8 марта: Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи

Он был аскетом, круглый год ходил в одежде, сделанной из грубой верблюжьей шерсти, питался диким медом и акридами. Он обличал грешников и призывал их к покаянию. Первым увидел в Иисусе Сына Божьего и объявил об этом народу. В нем верующие видели воплощение пророка Илии…

Жизненный путь Иоанна с самого начала пролегал близ пришедшего в мир Господа Иисуса Христа. Начнем с того, что они были родственниками. Мать Иоанна – праведная Елисавета – приходилась сестрой святой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Как и Иисусу, Бог отвел Иоанну тридцать с небольшим лет земной жизни. Как и Христос, Иоанн призывал людей покаяться в своих грехах, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2)…

Иоанн был истинным Господним даром родителям – священнику Захарии и его жене, праведной Елисавете. Ведь они уже были уверены, что до конца дней своих останутся бездетными.

Однажды, когда священник Захария служил в Иерусалимском Храме, ему явился Архангел Гавриил и сообщил, что его престарелая жена скоро родит ему сына. И сын его будет велик пред Господом… И предъидет пред Ним в духе и силе Илии (Лк. 1:15–17). Захария слова Архангела услышал, но не поверил ему, и за свое неверие был наказан немотой…

Новорожденного сына Елисавета по внушению Святого Духа назвала Иоанном, хотя у нее в роду не было ни одного родственника с таким именем. А когда немого Захарию спросили, как он хочет назвать сына, тот тоже написал на дощечке имя: Иоанн. И в тот же миг вновь обрел дар речи.

Тяжелые испытания выпали на долю Иоанна в детстве. Правда, он не пал от рук римских солдат во время избиения четырнадцати тысяч младенцев в Вифлееме и окрестностях: его мать, услышав о приказе царя Ирода убить всех детей в возрасте до двух лет, взяла сына и ушла с ним в горы. «И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: Гора Бога, впусти мать с сыном, – и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и Ангел Господень был вместе с ними, охраняя их» (Протоевангелие от Иакова, XXII).

Слуги царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в Иерусалимский Храм и стали пытать священника Захарию, пытаясь через него выведать, где скрывается Иоанн. Захария ничего им не сказал и по приказу Ирода был убит в храме у алтаря… Через сорок дней после его смерти скончалась и его супруга Елисавета.

Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены аскетичной, суровой секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь самой простой пищей, которую можно было найти в пустыне, готовил себя Иоанн к великому служению.

 .
Иоанн Креститель. XIV в. Святая Гора Афон, монастырь Хиландар

И наконец, пришло его время. Служение Иоанна, предназначенное ему Господом, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3:3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои (Мк. 1:5).

И, наконец, третий – чуть ли не самый главный – элемент миссии Иоанна: он должен был возвестить о скором явлении Мессии: Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3:16).

Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете (Ин. 1:8).

Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю (Ин. 1:29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

Сам же Христос, говоря об Иоанне Крестителе, особо выделил его: Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя. <…> Он есть Илия, которому должно придти (Мф. 11:11–14).

Иоанново Крещение стало прообразом Крещения христианского. Это первое и очень значимое в жизни христианина Таинство. Интересно, что в греческих текстах Евангелия слово «крещение» буквально означает «погружение». Но когда Священное Писание переводилось на славянский язык, святые Кирилл и Мефодий выбрали для определения этого таинства иное слово – с корнем «крест», тем самым наполнив его особенным смыслом и напоминая нам о жертве на Кресте, которую Христос принял, искупая грехи всего человечества.

Смысл великого Таинства Крещения в том, что человек при погружении в воду умирает для жизни греховной и возрождается от Духа Святого для жизни вечной. Через Таинство Крещения человек делает первый шаг в жизнь со Христом, становясь членом Церкви.

 .
Крещение Господне. XIV в. Фреска монастыря Высокие Дечаны. Косово

Вот как Евангелие описывает Крещение Спасителя: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:13–17).

К сожалению, это была первая и, возможно, единственная встреча Иисуса с Иоанном в их земной жизни. Иоанн выполнил свою миссию, и вскоре Господь призвал его к себе. Его кончина и события, предшествовавшие ей, подробно представлены и в литературе, и в живописи.

Известно, что и после Крещения Иоанн продолжал обличать грехи людей, призывая их покаяться. В частности, он обвинил одного из правителей Галилеи – Ирода Антипу – в нарушении заповедей Моисея: Антипа отнял у своего брата Ирода Филиппа жену Иродиаду и сожительствовал с ней в грехе. Иоанн призвал Ирода Антипу покаяться и вернуть жену своему брату. За это Ирод приказал схватить Крестителя и заключить его в тюрьму.

Там он и находился, когда однажды Саломея, дочь Иродиады, в день рождения Ирода Антипы танцевала перед ним и его гостями и так угодила правителю, что Ирод пообещал в награду выполнить любую ее просьбу. По наущению своей матери Иродиады, ненавидевшей Крестителя, Саломея попросила голову Иоанна. Говорят, Ирод опечалился этой просьбой, потому как уважал Иоанна как пророка и философа. Но побоялся на глазах у гостей нарушить собственную клятву и послал своего оруженосца в тюрьму. Тот исполнил приказание повелителя: отрубил Иоанну Крестителю голову и принес ее на блюде Саломее. А та передала голову своей матери…

Непросто быть первым. Для этого требуется особое мужество и сила духа. И потому на долю тех, кто идет впереди, часто выпадают тяжкие испытания и трагическая судьба.

Не меньше испытаний выпало и на долю мощей Иоанна Крестителя. Рассказ о них, несомненно, заслуживает отдельной статьи. Здесь же о судьбе мощей Предтечи скажем лишь вкратце.

Тело Иоанна забрали его ученики: они погребли его в самарийском городе Севастия близ могилы святого пророка Елисея. Там оно и находилось почти тысячу лет до Первого крестового похода, когда их по велению Господню нашел крестоносец, знатный генуэзец Гульельмо Эмбриако. Он перевез мощи Иоанна Крестителя к себе на родину, в Геную, и теперь они хранятся в специальном ковчеге из белого камня в генуэзском монастыре Святого Лаврентия.

В цепь тяжких испытаний, обретений и таинственных исчезновений сложилась и судьба отрубленной главы Иоанна Крестителя. Известно, что питавшая дикую ненависть к Иоанну живому, Иродиада надругалась над его головой: она колола ее кинжалом, а потом закопала где-то в «безчестном месте» на территории своего дворца. Но жена царского управителя праведная Иоанна подсмотрела за Иродиадой, а затем тайком в ночи вырыла главу Иоанна, поместила ее в глиняный сосуд с елеем и закопала в тайном месте на Елеонской горе.

Через много лет сосуд с главой Иоанна был найден, когда благочестивый вельможа Иннокентий решил построить на этой части Елеонской горы церковь. Когда стали рыть землю под фундамент, наткнулись на сосуд с головой Крестителя.

С тех пор глава Иоанна на протяжении тысячелетия то исчезала, то появлялась вновь. Она переходила из рук в руки, ее прятали, перевозили с места на место. Где только она ни побывала: в сирийском городе Емесе, Константинополе, в турецком городе Команы…

Считается, что в итоге глава Иоанна Предтечи была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах. Большая ее часть находится в главном соборе французского городка Амьен на севере Франции. Реликвия представляет собой человеческое лицо, только без нижней челюсти, лежащее на серебряном блюде и прикрытое стеклянным защитным колпаком. На обладание главой Иоанна Предтечи претендует также церковь Сан Сильвестро ин Капите в Риме и одновременно – коптский монастырь Святого Макария в Вади Натруне. Однако мусульмане столь же горячо доказывают, что глава Иоанна Крестителя хранится в мечети Омейядов в Дамаске.

Отдельная судьба у десницы Иоанна Предтечи – той самой, которую Иоанн Креститель возложил на голову Христа, когда крестил его в водах Иордана. Когда святой апостол Лука, направляясь в Антиохию, проезжал через Севастию, где было погребено тело Предтечи, он захотел взять его мощи с собой. Но жители Севастии отказались с ними расставаться. Они только позволили Евангелисту взять с собой десницу Крестителя. Так начался долгий путь этой реликвии.

Святой Лука, как и планировал, привез десницу в Антиохию, где она мирно хранилась тысячу лет. После падения города реликвию сначала переправили в древнегреческий город Халкидон, а позже – в Константинополь. Вероятно, немало священных реликвий рано или поздно собралось бы в стенах Великого города, если бы в 1453 году Константинополь не захватили турки-османы султана Мехмеда II. Десницу Крестителя спешно переправили на остров Родос, но когда и он пал под турецким напором, святыня нашла себе убежище на Мальте, где и находилась почти три века.

Позже, уже в конце XVIII столетия, мальтийские рыцари подарили десницу Иоанна российскому императору Павлу I, который к тому моменту стал великим магистром Мальтийского ордена. По приказу императора для десницы Крестителя изготовили специальный золотой ковчег, и она хранилась в царской семье – сначала в Гатчине, потом в Санкт-Петербурге.

Когда в 1917 году в России началась кровавая смута, священную реликвию поспешно вывезли за пределы страны: сначала в Скандинавию, потом в Сербию и, наконец, в Черногорию. Почти десять лет, с 1941 по 1951 годы, десница Иоанна Крестителя тайно хранилась в монастыре Святого Василия Острожского, пока однажды за ней не явились югославские чекисты. Какое-то время считалось, что десница Предтечи пропала, но в 1993 году Цетинский игумен Марк (Каланья) и епископ Даниил отыскали ее в Государственном хранилище исторического музея города Цетинье.

 .
Икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». 1560-е годы.
Происходит из Троицкого собора Стефано-Махрищеского монастыря.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

С тех пор десница Иоанна Крестителя хранится в Цетинском мужском монастыре. На реликвии отсутствуют два пальца – средний и мизинец. У них своя история. Мизинец сначала хранился в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в Студийском монастыре, но когда турки захватили Константинополь, мизинец оказался в собрании святынь султана и ныне хранится в Оттоманском музее в Стамбуле. Средний палец тоже попутешествовал немало: сначала его преподнесли в подарок никейскому императору Феодору I Ласкарю, затем какое-то время он находился в сербском монастыре Жича, пока не оказался в Риме у Папы Пия II. А тот отправил его в свой родной город Сиену, где палец Крестителя и сейчас хранится в храме святой Марии Сиенской.

Пётр Селинов

Фото из открытых источников в Интернете

 

 

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить