30 января: день памяти преподобного Антония Великого

8 фактов, которые нужно знать о святом

Основатель отшельничества

Правильнее, конечно, говорить, что преподобный Антоний не основоположник отшельничества, а человек, расположивший других к подражанию своего подвига.

Люди, ведущие строгий монашеский образ жизни, были и прежде. Христианские общины первых веков вообще по сути были монастырями с почитанием девственной жизни и высокой аскезы.

В пустыню до него тоже уходили. Например, первое время духовным наставником Антония Великого был преподобный Павел Фивейский – великий аскет (из 113 лет жизни 90 он провел в уединении). А вот собрать своей святостью вокруг себя такое количество монахов еще никому не удавалось. В житии преподобного Антония говорится, что он «освятил собою отшельничество». Из явления как бы «случайного» оно стало с тех пор неотъемлемой частью христианской традиции.

Кстати, родоначальник русского монашества также носил имя Антоний – это преподобный Антоний Печерский (983–1073 гг.)

Прожил 105 лет

Немного меньше, чем Павел Фивейский, но по нашим меркам все равно очень много.

Преподобный родился в Египте в 251 г. и провел всю жизнь в этой стране. При этом до последних дней он сохранял физическую бодрость и умер, как иногда говорят, «не по болезни или немощи, а от старости».

День памяти, установленный Церковью, – 30 января по новому стилю.

За время жизни преподобного христианство из гонимой религии стало дозволенной

Причем абсолютно официально. В 313 году при императоре Константине был принят Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи.
Сам Константин принял Крещение.
Одновременно с этим в Церковь пришло много тех, кто еще вчера был язычником. Кто-то делал это искренне по зову сердца, а кто-то преследовал свои интересы, и это послужило причиной ощутимого падения ревности и высоты духовной жизни среди христиан. Как раз поэтому те, кто искал подвига, стали стремиться из городов в пустыню.

Начал отшельническую жизнь в 19 лет после смерти родителей

На выбор жизненного пути Антония оказали слова Евангелия (Спасителя), услышанные им в Церкви: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19, 21).

В житии святого, составленном его учеником святителем Афанасием Александрийским, отмечается даже не то, что он начал уединенную жизнь так рано, а то, на каком высоком уровне он поддерживал ее с первых же дней. Он мало спал, пил один раз в день, а пищей его были хлеб и соль.

В 34 года он удалился на берег Чермного – то есть Красного моря, - где нашел еще большее уединение. Поселился он в полуразрушенной башне на горе и вел почти равноангельскую жизнь, проводя день и ночь в молитве. Питался скудно, заготавливая еду два раза в год. Житие преподобного содержит огромное количество свидетельств о жесточайшей духовной брани Антония с демонами и его прозорливости.

В таком одиночестве он пробыл 20 лет. Затем к нему стали постепенно стягиваться другие христиане, ищущие уединения. «Освящение монашеского пути» начало обретать видимые для окружающих формы.

Не был образованным

Образованность и необразованность – это, безусловно, категории мирские, а не духовные. Антоний Великий, например, совершенно не знал греческого — тогдашнего «языка культуры». Его жизнь — свидетельство того, что не знание наук спасает, а чистота души.

На вопросы, как он может жить совсем без утешения книг, он отвечал одному философу: «Книга моя, друг мой, природа, которая всегда со мною, как только захочу читать я глаголы Божии».

Обличитель ереси Ария

Антонию Великому выпало жить в эпоху ереси арианства, которая едва не расколола Церковь. Арий, основатель учения, отрицал Божественную сущность Христа. Он учил, что Христос был сотворен Богом, а значит, не равен Ему: в арианстве Христос не единосущен Богу, а лишь подобосущен.

Житие утверждает, что преподобный бегал от ариан «как от ядовитых змей» и считал предтечамми антихриста. Наверняка он знал и об их нечистоплотности – в своих речах и доводах ариане любили упоминать имя святого и приводить его слова, делая его как бы их сторонником.

Угроза единству Церкви была настолько серьезна, что в 325 году, когда Антонию было 74 года, в Никее был созван Вселенский Собор, первый в истории. На нем Церковь сформулировала свое учение во избежание появления других ересей. В частности, были сформулировано учение о единосущии Отца и Сына, а арианство тем самым однозначно осуждено.

Впрочем, какое-то время ересь Ария все равно владела умами. В некоторых городах особенно сильно. Например, в Александрии – именно туда преподобный, будучи 104-летним старцем, поехал по просьбе Афанасия Великого. Там он выступил на святом собрании с гневным обличением арианства.

Этот поступок святого многих впечатлил и позволил многим говорить о торжестве Православия.

Почитается не только православными, но и коптами

Разумеется, преподобный Антоний почитается египетскими христианами – для них он один из главных святых. В честь преподобного назван старейший монастырь Египта (он находится в Аравийской пустыне).

При этом христианская Церковь в стране не Православная, а Коптская. По преданию, она была основана евангелистом Марком, была частью общей Церкви, но ушла в раскол в V веке, когда египетские христиане не приняли решений Халкидонского собора 451 года.

Коптский христианский обряд не менее аскетичный, чем православный, облачения священнослужителей тоже очень похожи,как и архитектура храмов, которая имеет свои национальные особенности, но не покажется нам чем-то совершенно чуждым. Тем не менее евхаристического общения между Коптской и Православными Церквями нет.

Поучения преподобного Антония

Никаких книг после себя преподобный не оставил.

До нас дошли лишь Правила и 20 Слов о православной вере.

Вот некоторые из его поучений:

О пользе искушений:
«Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод. Не попадет в рай тот, кого не искушали. Отними искушение – и никто не обретет спасения. Когда ветер дует спокойно, всякий мореплаватель может высоко мнить о себе и хвалиться. Но только при внезапной перемене ветров проявляется искусство опытных кормчих».

О гневе:
«Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он полон радости и Духа Божия. Но, как огонь сжигает большие леса, когда не следишь за ним, так и злоба, если допустишь ее в свое сердце, погубит твою душу, тело твое осквернит и вызовет в тебе много дурных мыслей. Она возбудит в тебе волнения, зависть, ссоры, ненависть и подобные лютые страсти, которые отяготят тебя и причинят тебе большие горести. Поэтому будем стараться стяжать незлобие и простосердечие святых, чтобы Господь Иисус Христос принял нас к Себе и каждый из нас мог с радостью сказать: "Меня же за незлобие принял и утвердил меня перед Тобой во веки"».

О безгневии:
«Людям, не имеющим природных расположений к добру, не следует в отчаянии опускать руки и пренебрегать боголюбивой и добродетельной жизнью, как бы ни была она трудна для них. Но должно им подумать и приложить посильную заботу о себе. Ибо, хотя и не возмогут они достичь верха добродетели и совершенства, но все же, стараясь, они или сделаются лучшими, или, по крайней мере, не станут худшими, что само по себе есть немалая польза для души».

О трезвении:
«Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их, и некому помочь им, нет им надежды спасения».

О чистоте сердца:
«Когда в человеке перестает царствовать грех, тогда является душе Бог и очищает ее вместе с телом. Если же грех продолжает царствовать в теле, то не может человек видеть Бога: ибо душа еще находится в грешном теле, а оно не допускает в себя свет, который есть видение Бога».

О покаянии:
«Душа имеет свои собственные страсти: гордость, ненависть, зависть, гнев, уныние и другие. Когда душа всю себя предает Богу, тогда щедрый Бог посылает ей истинное покаяние и очищает ее от всех страстей, уча ее не следовать им и давая ей силу преодолевать их и побеждать врагов, которые не перестают полагать ей препоны. И если душа пребудет твердой в своем обращении и добром повиновении Духу Святому, научающему ее покаянию, то милосердный Творец сжалится над нею ради ее трудов, проводимых во всяком утеснении и нужде: в продолжительном посте, частом бдении, в изучении слова Божия, в непрестанной молитве, в отречении от мирских утех, в смирении и нищете духовной. И если она пребудет твердой во всем этом, щедрый Бог избавит ее от всех искушений и исторгнет из рук врагов Своей милостью».

О Боговидении:
«Глаз видит видимое, а ум постигает невидимое. Боголюбивый ум есть свет души. У кого ум боголюбив, тот просвещен сердцем и своим умом зрит Бога».

О смирении:
«Возлюбленные! вы должны знать, что посильное и сообразное с волею Божиею упражнение в добрых делах есть обязанность наша, необходимая по самому свойству природы нашей, и потому, сколь бы ни были велики наши добродетели, их никогда не должно почитать избытком нашей святости».


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить