Возвращенная обитель

Возрождение Данилова

 Тридцать лет прошло с тех дней, когда первый на Москве – Данилов мужской монастырь, закрытый в 1930 году – был возвращен Русской Православной Церкви. Он был передан Церкви в состоянии, которое точнее всего можно обозначить одним печальным словом – «руины». Разрушенные стены, храмы без куполов, многолетний слой мусора, покрывающий территорию монастыря, – казалось почти невозможным быстрое восстановление древней обители. Но возрождение Данилова – это удивительная история пробуждения веры и надежды на Господа в нашем народе.

* * *

 

Потребность Русской Православной Церкви в обретении своего духовно-административного центра назрела давно. Речь шла о возвращении верующим одной из существующих обителей. В мае 1983 года Патриарху Пимену был предоставлен список из четырех московских монастырей, в котором Данилов стоял на последнем месте. Но он был единственным, который передавали безвозмездно и который арендаторы были готовы достаточно быстро освободить. Правда, арендаторы эти были весьма специфические – детский спецприемник-распределитель.

С чего пришлось начинать восстановительные работы? С самого банального – с разгребания полувековых залежей мусора по всей территории монастыря. А затем – трудоемкое восстановление башен и стен; ведь именно стены являются священными границами монашеской обители... С самого начала восстановление Данилова монастыря становилось общецерковным, а может быть, и общенациональным делом. В Данилове были заняты лучшие квалифицированные силы светских реставраторов и строителей, существовавшие в то время в СССР.

С первых дней после своего открытия Данилов монастырь стал поистине всероссийским жертвенником. Пожертвования текли полноводной рекой со всех концов огромной страны. Владыка Евлогий говорит: «Жертвовали богатые и бедные, верующие и, может, неверующие. Жертвовали деньгами, иногда отдавая даже всю зарплату, ценными вещами, ювелирными изделиями, посудой, коврами, одеждой... Помню, как одна девушка принесла школьную золотую медаль, пожилая женщина передала украшения, оставшиеся от ее бабушки и матери: серьги, браслеты, кулоны, часы».

* * *

 

3 сентября 1983 года в братской трапезной, которая располагалась тогда в восточном проеме Святых врат, было совершено первое всенощное бдение. Месяц-полтора спустя для богослужения подготовили Покровский храм, и службы стали уставными. Раннее утро начиналось по афонскому уставу с ударов деревянным молотком (билом), потом звонили в колокол-будильник, позже – в другой колокол, который возвещал о начале утрени.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на первом этаже храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, была подготовлена к освящению уже в конце 1984 года. Праздничные службы там начались с вечера 7 июня, но «верхом торжества была первая Божественная литургия. Во время Евхаристического канона в храм прибыл высокий гость – представитель Святейшего Константинопольского Патриарха Димитрия митрополит Дамаскин. Он молился вместе с нами, знаменуя собой участие Константинопольской Церкви в благодатном событии – освящении первого престола в возрожденном московском монастыре». Так писал об этом знаменательном дне владыка Евлогий.

Но не все желающие помещались в эту церковь! Необходимо было срочно восстанавливать Троицкий собор, в котором могли молиться одновременно до трех тысяч человек. Всё Управление реставрации Данилова монастыря включилось в напряженную работу, чтобы завершить восстановление собора к Пасхе 1986 года. Собор был освящен в Вербное воскресенье. В этот день здесь служили восемь священников и шесть диаконов.

* * *

 

Первые иноки появились в Даниловой обители вскоре после ее восстановления. Но, конечно же, после десятилетий жизни в отрыве от церковной традиции нелегко было порой даже осознавать, в чем суть и главное содержание монашеской жизни. Владыка Евлогий размышлял: «Братство монастыря создается годами, если не веками. Это гораздо труднее, чем просто отстроить здания и храмы монастыря. Я попал в сложнейшую ситуацию: все говорили мне о необходимости восстанавливать стены, корпуса и храмы, но никто не упоминал о возрождении братства монастыря...». Но и эту важнейшую задачу удалось со временем выполнить.Главным событием первого десятилетия жизни возрожденной обители стало, конечно же, празднование тысячелетия Крещения Руси, отмечавшееся летом 1988 года. К этой дате строилась Патриаршая резиденция, возводились Надкладезная и Поминальная часовни. Надкладезная часовня стала еще и первым памятником тысячелетию Крещения Руси.

 

12 июня 1988 года на монастырской площади состоялось торжественное богослужение в память Крещения Руси и Всех святых, в земле Российской просиявших. Более десяти тысяч человек собралось на это богослужение. Святой престол был установлен на улице, перед храмом Святых Отцов. Божественную литургию совершали Патриархи шести главных православных Церквей мира в сослужении митрополитов, архиепископов, епископов и многочисленного духовенства. Молитвы за Литургией, кроме русского, произносились на греческом, арабском, церковнославянском, грузинском, румынском и болгарском языках.

Это было поистине мировое торжество, увенчавшее труды и жертвы многих тысяч людей, принимавших участие в возрождении Данилова монастыря как иноческой обители и Духовного центра Русской Православной Церкви.

Газета «Даниловцы», 46, 2013 г.


 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить