«Он был удостоен обрести икону»

1 марта (по новому стилю) Русская Православная Церковь вспоминает патриарха Московского и всея Руси, чудотворца Гермогена.

Давайте вспомним уроки истории. 22 октября (по старому стилю) 1612 года народное ополчение под предводительством князя Димитрия Пожарского и нижегородского купца Кузьмы Минина захватило Китай-город и вынудило польский гарнизон, засевший в Кремле, сдаться. Так закончилась длившаяся восемь лет гражданская война в России. Пришел конец Великой Смуте.

Восемь месяцев не дожил до этого победного дня духовный вождь, побудивший русских людей встать на защиту Православной веры и Отечества, – второй Патриарх Русской Православной Церкви Гермоген. Он умер от истощения, от голода и жажды в подземелье Чудова монастыря, замученный польскими захватчиками. Но именно благодаря его воззваниям и его непоколебимой стойкости Православная Русь сохранила единство и веру.

 .

Поразительно, что о большей части жизни Патриарха Гермогена мы ничего не знаем. Фактически он появляется на сцене российской истории, когда ему было уже под пятьдесят. Мы не знаем точной даты его рождения – историки очень неуверенно называют 1530 год. Не знаем, кем он был по происхождению: по одним источникам, из донских казаков, по другим – состоял в родстве с Шуйскими или Голицыными.

Будущий святитель Гермоген начал службу клириком казанского Спасо-Преображенского монастыря, основанного святителем Варсонофием. Позже он священник казанской церкви святого Николая в Гостином дворе. По отзывам современников, священник Ермолай (таково было мирское имя святителя) был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный».

8 июля 1579 году он стал свидетелем чудесного явления – обретения Казанской иконы Божией Матери. Известно, что Богоматерь явилась во сне девочке Матрене, девятилетней дочери стрельца Онучина, и повелела ей объявить архиепископу Иеремии и городским властям, что в земле на месте сгоревшего дома Онучиных скрыта Ее икона. Девочка исполнила повеление Матери Божией. Народ и священники устремились к указанному месту и там, на глубине метра, нашли икону. Именно Гермогену (тогда еще священнику Ермолаю) Бог судил первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм. Позже будущий святитель составил и отослал в Москву царю Ивану Грозному краткое «Сказание о явлении чудотворной иконы и о чудесах от нее».

 .

В 1587 году священник Ермолай (возможно, после смерти своей жены) решает принять иноческий постриг с наречением имени Гермоген. По всей вероятности, постриг происходил в Москве, в Чудовом монастыре. Вскоре новопостриженный инок получает сан игумена, а затем и архимандрита казанского Спасо-Преображенского монастыря. В этом качестве святитель провел едва ли более двух лет до 13 мая 1589 года, когда Патриарх Иов возвел его в сан митрополита Казанского и Астраханского.

Вероятно, не случайно Гермогену выпала в служение Казань. Обстановка была там невероятно сложной: православные, язычники, мусульмане – все смешалось в многонациональном городе. Среди новообращенных казанцев царило двоеверие: новобрачные, обвенчавшись в церкви, шли к мулле или к языческому шаману и совершали второй обряд. Но митрополит Гермоген неустанно боролся с отступлением от веры: увещевал отступников, накладывал на епитемьи, добился у властей отселения новобращенных казанцев в отдельную слободу. Он решительно выступал против строительства в Казани новых мечетей. Словно Господь предуготовлял его к будущему, еще более тяжкому, служению.

3 июля 1606 в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. И его шестилетнее патриаршество пришлось на самый тяжелый, голодный и кровавый отрезок Смутного времени. Все мы помним из курса школьной истории этот страшный период. Лжедмитрии-самозванцы, рвущиеся к власти; поляки и шведы, претендующие на российский престол; шайки воров и убийц на дорогах; голод, кровавые бунты, – вот с чем пришлось столкнуться Патриарху Гермогену. Он был готов на все, чтобы удержать Русь от раздробления, сохранить веру отеческую и престол за русским православным царем.

Когда народ уже собирался присягнуть очередному Лжедмитрию, Патриарх Гермоген распорядился привезти из Углича останки убиенного царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного. Святитель всячески поддерживал князя Василия Шуйского, когда тот низверг Лжедмитрия I и воцарился на российском престоле, поддерживал его и в дальнейшем, даже будучи не всегда согласным с тем, как царь Василий управляет государством. Мудрый Патриарх отлично понимал: на престоле должен быть православный правитель, – хуже, если Русь попадет в руки чужеземцев, готовых разграбить страну и уничтожить веру, или погрузится в пучину кровавого хаоса гражданской войны.

 .

Когда предатели-бояре стали раздувать в народе недовольство против царя Василия Шуйского, Патриарх Гермоген всячески пытался пресечь попытки бунта. В своих воззваниях он писал: «Государь Царь и Великий князь Василий Иванович всея Руссии возлюблен, избран и поставлен Богом и всеми русскими властями, и московскими боярами, и вами, дворянами, и всякими людьми всех чинов, и всеми православными христианами, да изо всех городов в его царском избрании и поставлении были в те поры люди многие. И крест ему целовала вся земля, что ему, Государю, добра хотеть, а лиха и не мыслить. А вы, забыв крестное целование, немногими людьми восстали на Царя, хотите его без вины с Царства свести, а мир того не хочет, да и не ведает, да и мы с вами в тот совет не пристанем же. А что если кровь льется и земля не умиряется, то делается волею Божиею, а не царским хотением».

Царь Василий Шуйский не смог удержаться на престоле, его насильственно постригли в монахи и власть перешла к Боярской думе, а в стране начался новый виток беззакония. В Москву вошли польские войска, под Москвой, в Тушине, засел «тушинский вор» Лжедмитрий II, народ, запутанный боярами-предателями, стал присягать на верность польскому королевичу Владиславу, да еще оказалось, что и сам польский король Сигизмунд жаждет русского престола…

И вот когда Русь готова была погрузиться во тьму, когда народ перестал понимать, кому верить, когда бояре-предатели были готовы отдать власть в стране иноземцам, тогда возвысил свой голос мудрый Патриарх Гермоген и через послания обратился напрямую к русскому народу, указав единственный путь: объединиться, собрать ополчение, уничтожить польского врага и затем избрать русского православного царя. Подобно набатному колоколу прозвучал над умирающей страной голос восьмидесятилетнего святителя, голос, разносимый сотнями переписанных от руки писем.

Он никого и ничего не боялся. Предатели-бояре пытались принудить Патриарха Гермогена успокоить народ, убедить принять польскую власть, но Патриарх ответил отказом. А когда боярин Михаил Салтыков выхватил нож и с криком: «Я убью тебя!» – замахнулся на него, Патриарх лишь осенил его крестом и спокойно произнес: «Не страшусь ножа твоего, но вооружаюсь силою Креста Христова против твоего дерзновения. Будь же ты проклят от нашего смирения в этом веке и в будущем».

Когда поляки, засевшие в Москве, осознали, что по слову Гермогена к стенам Москвы стекается народное ополчение, они силой свели его с Патриаршего трона и засадили в подземелье Чудова монастыря. Там в каменном мешке к Гермогену пришел польский воевода Гонсевский и потребовал: «По твоему письму ратные люди идут к Москве!.. Отпиши им теперь, чтобы они отошли, а то мы велим уморить тебя злою смертью». – «Что вы мне угрожаете? – бесстрашно ответил Патриарх. – Единого Бога я боюсь. Вы мне обещаете злую смерть, а я надеюсь получить чрез нее венец. Уйдите вы все, польские люди, из Московского государства, и тогда я благословлю всех отойти прочь. А если вы останетесь, – мое благословение: всем стоять и помереть за Православную веру!»

 .

Гермогена начали морить голодом и жаждой. Но умирающий, обессиленный Патриарх проявил неслыханную духовную твердость, он не покорился врагам и послал свое последнее благословение восставшим: «…да будет над ними милость от Бога и благословение от моего смирения! А на изменников да излиется гнев Божий и да будут они прокляты в сем веке и в будущем!»

17 февраля 1612 года Патриарх Гермоген принял мученическую смерть в заключении. О его кончине в одной рукописи XVII века сказано: «Немилостивии приставники изменничьи замориша его гладом. Меташа бо страдальцу Христову не человеческую пищу – на неделю сноп овса и мало воды. И тако претерпе близ годичного времени и скончался о Христе, предаде честную свою душу в руце Божии в лето 7121 февраля в 17 день и погребен бысть тамо в Чюдов монастыре».

Но смерть Патриарха Гермогена и его воззвания не пропали втуне – в ответ на его грамоты нижегородский купец Кузьма Минин объявил сбор денег на второе ополчение, и вскоре народная армия под предводительством Минина и Пожарского двинулась освобождать Москву и своего героического стойкого Патриарха.

…Москву освободили. Земский собор избрал нового царя, как и хотел Патриарх Гермоген: им стал Михаил Феодорович Романов, сын митрополита Филарета. Тело святителя Гермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в феврале 1652 года его останки, по повелению Патриарха Московского Никона, были перенесены в Большой Успенский собор. 12 мая 1913 года (в год 300-летия Дома Романовых) второй Патриарх Русской Православной Церкви был причислен к лику святых. А первый храм в честь нового святого был освящен митрополитом Макарием (Невским) 13 мая 1913 года – он был устроен Русским монархическим собранием и Русским монархическим союзом в подземелье Чудова монастыря.

тот краткий рассказ о великом святом, твердо стоявшем за Православную веру и единство страны, хочется словами Святейшего Патриарха Кирилла. Говоря о жизненном пути святителя Гермогена во время Божественной литургии в Успенском Патриаршем Соборе Московского Кремля 3 марта 2012 года, Его Святейшество сказал: «За пламенную веру он был удостоен обрести Казанскую икону Богоматери. За пастырскую любовь он был избран и посвящен митрополитом Казанским. За стойкость в вере Православной призван Святейший Ермоген в Патриархи Всероссийские. И добавить к этому можно: за пламенную любовь к Церкви, Отечеству и народу принял мученический венец».

Петр Селинов


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить