Петр и Павел – апостолы Христа

Петр Селинов

«Прихожанин» предлагает своим читателям вместе со всей Церковью вспомнить о любимых учениках Господа и поразмышлять о том, почему на иконах их почти всегда изображают вместе.

Когда в детстве я приходил в Храм Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, и ставил свечу перед иконой святых апостолов Петра и Павла, то часто задумывался, почему на иконе апостолы изображены вдвоем…

Что объединяет этих святых? Дата смерти, – скажут мне многие. Согласно церковному Преданию, апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день – 29 июня/12 июля (по старому/новому стилю) 67 года от Рождества Христова. Хотя, согласно ряду исторических источников, апостол Павел был казнен ровно через год после распятия апостола Петра.

Но лично мне одной даты смерти было недостаточно. Я всегда считал, что двух святых объединяют вещи гораздо более глубинные.

Место рождения? Нет. Петр родился в городке Вифсаида (в переводе «дом рыбной ловли»), расположенном на северо-западе Галилейского озера близ городов Капернаум и Хоразин. Тогда как Павел (который до принятия христианства носил имя Савл) родился в киликийском городе Тарсе, что в юго-восточной части Малой Азии. Сейчас эта территория принадлежит Турции, а когда-то она сначала входила в Хеттское царство, потом в царство Ахеменидов и даже триста лет была частью Армянской империи Тиграна Великого. За эту территорию в разное время сражались Александр Македонский, византийцы, арабы… Но две тысячи лет назад эти земли находились под властью гордого Рима.

Происхождение? И тут трудно найти между ними что-то общее. Петр родился в семье простого рыбака Ионы. Он и сам был рыбак. И звали его не Петр, а Симон (на иврите Шимон). Петром назвал его Христос, сказав: «И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Кстати, имя Петр греческого происхождения, оно является прямым переводом с арамейского имени Кифа, – именно так на арамейском наречии Христос назвал своего любимого ученика.

Савл был иудеем – он родился в общине еврейской диаспоры. Его отец был знатным фарисеем, и от него Савл получил право называться римским гражданином. По тем временам это была большая честь, которой мало кто мог удостоиться. Савл обучался Торе у самого знаменитого раввина того времени Гамалиила Старшего и в итоге получил блестящее по тем временам образование: он знал философию, риторику, литературу, историю религии. Савл собирался стать раввином и по некоторым данным был членом синедриона.

Где же здесь общие корни? По одну сторону – бедный малограмотный рыбак, по другую – именитый римский гражданин с блестящим образованием.

Вера в Христа? И в этом вопросе их судьбы, их жизненные траектории поначалу были прямо противоположными. Петр вместе со своим братом Андреем пошел за Спасителем, как только Тот позвал их: «Идите за Мною, и Я сделаю Вас ловцами человеков» (Мф. 4, 19). Петр поверил в Спасителя сразу, поверил самозабвенно, неистово, как дитя. Он первым из учеников Иисуса признал и объявил Его Сыном Бога – «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 15–16).

Так велика была вера Петра в Иисуса, что он готов был пойти за Христом по бушующим водам Галилейского моря – «И вышед из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» (Мф. 14, 29). И так велика была его любовь к Спасителю, что, когда пришли арестовывать Иисуса, Петр кинулся на воинов с мечом – «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященического раба, и отсек ему правое ухо. <…> Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец» (Лк. 18, 10–11).

Со своей стороны, Савл поначалу был ярым гонителем христиан. В качестве члена синедриона он одобрил побивание камнями святого Стефана у стен Иерусалима, а позже неистово преследовал христиан всюду, где только мог – «А Савл терзал Церковь, входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8, 3).

Он даже испросил у синедриона разрешение отправиться в Дамаск, – чтобы и там искать, хватать и судить христиан. Возможно, та яростная ненависть, которую приверженец ветхозаветного закона Савл питал к христианам, и побудила Господа выбрать его своим апостолом. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5). На три дня Савл ослеп. И эта слепота стала его первым шагом к прозрению. Три дня он ничего не видел, не пил и не ел, пока, по повелению Господа, к нему не пришел ученик Христа – Ананий. Он возложил на Савла руки, и тот прозрел. Прозрел не только глазами – прозрел в вере. А прозрев и приняв христианство, Савл-Павел стал столь же неистово защищать Церковь Христову, как до того момента гнал и убивал ее последователей.

Любопытно, что и по своему положению в христианской общине святые апостолы Петр и Павел находились как бы на противоположных концах. Петр, будучи одним из любимых учеников Христа, после вознесения Спасителя, стал негласным главой Церковной общины. Тогда как Павел, которому не посчастливилось увидеть Христа при Его земной жизни, считал себя наименьшим из апостолов: «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1Кор. 15, 9).

Совместные деяния. Оба апостола много путешествовали по городам и странам, исцеляя и обращая в христианство тысячи людей. Египет, Греция, Сирия, города Малой Азии – Антиохия и Икония, Фригия и Галатия, Коринф и Эфес… При этом их жизненные и миссионерские пути почти не пересекались: лишь дважды Петр и Павел сошлись в одном месте – в Иерусалиме и Антиохии. А после каждый пошел своим путем, уготованным ему Богом.

Смерть за веру. Да, здесь дата смерти объединяет апостолов. 67 год от Рождества Христова. Рим. Апостол Петр, по приказанию императора Нерона, схвачен и заключен в темницу. Император не простил ему, что Петр обратил в христианство двух его любимых жен. В те годы христианам в Риме приходилось особенно тяжко.

Отмотаем колесо времени на несколько лет назад. Год 64-й. В ночь с 18 на 19 июля в Риме вспыхнул пожар. Он бушевал 6 дней и 7 ночей; в результате полностью выгорели четыре района из четырнадцати, остальные сильно пострадали. Некоторые античные историки потом утверждали, что город подожгли по приказу самого Нерона. Так или не так, мы уже не узнаем. Но, как часто случается в истории, когда пожар потушен, ищут виновных… или тех, кого можно обвинить. Нерон обвиняет в поджоге Рима… христиан. И толпа бросается искать и убивать… Несчастных христиан, оказавшихся в те годы в Риме, убивали страшной мучительной смертью: их распинали на крестах, на них надевали шкуры диких животных, а потом травили собаками, с наступлением темноты их попросту сжигали, чтобы освещать улицы… Эта вакханалия смерти продолжалась много дней и месяцев...

Так что в 67-м году апостол Петр отлично понимал, какое наказание приготовил ему Нерон. Кстати, за несколько дней до ареста оставшиеся в живых члены христианской общины упросили Петра бежать и скрыться из города, пока не утихнет гнев императора. Они боялись, что с его гибелью община останется совсем без защиты.

Уступая их мольбам, святой Петр ночью вышел из города… и на своем пути встретил Христа. «Domine, quo vadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обратился Петр к Спасителю. «Иду в Рим, чтобы вновь быть распятым», – ответил Спаситель. Петр понял, что хотел сказать ему Господь, и со словами: «Domine, tecum veniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») повернул назад в Рим. Возможно, в момент этой встречи Петр вспомнил, как уже однажды он задавал Спасителю этот вопрос – «Куда ты идешь, Господи?». Тридцать лет прошло с того момента, когда накануне ареста Спаситель говорил со Своими учениками. Именно тогда «Симон Петр сказал Ему: Господи! Куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною» (Лк. 13, 36).

По возвращении в Рим, апостол Петр был схвачен воинами, заточен в темницу и через несколько дней принял мученическую смерть. Поскольку он не был римским гражданином, его ждала смерть на кресте. Петр лишь попросил, чтобы его распяли вниз головой, так как считал себя недостойным быть распятым, как Христос. Его тело предали земле на Ватиканском холме.

…В 1939 году археологи, с разрешения папы римского Пия XII, начали проводить там фундаментальные раскопки. И на большой глубине нашли руины древней базилики, сооруженной императором Константином Великим, а под нею маленький скромный алтарь. А еще ниже – так называемую «красную» плиту, на которую когда-то опиралась эта базилика. На плите была короткая надпись: «Petros eni» («Петр здесь»)…

Как и апостол Петр, Павел принял мученическую смерть во времена правления Нерона. Но поскольку он был римским гражданином, его нельзя было распять или отдать на съедение львам. Поэтому за городскими стенами на Остийской дороге в местечке под названием «Сальвийские воды» ему отрубили голову. Кстати, по преданию, отрубленная голова апостола при падении трижды ударилась о землю, и в тех местах забили фонтаны с чистой водой. Они бьют и по сию пору. Позже на месте казни была возведена церковь, которую так и назвали – Церковь во имя апостола Павла «на Трех Фонтанах». Тело же святого апостола после казни взяла себе его верная ученица – благочестивая христианка Лукиана. Она похоронила его в своем имении на Остийской дороге. Теперь на этом месте стоит грандиозный храм – одна из четырех великих базилик Рима – Сан-Паоло-фуори-ле-Мура («Базилика Святого Павла за городскими стенами»). В ней в гробнице под главным престолом лежат мощи апостола.

К сожалению, нет точных данных о том, что апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день и в один год. По одним историческим документам, они действительно погибли день в день, другие историки утверждают, что апостол Павел принял смерть спустя ровно год после распятия Петра.

Случайно ли Господь предначертал двум Своим любимым ученикам одну дату – 29 июня (12 июля – по новому стилю)? Случайно ли судьба привела их обоих в Рим в последние годы правления императора Нерона? И случайно ли на Остийской дороге стоит «Церковь во имя святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла по Остийской дороге», где над входом написаны следующие слова: «На сем месте расстались друг с другом святые апостолы Петр и Павел, когда шли на мученическую смерть. И сказал Павел Петру: “Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых”. Петр же ответил Павлу: “Иди в мир, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению”»?

Как говорится, случайности не случайны.

Господь намеренно призвал к себе в служение и поставил рядом двух таких абсолютно разных людей, какими были апостолы Петр и Павел. Потому что они вдвоем – малообразованный, импульсивный, но безоглядно верящий в Спасителя, Петр, и знаток истории религии, блестящий оратор Павел – заложили основу христианской Церкви. Выбор этих двух апостолов, ставших столпами христианской Церкви, как бы утверждал: христианская вера доступна всем – и мудрецу и простецу, и христианская Церковь готова принять любого – бедняка и императора, фарисея и саддукея, иудея и язычника…

Не желая преуменьшать заслуг других апостолов Христа, хочу все же сказать, что святые апостолы Петр и Павел сделали больше всех. Они обратили в христианство множество людей в разных странах: иудеев, римлян, язычников. Повсюду они создавали христианские церкви. И за это много пострадали: их били, гнали, бросали в тюрьмы. Но каждый раз они поднимались и шли дальше, неся людям евангельский свет.

…У меня на столе стоит маленькая иконка, подаренная мне когда-то иеромонахом Романом (Кошелевым) в Оптиной пустыни. На ней – двенадцать апостолов. Впереди – святые апостолы Петр и Павел, держащие в руках Церковь Христову…

 


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить