Равноапостольный Косма Этолийский

8 фактов из жизни святого

Годы жизни и день памяти

Равноапостольный Косма Этолийский жил и проповедовал в Греции в XVIII веке.

Он родился в 1714 году в провинции Этолия и принял мученическую смерть в 1779 году.

День кончины святого – 24 августа по старому стилю и 6 сентября по новому  установлен Церковью как день его памяти.

Он один из самых почитаемых в Греции святых

Сам факт того, что Церковь почитает Косму Этолийского как равноапостольного, говорит о его значимости для христианской истории. Равноапостольный Косма проповедовал в период османского гнета над Грецией, когда христианская вера хоть и не была запрещена, но находилась под сильным контролем со стороны мусульманских правителей.

В Греции его считают народным святым и говорят, что с Божией Помощью он «вновь обратил страну в Православие».

Жил во время тяжелого упадка Греции

Османское иго началось в XV веке, когда пал Константинополь, а вместе с ним и Византийская империя  тысячелетний оплот и символ Восточной Православной Церкви.

К XVIII веку, когда родился равноапостольный Косма, Греции как таковой (какой мы ее привыкли видеть и представлять себе сейчас) не существовало. Да, оставалась страна, вернее, территория, которую населяли греки и которая входила в Османскую империю, но моральное и духовное состояние греческого народа находилось в плачевном состоянии. Это был в полном смысле слова угнетенный народ.

Много коренных греков переходило в мусульманскую веру, иногда целыми селами. Кто-то из-за страха за свою жизнь («турецкий» период греческой истории дал целый сонм святых мучеников), а иные  из-за корыстных соображений. Ведь быть мусульманином в те годы означало стать на сторону власти, а значит, иметь возможность нормально вести свои дела.

Греки-христиане относились к низшей касте. Для них даже существовало отдельное слово  «райа», то есть стадо.

Священноначалие, разумеется, было (оно бы существовало и будь Церковь под запретом), но османское иго и общий культурный упадок народа сказались и здесь. Наряду со священниками и архиереями-подвижниками были те, кто использовал свое положение для личных целей. Это было связано с тем, что и Патриарх, и священноначалие, в отличие от простых христиан, имели разного рода гарантии и для властителей Порты были орудием контроля над христианами.

Вот в такой тяжелый период зазвучали проповеди равноапостольного Космы.

Он говорил с людьми на простом языке

Равноапостольный Косма (до пострижения в монашество он носил имя Констас) относился к тем людям, которые смогли в тех условиях получить хорошее образование. В частности, он обучался на Афоне в Ватопедском училище. Святая Гора тогда была центром культурной и общественной жизни православных Балкан. Там же, на Афоне, в монастыре Филофей Констас был пострижен в монахи и вел суровую иноческую жизнь.

Однако имея возможность говорить на «языке ученых», он, когда пришло время идти в народ, беседовал с ними на равных. Говорить просто было, наверное, единственной возможностью быть услышанным, потому что «тысячи деревень давно не слышали Слова Божия», – такими словами описывал состояние греческого общества сам святой. И печалился, что в стране с такими богатыми православными традициями столько людей никогда даже не причащались Святых Таин.

Где-то его поначалу принимали настороженно (например, из-за страха перед властью), но манера святого вести себя с людьми по-дружески, а вместе с этим безграничная любовь и простая искренность размягчали сердца. В житии святого приводятся такие проникновенные слова, взятые из его проповеди:

«Ах, если бы, братия мои, я был бы в силах взойти на небо, чтобы воззвать великим гласом и возвестить всему миру, что один Христос наш есть Сын, и Слово Божие, и Бог Истинный, и Источник всей Жизни! Как бы я желал это сделать! Но раз я не в силах сотворить великое, то делаю малое: перехожу с места на место и учу братьев моих по силе своей  не как учитель, но как брат, ибо у нас только один Учитель – наш Христос».

Много чудес совершилось по молитвам равноапостольного Космы. В то же самое время, когда греки целыми семьями и общинами переходили в ислам, после его проповедей сотни людей возвращались в Православие или крестились, если еще не были крещены.

Был чудотворцем

Разумеется, ни один святой не стремится к приобретению сверхъестественных способностей и никак не «ищет» их, но по избранию Божиему равноапостольный Косма Этолийский уже при жизни прославился как человек, исцеляющий больных. Чудеса, творимые им, помогли обратить в веру тех, кого не убеждали слова святого.

И житие, и предание хранят множество примеров его помощи людям. Исцелялись даже те, кто просто слушал проповеди святого. Чудеса, происходившие по молитвам святого, помогали обрести веру неверующим. Известен случай, когда Косма проходил через одно селение и попросил у местных жителей воды из колодца. Колодец к тому времени давно высох, но послушания ради селяне достали со дна немного земли с водою. С того времени колодец стал источать чистую целебную воду.

А в ином месте Косма Этолийский открыл источник воды, ударив по скале посохом (этот случай произошел в селении Петрохори, и источник там сохранился до сегодняшнего дня).

Оставил после себя много пророчеств

Святой Косма понимал, что для поднятия сломленного духа проповедей бывает и недостаточно  ведь далеко не все имели крепость видеть в Слове Божием не отвлеченные истины, а смысл жизни. Людям нужна была вера в то, что османское иго падет и вернется свобода. И святой давал им такую надежду, предсказывая скорое освобождение Греции. Он даже называл вполне конкретные сроки. «Желаемое придет к вам в третьем поколении, и его увидят ваши внуки и правнуки»,  говорил он, и действительно: в 1821, когда страна, наконец, обрела независимость, еще были живы внуки тех, с кем беседовал святой (эти слова были произнесены в Эпире, области, которая была освобождена позже всего  в 1913 году, но и тогда еще оставались живыми правнуки...).

Слова святого, которые относятся к пророчествам, достаточно известны и в Греции, и за ее рубежом. Они касаются и судьбы страны, и отдельных личностей, и политических событий. Например, он говорил о том, что мировая война начнется с «события в Далмации (Сараево)». Так оно и случилось, когда в 1914 году в Далмации был убит эрцгерцог Фердинанд и это стало поводом для развязывания Первой мировой войны.

Еще он говорил: «Придет время, когда у вас будет изобилие всего, но вы не станете этого есть». Кто-то полагает, что это время наступило уже сейчас, когда натуральной пищи в городе почти не осталось, хотя прилавки магазинов формально забиты.

Пророчества ни в коем случае не являются краеугольным камнем жизни святого. Может быть, даже, наоборот, каким-то его словам придается излишнее значение, да и свойственно человеку порой видеть пророчество там, где его нет. Тем не менее его слова поддерживали греческий народ в тяжелое время и были еще одним «инструментом», через который Господь призывал к себе людей.

Принял мученическую кончину

В 65 лет святой был убит, поэтому Церковь также называет Косму Этолийского мучеником. Он не искал мученичества, но насильственной смертью заканчивалась в то время жизнь многих христиан. Свою гибель равноапостольный Косма встретил спокойно: он был повешен арабами-агарянами в одном албанском селении и перед казнью даже попросил палачей не связывать ему руки, поскольку не собирается бежать.

В житии говорится, что в ночь перед казнью славословил Христа, а на лице его сияла радость как в день праздника. Это еще одно из свидетельств его глубочайшей веры во Христа.

Был канонизирован в XX веке, но в народе почитался задолго до этого

Канонизация святого Космы произошла в 1961 году. Тем не менее, как, например, и в случае с Серафимом Саровским, глубокое почитание равноапостольного в народе шло с момента его смерти. Он был народным «несвятым святым», который символизировал собой новое рождение Греции, а также беззаветное служение ближнему. Ибо в своих словах много раз подчеркивал, что забота только о личном спасении для него неприемлема.

Он говорил: «Однажды я услышал слово, сказанное Господом нашим Иисусом Христом о том, что христианин  будь то мужчина или женщина  должен заботиться не только о своем спасении, но равным образом должен печься и о том, чтобы не впали в грех его братья. С тех пор как я услышал его, оно долго точило мое сердце, как червь точит дерево, и я размышлял, не зная, что предпринять».

* * *

Тропарь, глас 3

Божественныя веры учением украсил еси Церковь, ревнитель апостолов быв, и насеяв божественныя догматы, мученически подвиг скончал еси. Космо преславный, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Другой тропарь (из первой службы святому Косме)

Днесь сошедшеся в честней памяти, славно воспоем дивного в лицех Косму прехвального, дарует бо исцеление верно приходящим, яко имея дерзновение ко Христу, яко равноапостольный.

Кондак, глас 4

Яко светило новоявленное Церковь всю озаряеши евангельскими учении, Космо, Христовым апостолом равный. Сего ради Церковь достойно празднует память твою.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить