Свободен в неволе

Мало кто (даже из верующих) знает, что в наше «цивилизованное» время, в «демократической» европейской стране — Македонии — томится в заключении глава Православной Охридской Архиепископии Сербского Патриархата митрополит Иоанн (Вранишковский). Он оказался за решеткой за отказ присоединиться к раскольникам, которым покровительствуют власти Республики Македония. Он не пошел на предательство Церкви, как требовали того от него власти Республики Македония, не отказался от борьбы за восстановление церковного единства. Попытки государства до основания уничтожить целую церковь — беспрецедентны для наших дней. Митрополита Иоанна (Вранишковского), главу Православной Охридской Архиепископии Сербского Патриархата, можно с полным основанием назвать исповедником наших дней.

Непризнанная автокефалия и плоды раскола

Македония – страна, где гонения на Православие – часть государственной политики. Прославленная своими обителями древняя земля,  в последние шестьдесят лет подверглась особым испытаниям. Бывшая Югославская Республика являет собой печальный пример эксперимента над народом:   националисты, считающие, что «у отдельного народа должна быть собственная Церковь», не остановились перед вторжением и в духовную сферу. В 1967 году по приказу коммунистической партии Народной Республики Македония, местная  церковь, пребывавшая в единстве с Сербской Православной Церковью, своевольно провозгласила автокефалию, которую не признала ни одна из Поместных Церквей. Несмотря на политическое давление, не одобрила этого поступка и Сербская Православная Церковь. Так прекратилось евхаристическое общение самопровозглашенной македонской церкви со всем православным миром.

svoboden v nevoli-s
арест архиепископа Охридского
Иоанна (Вранишковского)

Разделение церквей принесло свои страшные плоды в этом некогда благочестивом крае. Формально – гонений верующих от коммунистов не было, однако храмы и монастыри Македонии были официально переданы в собственность МПц. В погоне за наживой раскольники стали распродавать или сдавать в аренду церковное имущество. Монастырь св. Пантелеимона в горном Нерези, построенный в XII веке, был превращен в отель. Здесь уже давно не служат Литургии и лишь иногда по заказу совершают венчание. Кафедральный собор св. Софии в Охриде сдают арендаторам как концертный зал. Храм Св. Спаса, главный в Скопье, превращен в музей. Церковь Св. Георгия, построенная до войны сербами и русскими, переделана в магазин. Но самое тяжелое зрелище – это превращенная в гостиницу главная святыня страны, монастырь св. Наума Охридского, где почивают  мощи самого знаменитого подвижника этих мест. Против всех этих решений протестовали верующие Македонии и представители других славянских Церквей.

 

 

Архиепископ-«Рецидивист»

После падения коммунистического режима и отделения Македонии от Югославии было немало попыток уврачевать церковные разделения. Переговоры, которые шли не один год, завершились подписанием делегаций сербских и македонских епископов Нишского соглашения, согласно которому Церковь в Македонии возвращается под омофор Сербского Патриархата, принимает древнее название Охридская Архиепископия и получает полную автономию. Однако «демократические» власти продолжили политику коммунистов в области религии, оказав давление на подписантов соглашения, в результате чего архиереи от своих подписей отказались.

Свободен в неволе«Свободен в неволе»
Название: «Свободен в неволе»
Автор: Aрхиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн (Вранишковский)
Год издания: 2012
ISBN:  978-5-89101-475-6
Издательство «Даниловский благовестник»
Скачать книгу: ePub     FB2     PDF

Македония – это страна, где гонения на Православие – официальная государственная политика. С византийских времен прославленная своими обителями древняя земля, в последние шестьдесят лет подверглась особым испытаниям. Бывшая Югославская Республика являет собой печальный пример эксперимента над народом: националисты, считающие, что «у отдельного народа должна быть собственная Церковь», не остановились перед вторжением в духовную сферу, организовав в 1967 году церковный раскол. Закономерным результатом самочинно провозглашенной «автокефалии» стали преследования духовенства и мирян, не пожелавших пребывать в расколе. Главная часть книги, которую Вы держите в руках, – это письма архиепископа Охридского и митрополита Скопского Иоанна, написанные во время тюремного заключения, которому Владыка трижды подвергался на родине за верность церковному единству.

Лишь митрополит Велесский и Повадарский Иоанн в 2002 году откликнулся на приглашение Сербского Патриарха и вернулся в лоно Сербской Церкви, придя к единству с Вселенским Православием. Так в Македонии появилась каноническая Церковь, к которой примкнуло большинство монашествующих и тысячи православных мирян. Владыка Иоанн стал законным главой Охридской Архиепископии, в которой вскоре появилось еще два епископа, составивших Священный Синод этой автономной Церкви. Однако духовенство и миряне, стремящиеся к восстановлению церковного единства, подвергаются гонениям от властей.

2 декабря 2011 глава Православной Охридской Архиепископии Сербской Православной Церкви архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн, возвращавшийся из Греции, был арестован на границе Республики Македония и в третий раз отправлен в тюрьму Идризово. Преследования начались давно – вскоре после того, как в 2002 году он покинул раскольническую македонскую православную церковь, поддерживаемую государством, и перешел в Сербскую Православную Церковь. Первый тюремный приговор был вынесен Владыке за «разжигание религиозной нена­висти» (так македонский суд оценил обличение раскола в одной из пропове­дей архиепископа), второй и третий – за якобы допущенные окружением ар­хиепископа Иоанна финансовые нарушения в то время, когда он был Велесским митрополитом Македонской Православной Церкви. Знакомый почерк…

Как только архиепископ Иоанн выходил на свободу, против него сразу же возбуждали новый процесс. Многолетние преследования архиерея Сербской Православной Церкви вызвали резкое осуждение со стороны многих между­народных организаций. Предстоятели Поместных Церквей – в том числе по­койный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – неоднократно обра­щались к руководству Республики Македония с просьбами об освобождении архиепископа Иоанна. В общей сложности архиепископ Иоанн провел в тюрьме около двух лет. Несмотря на третирования власти, аресты и заключения, Владыка продолжает оставаться в лоне Сербской Патриархии, хранит верность единству Церкви Христовой и Вселенскому Православию. В современной Европе это единственный пример, когда государственные органы, нарушая законодательство своей страны и международные конвенции, совершают насилие над Православной Церковью и её Первоиерархом.

Исповедоваться запрещено!

Во время второго тюремного заключения, которое последовало вскоре за первым, владыка Иоанн составил программу по улучшению воспитательной работы в тюрьме и направил ее правительству страны. Основным пунк­том программы было предложение позволить духовным лицам приходить в тюрьмы для проповеди, исповеди и служения Литургии. То, что для России является обычной практикой на протяжении многих лет, в респуб­лике Македония до сих пор строго запрещено. Все время своего заключения сам Владыка, как и остальные обитатели тюрьмы Идризово, не имел возможности исповедоваться и причащаться.

После освобождения решением Синода Православной Охридской Архиепископии архиепископу Иоанну было реко­мендовано отложить возвращение в Македонию, и он проживал в граничащих с Македонией балканских странах. Отчасти это было связано с желанием архиепис­копа закончить обучение на Богословском факультете Фессалоникийского университета. Однако 16 ноября 2010 года Владыка все же был аресто­ван при пересечении границы с Болгарией, поскольку Македония объявила его в розыск по линии Интер­пола. Впрочем, болгарский суд, изучив обстоятельства дела, постановил, что в его основе лежит преследование по религиозным и политическим мотивам и отказал в выдаче архиепископа Охридского Иоанна Македонии, чтобы архиепископ смог свободно вернуться в Грецию.

В конце октя­бря 2011 года владыка Иоанн успешно защитил докторскую диссертацию в Фессалониках и вернулся на родину – в надежде, что после того, как отбудет срок третьего тюремного заключения, сможет быть вместе со своей паствой.

Сербская Церковь обращается ко всем людям доброй воли:

В настоящее время приходы и монастыри Православной Охридской Архиепископии действуют во всех крупных городах Македонии, однако они до сих пор не признаны властями, не имеют официального статуса и в своей деятельности нередко сталкивают­ся с сильным противодействием со стороны МПц. С горечью приходится признать, что гонения на Охридскую Архиепископию Сербского Патриархата продолжаются здесь и в наши дни.  11 мая 2012 года Сербская Православная Церковь, осудила вынесенный архиепископу Охридскому и митрополиту Скопскому Иоанну (Вранишковскому) приговор о заключении его в тюрьму на 2,5 года. С просьбой оказать духовную, моральную, правовую поддержку заключенному совести архиепископу Иоанну и содействовать его скорейшему освобождению из тюрьмы она обратилась ко всем христианским Церквам в мире, к Мировому Совету Церквей, Конференции европейских Церквей и другим христианским организациям, к духовным вождям мировых религий, к правительствам и надлежащим государственным органам демократических государств, к международным организациям по защите прав человека и религиозных свобод и ко всем людям доброй воли (см: Сербская Православная Церковь осудила вынесенный македонским судом приговор архиепископу Охридскому Иоанну (Вранишковскому))

Жизнь архиепископа Иоанна – это редкий для наших дней пример последовательной исповеднической борьбы против антицерковного этнофилетизма.  Вышедшая в издательстве «Даниловский благовестник» книга Владыки «Свободен в неволе» рассказывает об особенностях гонений на Православную Церковь в цивилизованной европейской стране в наши дни. Книга сложилась из писем, которые Владыка писал духовным чадам из македонской тюрьмы Идризово, отбывая наказание в первый раз. Издание этой книги в Московском Даниловом монастыре было связано с желанием насельников, сотрудников и прихожан обители выразить Его Высокопреосвященству молитвенную поддержку, рассказать христианам всего мира о событиях, происходящих в Республике Македония и призвать людей доброй воли содействовать скорейшему освобождению архиепископа Охридского и митрополита Скопского Иоанна (Вранишковского).


Екатерина Орлова – по материалам прессы
специально для «Православной газеты»

Ссылки по теме: Великие патриоты
Философ-наркоторговец

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить