Преображение Господне

Схиигумен Игнатий (Крюков)

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху», – так поет Святая Церковь в тропаре праздника, отмечая Евангельское событие, которое произошло накануне Крестных страданий Господа.

Приближались страдания, а апостолы еще не получили благодати и уразумения того, что совершил и совершает Господь Иисус Христос. И они могли, видя предстоящие страдания Господа, поколебаться, смутиться, соблазниться и навсегда отойти от Божественного Учителя и тем самым воспрепятствовать делу спасения человека.

И вот, чтобы предотвратить это, еще до Своих Крестных страданий Господь решил показать славу Свою, славу Своего Божества. Мы слышали в чтении Священ­ного Евангелия, что Господь взял с Собой троих Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и возвел на гору, и в молитве преобразился пред ними. Лицо Его просветилось как солнце, а одежды стали белыми как свет. И явились им Моисей и Илия, и они говорили с Господом о предстоящем Ему пути, о предстоящих страданиях. Ученики увидели Господа, разговаривающего с Боговидцами, и ужаснулись, и обрадовались, и апостол Петр вне себя сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть... сотворим здесь три кущи 1, Тебе едину, и Моисею едину, и Илии едину».И еще он не окончил это говорить, осенило их облако, и из облака был глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте».Тот же самый глас, который был и при Крещении, но с добавлением: «Его слушайте».

В страхе ученики пали на лица свои, Господь же ободрил их и сказал: «Не бойтесь». Когда же сходили они с горы, Господь запретил им рассказывать об этом видении.

Вот это величайшее событие, которое мы сегодня празднуем, нам показывает и доказывает, во-первых, что Христос не был простым человеком, Он был Богочеловеком, Сыном Божиим, засвидетельствованным Самим Богом Отцом. Он показал Свою славу прежде Своих страданий и вел беседу со Своими пророками.

С другой стороны, братья и сестры, в этот праздник Господь и нам говорит, что мы тоже призваны к такому преображению. Ведь самая сущность христианства и Православия – это преображение, преображение всего существа человека: и души, и тела. И что мы все, верные чада Церкви, должны стремиться к этому.

Преображение Господа Иисуса Христа – это наше будущее преображение во втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю, но мы призываемся к тому, чтобы это преображение началось для нас здесь, на земле. Чтобы мы могли достойно принять в сердце Господа Иисуса Христа. А для этого мы, конечно, должны очиститься от наших греховных страстей. Мы должны потрудиться. Даже апостолы, восходя на гору Фаворскую, приняли труд восхождения и моления там. Тем более в духовной жизни требуется постоянный труд над своим сердцем.

Для этого Господь преподал нам образ молитвы, смирения, покаяния, доброделания, служения нашим ближним. Он призвал нас к этому деланию, сообщив нам за­поведи и образ действия, а мы должны отозваться на этот призыв всем своим существом, всей своей жизнью. Мы должны знать божественные истины, стремиться к будущему блаженству, к которому нас призвал Господь. И мы знаем, что эти молитвы, наши стремления не остаются без внимания, а некоторые святые даже удостаиваются еще при жизни видения нетленного, нетварного Света, Света Преображения, и могут и сами преображаться. О таком случае мы знаем из рассказа Николая Александровича Мотовилова, который вспоминает, как он беседовал с преподобным Серафимом и вдруг от лица Старца стало исходить неизреченное блистание света, ни на что не похожее свечение. И сам Святой, и бывший с ним его соратник были удостоены этой божественной славы будущего Света, которая обещана всем.

Это ключевое место во всем вероучении, отличающее Православие от других исповеданий. Мы об этом вспоминаем и празднуем во время Великого поста, отмечая память Григория Паламы, который поднял учение о благодатном свете до нужных высот понимания. И мы, имея такое сокровище, конечно, должны и в этот праздник тоже помнить, что мы не просто прихожане, мы не просто исполнители требований евангельских, а мы призваны к вечной жизни, к блаженству, когда и плоть, и душа, и дух наши просветятся вот тем светом, который показал Господь накануне Своих страданий.
Смысл нашего праздника отражен в кондаке: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».

Каждому дается понимание по его силе, как и апостолам было: «Якоже можаху», – но никто не освобождается от молитвенного труда, от призыва к очищению, про­свещению, преображению. И мы в этот праздник примем призыв Господа нашего Иисуса Христа и ска­жем в сердце своем: «Да воссияет и нам свет Твой присносущный!» Аминь.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить