Влахернское чудо

Петр Селинов

14 октября – один из самых любимых и почитаемых в христианской России праздников – Покров Пресвятой Богородицы.

Этот замечательный праздник связан с именами двух святых Андреев – блаженного Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого, и святого князя Андрея Боголюбского. А честь установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы в церковном календаре по праву принадлежит Русской Православной Церкви. Но обо всем по порядку.

 

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы заставляет нас мысленно перенестись на десять веков назад, в год 910 от Рождества Христова, в столицу Византии – Константинополь. Нелегко в те суровые времена приходилось этому оплоту христианства! За все время существования Византийской империи город 24 раза подвергался жесточайшей осаде, но лишь дважды за всю византийскую историю оказывался в руках захватчиков. Кто только ни пытался поработить великий город: арабские орды халифа Сулеймана, персидские воины царей из династии Сасанидов, войска болгарского хана Крума, русские дружины под предводительством Аскольда и князя Игоря… Но почти всегда Царьграду, как еще называли столицу Византии, удавалось выстоять. И происходило это в немалой степени благодаря заступничеству Божией Матери.

В предместье Константинополя – Влахерне – близ императорского дворца стояла знаменитая Влахернская церковь Богородицы. Сюда в 473 году со Святой Земли была привезена риза Пресвятой Девы Марии. Здесь же находилась и знаменитая Влахернская икона Богоматери, к которой не раз обращали свои мольбы жители города, когда к его стенам подступал неприятель. И не раз Богоматерь откликалась на эти мольбы.

Так, в 626 году, когда Константинополь подвергся страшному нападению объединенных армий аваров, персов, славян и булгар, предводитель аваров увидел над крепостными стенами города образ женщины в сверкающем уборе. В те самые мгновения Константин, сын византийского императора, вместе с Патриархом Сергием проносил Влахернскую икону Божией Матери вдоль крепостных стен города. По собственному признанию аварского вождя, сиявший женский образ поверг его в дикий ужас. А вскоре весь аварский флот был уничтожен, много неприятельских воинов полегло у стен Константинополя, и враг отступил.

Нечто подобное повторилось и спустя почти двести лет, в 860 году, когда дружины русов на двухстах ладьях вошли в устье Золотого Рога, чтобы захватить Константинополь. Правивший в то время византийский император Михаил III вместе с Патриархом Константинопольским Фотием I вознесли молитвы к Богу и погрузили в воды Босфора омофор Божией Матери (он к тому времени пополнил число реликвий Влахернской церкви). И свершилось чудо: поднявшаяся откуда ни возьмись страшная буря разметала корабли русов, и те в страхе бежали.

 

Этой длинной предысторией мы хотим подчеркнуть, что случай, подаривший православным христианам праздник Покрова Божией Матери, не был единственным в истории столицы Византии – очень часто Пресвятая Дева Мария откликалась на мольбы жителей и спешила им на помощь.

Но вернемся в год 910. Вновь Константинополь во вражеской осаде. По одним историческим источникам, к стенам города подошли мавры-сарацины, по другим, – это были племена русов, жаждавшие «прибить щит на врата Царьграда». И вновь жители Константинополя собрались во Влахернском храме и горячо молились о защите Пресвятой Богородицы.

В тот момент вместе с жителями в храме находился особо почитаемый в Константинополе блаженный – святой Андрей, Христа ради юродивый. Он тоже молился вместе со своим учеником Епифанием. И вот в четвертом часу ночи их очам предстала Матерь Божия, появившаяся в храме со стороны Царских врат с большой свитой ангелов и в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. И увидели блаженный Андрей и ученик его Епифаний, как Пресвятая Дева Мария горячо молилась Господу за жителей Константинополя, а потом сняла свое покрывало – омофор – и накрыла им всех жителей, бывших в храме.

Впрочем, лучше обратиться к источнику и прочесть, как об этом сказано в «Житии святого Андрея Юродивого», писанного константинопольским монахом Никифором: «Когда совершалось Всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию Святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В Ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома (имеется в виду Иоанн Богослов, ибо в Евангелии Христос сынами грома называл своих апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова – Ред.), держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: “Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?” Он же ответил: “Да, отец мой духовный”. И пока они смотрели, Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик Свой. А после молитвы Она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот, когда Она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с Себя мафорий (так по-гречески называется омофор, покрывало – Ред.), который носила на Своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его Своими пречистыми руками, а был он велик и грозен распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божию, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как Она удалилась, его больше не было видно, ибо Она, конечно, взяла его с Собой, а благодать оставила находящимся там».

 

…И услышал Господь мольбу Богородицы-Заступницы, и отступили враги от стен Константинополя.

А теперь в нашем рассказе необходимо сказать о другом Андрее – святом князе Боголюбском. Ведь именно ему обязан своим появлением в церковном календаре праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Ведь ни Греческая Церковь, ни тем более Римская никак не отреагировали на историю спасения жителей Константинополя в 910 году. Во-первых, потому что чудо спасения, явленное Пресвятой Девой Марией, для жителей Константинополя, как уже говорилось, было одним в ряду многих явленных чудес. А, во-вторых, византийцы не очень хорошо относились к чужакам, а святой Андрей Христа ради юродивый хоть и был в Константинополе почитаемым блаженным и известным аскетом, но… славянином по рождению и, следовательно, чужим для Греческой Церкви. Возможно, поэтому она и не сочла необходимым выделить Влахернскому чуду место в своем церковном календаре.

Тут-то и выходит на историческую сцену святой князь Андрей Боголюбский. Впрочем, о нем необходимо сказать несколько слов особо. Ведь неслучайно князя Андрея, второго сына князя Юрия Долгорукого и внука Владимира Мономаха, нарекли Боголюбским. Был он истинным христианином, любил читать Священное Писание, наизусть знал святцы, с детства выстаивал длинные церковные службы. Но особо князь Андрей почитал Пресвятую Деву Марию, потому Богородица и сыграла в его жизни немалую роль.

Так, в 1155 году образ Пресвятой Девы Марии, запечатленный на Владимирской иконе и находившийся в храме Вышгорода (Вышгород князь Андрей получил в удел от своего отца Юрия Долгорукого), побудил князя Андрея ночью двинуться из Вышгорода на север в сторону Ростова.

 

Но, как записано в древних летописях, в 10 верстах от Владимира княжеские кони встали и не захотели идти дальше, а в ту же ночь князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и сказала: «Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». Кстати, эта чудотворная икона впоследствии была названа Боголюбской, а на указанном месте был построен храм Рождества Богородицы. И заложен город Боголюбов, ставший резиденцией святого князя Андрея.

Позже, отправляясь воевать с волжскими булгарами, князь Андрея взял с собой в поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на одной стороне которой был изображен «Спас Нерукотворный», а на обороте – «Поклонению Кресту».

Славной и большой победой завершился этот поход для князя Андрея. Русские воины разгромили войска булгарского хана, спалили пять булгарских городов и обложили его земли данью. Но – что особо обрадовало князя Андрея – сражения кончились малой кровью: вся его дружина вышла невредимой из похода. И когда по этому поводу князь Андрей воздавал слова благодарственной молитвы привезенным иконам, все находившиеся рядом с ним увидали ослепительные лучи света, исходящие от лика Богородицы и Нерукотворного Спаса.

В тот же год князь Андрей учредил два праздника – Всемилостивому Спасу (14 августа) и Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Кстати, в выборе последнего праздника князю Андрею Боголюбскому дал невольную подсказку святой юродивый Андрей Константинопольский. Читая его житие, князь Андрей, потрясенный рассказом о спасении Богородицей Константинополя в 910 году, заметил (а позже это было записано в его «Слове об установлении праздника Покрова»): «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».

 

А три года спустя в полутора километрах от Боголюбова был сооружен первый на Руси храм в честь Покрова Божией Матери – знаменитый храм Покрова на Нерли. Забавно, что спустя 400 лет царь Иван Грозный решил превзойти князя Андрея Боголюбского и приказал (в память взятия Казани, которое также случилось на Покров) соорудить знаменитый Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известный как Храм Василия Блаженного. Но это уже другая история…

А праздник Покрова Пресвятой Богородицы прижился на Руси, вставшей на путь христианства. И хотя, как уже говорилось, ни Западная, ни Греческая Церкви так его и не приняли, но он занял свое достойное место в Православном церковном календаре и в сердцах русских людей. А установлением праздника Покрова Пресвятой Богородицы князь Андрей Боголюбский продолжил дело, которое задолго до него начал другой святой Андрей – верный ученик Христа апостол Андрей Первозванный, который, исполняя волю Господа, в своем сподвижничестве дошел до киевских холмов и первым принес нашим предкам христианское вероучение.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить