умирает. Ему только-только исполнилось 60 лет. По одной версии, активно распространяемой большевиками, якобы от сердечной недостаточности. Но существует и другая версия: по решению большевистского ЦК чекисты убили Патриарха по-тихому – отравили медленным ядом. За несколько часов до смерти он сказал: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная». Думается, Патриарх Тихон говорил не о себе: он понимал, что такая судьба ожидает в ближайшем будущем Россию – ночь длинная и темная-темная.

Чин погребения шел в Донском монастыре, который так любил Патриарх. Существует анонимное описание одной москвички, которая принимала участие в похоронах Патриарха Тихона. Вот, что там написано: «Стечение народа было огромное. По приблизительному подсчету там перебывало в те скорбные дни не менее одного миллиона людей. Вокруг Донского все ведущие к нему улицы и вся Калужская площадь были запружены народом. Уличное движение по ним прекратилось, трамваи доходили лишь до Калужской площади. Порядок поддерживался рабочими-распорядителями, у которых на рукаве была черная повязка с белым крестом. Очередь от Нескучного – версты 1,5 от монастыря – шла по четверо в ряд. Передвигались до собора более трех часов. <…> Это было торжественное шествие. <…> В день погребения Патриарха погода стояла чудесная: теплая, ясная, весенняя. Служба по установленному чину началась в 7 ч. утра и продолжалась до наступления темноты. Двери собора были открыты настежь, так что не поместившимся внутри его и стоявшим впереди было слышно богослужение, а пение доносилось и дальше. От вторивших ему передних рядов оно перекатывалось в задние, и пела вся многотысячная толпа. Это было заупокойное служение всенародное. Духовный и молитвенный подъем был так велик, что даже не слышалось плача. Это было не только погребение Патриарха Тихона, но и всенародное его прославление».

* * *

Но какая бы ни была длинная и темная ночь, рано или поздно она заканчивается. В 1981 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил в Соборе новых мучеников и исповедников Российской Церкви Патриарха Тихона. А в 1989 г., в год юбилея установления Патриаршества в Pocсии, Святейший Патриарх Тихон был прославлен Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Его память совершается 25 марта/7 апреля и 26 сентября/9 октября.

Долгое время, свыше 60 лет, считалось, что мощи 11-го Патриарха Русской Православной Церкви Тихона были утеряны. Ходили слухи, что большевики глухой ночью тайно вывезли гроб с его телом и сожгли…

Но Господь порой посылает радость тогда, когда на нее остается мало надежды. В начале 1992 года в Донском монастыре был совершен поджог. Дело, конечно, страшное. Выгорела, практически, вся трапезная храма. Зато при восстановительном ремонте были обнаружены мощи святителя Тихона, которые теперь открыто покоятся в Большом соборе Донского монастыря.

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить