Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник: 10 фактов, которые нужно знать о святом

Даты жизни и дни памяти
Святитель Феофан Затворник (в миру – Георгий Говоров) родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии года. Умер 79 лет спустя — 6 января 1894 года в Вышенском монастыре.
Был пострижен в монашество 15 февраля 1841 года.
Церковь установила три дня памяти святителя: рождение, преставление (по новому стилю это 23 и 19 января) и перенесение мощей — 29 июня.

Уже в 26 лет был назначен и.о. ректора Киево-Софиевского духовного училища
То, что рано или поздно Феофан получит высокую должность, никто не сомневался. Где бы до этого он ни учился (последним местом была Киевская духовная академия), всюду получал восторженные отзывы преподавателей. Одаренность студента отмечал даже постоянный член Синода святитель и митрополит Филарет (Дроздов) — крайне требовательный человек.
Любимыми науками будущего затворника, как говорят, были богословие, Священное писание и Церковное красноречие. Оценивая его жизнь, понятно, что так оно и было.

Шесть лет провел в Иерусалиме
В 32 года по собственному желанию он был назначен членом Духовной миссии в Иерусалиме (задача духовной миссии: проповедь Евангелия, общение с другими церквами, окормление имеющейся паствы).
За это время иеромонах Феофан изучил греческий и французский языки, познакомился с уставом и жизнью древних восточных обителей, наладил тесную духовную связь с афонскими старцами.
Переоценить влияние этих шести лет на мировоззрение будущего епископа трудно.
Когда началась Крымская война, он вернулся в Санкт-Петербург.

И еще чуть больше года — в Константинополе
Совсем скоро — в 1856 году, — уже будучи в сане архимандрита, Феофан был назначен настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе. У той поездки были свои конкретные задачи — назревал раскол в отношениях болгар и греков, и от святителя, в частности, требовалась оценка этих событий (святитель, к слову, сочувствовал болгарской общине, которая хотела автокефалии и в конце-концов ее получила).
Для нас важно, что за это время он еще более улучшил свои знания греческого языка — ведь святитель Феофан прославился в том числе и как талантливый переводчик святоотеческой литературы, а переводил он как раз с греческого и новогреческого.

Был одним из самых востребованных преподавателей духовных школ Русской Православной Церкви
Можно было бы перечислить все его преподавательские и прочие должности, но мы ограничимся лишь тем фактом, что за свою жизнь святитель Феофан преподавал в четырех различных учебных заведениях, а будучи епископом Владимирским, открыл женское епархиальное училище. В разное время он исполнял должности ректора и наблюдателя за учебными заведениями. Этого вполне достаточно, чтобы понять, что святитель Феофан был очень уважаемым и значимым человеком в Церкви. В чем-то, может быть, незаменимым.
Правда, суета организаторских мероприятий в какой-то момент начала его тяготить.

Был противником Синодального перевода Библии
До середины XIX века Священное Писание в России существовало только в церковнославянском переводе. Другими словами, дома читали тот же текст, что и во время богослужений. Уже тогда этот язык был понятен далеко не всем. Работа над переводом велась под руководством святителя Филарета (Дроздова).
Собственно, святитель Феофан протестовал не против того, что Библию нужно переводить. Его возмущало, что перевод Ветхого Завета делался на основе Еврейской Библии, а не греческого перевода 70 толковников («Септуагинты») и имел в итоге расхождение с «каноническим» славянским текстом.
Он называл перевод Ветхого Завета «Синодальным сочинением».
«Церковь Божия, — писал святитель Феофан, — не знала другого слова Божия, кроме 70 толковников, и когда говорила, что Писание богодухновенно, разумела Писание именно в этом переводе… А еврейской Библии никогда в Церкви не было. Поэтому принимать ее значит отступать от того, что всегда было в Церкви и сдвигаться с коренного основания православия».
Надо сказать, что святитель Филарет, в свою очередь, приводил убедительные аргументы в пользу использования, кроме греческого текста, еще и еврейского текста Писания.

Вел дискуссию с Игнатием Брянчаниновым по поводу сущности ангелов
Его дискуссия с Игнатием Брянчаниновым касалась самых тонких материй. Два святителя, оба столпы русского богословия, по-разному определяли сущность ангелов.
Передать в точности суть этого спора в рамках статьи совершенно невозможно. Скажем лишь, что святителя Феофана смутило мнение святителя Игнатия, что ангелы имеют лишь относительную бесплотность своей природы и зависимы от условий пространства и времени. Кроме того, он категорически осудил употребление научного термина «эфир» в описании духовных процессов и вообще излишнюю пытливость в исследовании вопроса о природе ангелов. Вышеуказанные веяния и рассуждения он называл «ультраматериализмом».
Оба святителя обменялись рядом работ, в которых отвечали на критику друг друга.

Прожил в затворе 16 лет
В 1866 году (в 51 год) епископ Феофан попросился на покой. Просьба его была удовлетворена, и он поселился в Вышенской пустыни Тамбовской епархии – монастыре, который давно любил. Через шесть лет он перестал ходить на службы и затворился в отдельном флигеле. У себя в келье он совершал Божественную литургию (в течение 11 лет – ежедневно), молился, занимался переводческой и писательской деятельностью, а также вел обширную переписку.

Перевел на русский язык «Добротолюбие» и «Невидимую брань»
Многие из святоотеческих книг, которые сейчас считаются настольными и для монашествующих обязательными к прочтению, переведены именно святителем Феофаном.
Прежде всего это всем хорошо известное «Добротолюбие», в котором собраны аскетические поучения святых отцов. Из книг, которые появились благодаря святителю Феофану, также надо упомянуть «Невидимую брань» Никодима Святогорца, труды Симеона Нового Богослова, «Поучения и Слова» прпп. Исаии Отшельника и Марка Подвижника. Также святитель Феофан работал над «палестинским Патериком».

Оставил богатое творческое и эпистолярное наследие
Полное собрание сочинений святителя Феофана занимает более трех десятков томов. Из его творений наиболее известны толкования на Священное Писание (святитель прославился как несравненный экзегет посланий апостола Павла) и переписка: его ответы на вопросы, которые присылали святителю тысячами, являются кладезем православной мудрости, которая одинаково полезна и монахам, и мирянам вне зависимости от времени и эпохи.
Помимо переводов, главные труды святителя: «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Путь ко спасению».

Прославление святителя Феофана в 1988 году
На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей.
Мощи святителя сегодня хранятся в Казанском соборе Вышенского монастыря.


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить