Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский: 14 фактов из жизни, которые нужно знать

Даты жизни и дни памяти

Преподобный Серафим (в миру — Прохор) родился в Курске 19 июля 1754 г. и скончался в 1833 году 2 января. Эти дни и установлены Церковью, как дни его памяти.
По новому стилю это 1 августа и — 15 января.

Шесть императоров и десять войн

За 78 лет жизни преподобного в Российской империи сменились шесть правителей: (императрица Елизавета, Петр II, Екатерина II, Петр I, Александр I и Николай I), а сама Россия стала мировой державой, в критический момент спасшей европейские страны от Наполеона.
На эти годы пришлось начало расцвета русской словесности, формирование русского литературного языка, а также увлечение дворян французской культурой — которое, впрочем, после 1812 года поутихло.
Для высшего общества и интеллигенции той эпохи были характерны напряженные духовные искания. Увлекались масонством и (при Александре I) мистицизмом.

Будучи мальчиком, упал с колокольни, но остался жив

Первое видимое участие Промысла Божиего в отношении Прохора случилось, когда ему исполнилось 7 лет. Отправившись с матерью на колокольню одного строящегося в Курске храма, он оступился, упал с многометровой высоты вниз, но остался жив и невредим.
Надо сказать, что родители Прохора были крайне благочестивыми людьми. Его отец, Исидор, известный купец, помогал в постройке и украшении многих храмов — в том числе и того, с которого упал Прохор.

До конца жизни носил крест, подаренный матерью

Таким образом, он хотел показать, какую духовную связь имеют между собой сын и мать, а также — силу родительского благословения.

Божия Матерь — неизменный «спутник» прп. Серафима

Богоматерь являлась к святому на протяжении жизни несколько раз. Считается, что явлений было двенадцать. Первое случилось через два года после инцидента на колокольне: Прохор тяжело заболел и Божия Матерь пообещала его исцелить. Так оно вскоре и случилось — мать Прохора, Агафья, приложила мальчика к чудотворной Курской иконе Богоматери и тот моментально выздоровел. В житии святого говорится, что после этого случая, он окончательно принял решение отдать свою жизнь на служение Господу.
Последнее явление, о котором известно, случилось незадолго до кончины — в 1831 году. Тогда Богоматерь явилась ему в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

За благословением на монашество отправился в Киево-Печерскую Лавру в 22 года

Это сейчас, когда есть самолеты, скоростные поезда и автомобили, паломнические поездки превратились во что-то наподобие приятного путешествия. Во времена преподобного паломничества сопровождались многими лишениями, могли быть пешими и становились, порой, делом всей жизни.
В 22 года Прохор отправился в Киев, в Киеву-Печерскую Лавру, чтобы поклониться святым мощам Печерских святых и испросить у Бога поддержки в устроении иноческой жизни. Будущий святой даже не знал, в какую обитель ему направиться послушником.
Благословение и совет он получил в результате не в самой Лавре (хотя и там беседовал с разными духовными отцами), а недалеко оттуда — в Китаевской обители. Там он встретил святого старца Досифея Китаевского (преподобную Досифею), который направил Прохора в Саровскую пустынь — поближе к месту рождения.

Преподобный жил в Саровской обители

Итак, по благословению старца Досифея, он направился в монастырь, который хоть и был основан не так давно до этого (в начале века), но славился своим строгим уставом и высоким уровнем духовной жизни.
В 32 года он был пострижен в монахи под именем Серафим, а еще семь лет спустя был рукоположен в иеромонахи. Следующие почти 30 лет он провел либо в отшельничестве в лесу в нескольких километрах от обители, либо в ее стенах, но — в затворе.
Широко принимать посетителей преподобный Серафим начал последние 8 лет своей жизни — уже тогда в народе разнеслась слава о нем, как о великом подвижнике.

 

Внешние проявления его аскетической жизни с самого начала поражали даже видавших виды монахов

Живя в уединении в лесу, преподобный Серафим носил одну и ту же одежду зимой и летом, носил вериги, почти не спал и много постился — временами питаясь одной лишь травой.
Самый известный его подвиг: три года столпничества. Тысячу дней и тысячу ночей преподобный стоял попеременно на двух камнях (один из них он завещал положить себе на могилу), не вкушая, опять-таки, ничего кроме лесной травы. На морозе, жаре, под дождем и снегом, летом уязвляемый от мух и комаров.
Этот подвиг он совершал тайно, позже открыв его, лишь некоторым из своей братии, да и то со словами: «Симеон Столпник стоял на столпе 47 лет, а мой — какой же это подвиг?»

Преподобный едва не погиб от рук бандитов

Старец любил говорить, что в монастырях и миру люди борются с противными силами, как с голубями, а в пустыне — как с львами и леопардами. В его собственном случае нападки чаще всего были в форме мистических явлений и необъяснимых сил, которые могли, например, подбросить старца во время молитвы и бросить обратно на землю.
Когда таким образом поколебать веру и силы старца не удалось, враг напал «обычным» мирским образом — в виде трех крестьян, живших неподалеку. Прознав про житие Серафима и то, что к нему иногда ходят посетители, те в надежде поживиться деньгами, нашли старца и до полусмерти избили его — проломили череп, сломали ребра и нанесли множество других ран.
Старца обнаружили на следующий день, а приглашенные затем доктора разводили руками — как монаху удалось выжить, они не понимали. В эти дни в тонком сне преподобному опять явилась Богородица, после чего Серафим отказался от операции — предав себя полностью в Волю Божию.
Через несколько месяцев он полностью поправился и вернулся к отшельническому образу жизни в лесу, однако остался сгорбленным на всю жизнь.

Дикие звери любили отца Серафима

Старец Серафим кормит медведя —  вот один из самых популярных в народе образов. Он взят из жития, в котором описывается, как один из иноков Саровской пустыни, прейдя к старцу, увидел, что преподобный сидит на обрубке дерева и кормит стоящего перед ним медведя сухарями.
Сам отец Серафим признавался, что приходит к нему не только медведь, но и множество других зверей. Ночью по Божиему соизволению к его келии стягивались волки, лисицы, зайцы и всякие твари — даже мыши и пресмыкающиеся, и все они по роду своему рыкали и пищали. И всех он кормил, что было тоже чудом, поскольку хлеба у старца никогда не было много, а накормить ему удавалось всех пришедших зверей. «Сколько бы я не брал хлеба, — рассказывал подвижник, — он чудесным образом не убавлялся в корзине».

Преподобный Серафим оставил после себя учение о Благодати

Отец Серафим вообще один из немногих российских святых, который, кроме памяти о своей подвижнической жизни, оставил вполне конкретное учение. По своему существу оно было доступным изложением сложного учения святителя Григория Паламы, известного как исихазм.
Если совершенно упрощать его здесь, то суть его в том, что исполнение заповедей это не есть главная и единственная цель христианства. Главное в жизни православного — стяжание благодати, обожение. А заповеди становятся самыми верными помощниками на этом пути.
Патриарх Алексий II, кстати, часто в своей проповеди цитировал слова преподобного: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».

 

 

Был прославлен в лике святых при Николае II

То, что Серафим Саровский святой многие начали верить еще при его жизни. После его кончины некоторые вырезали его образа наподобие икон и просили исцеления и помощи перед ними.
О канонизации преподобного начали говорить еще в конце XIX века во время царствования Александра III, но в результате он был канонизирован при Николае II — в 1903 году. Почему только в XIX веке, вопрос непростой. Достаточно сказать, что в синодальный период с 1700 по 1917 канонизировали вообще очень мало — менее 10 святых.

Первостепенную роль в канонизации прп. Серафима сыграл Серафим (Чичагов)

Написанная им летопись Серафимо-Дивеевского монастыря была вручена императору Николаю II. Преподобный принимал непосредственное участие в создании этой обители и считался ее духовным наставником не только во время жизни, но и после смерти. Прочитав книгу, Николай II распорядился оформить все необходимые для канонизации документы.
Говорят, что работа над летописью тоже была делом промыслительным, и будущий митрополит начал ее по просьбе одной монахини — та предсказала и то, что эту книгу прочитает император и то, что с нее начнется прославление великого старца.

Мощи преподобного были на 70 лет утеряны

Через три года после революции 1917 года властями было принято решение вскрыть раку с мощами преподобного, после чего они были перенесены в Москву, после чего их следы окончательно потерялись.
Обретение мощей случилось в 1990 году: их обнаружили поначалу как неизвестные в запаснике Петербургского Музея истории религии, который располагался в Казанском соборе.
В 1991 году мощи были перенесены в Серафимо-Дивеевский монастырь.

 


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить