Престольный праздник в скиту обители

Сегодня престольный праздник отмечают насельники скита Преподобного Сергия. Поздравляем братию и прихожан с днем Небесного Покровителя, а наших читателей познакомим с краткой историей монастырского скита в Рязанской области

В конце 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Сапожковском районе Рязанской области неподалеку от села Кривель, в красивом уединенном месте, братьями московского Данилова монастыря было положено начало основанию скита во имя преподобного Сергия Радонежского.

За 20 лет, с Божьей помощью, скит вырос буквально на пустом месте. Сегодня здесь совершается монашеское служение: возносятся молитвы за насельников монастыря, наших родных и близких, за весь мир, развивается сельское хозяйство.

Люди, видя это духовное и, насколько возможно, материальное возрождение, приходят в скит, чтобы услышать слово Божие, и обретают благодатную возможность изменить свою жизнь по вере.

Сейчас скит Данилова монастыря во имя Преподобного Сергия Радонежского составляет часть монастырского подворья при храме Архангела Михаила в селе Михеи Сапожковского района Рязанской области.

 

Осенью 1992 года наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий и ныне покойный монастырский эконом архидиакон Роман (Тамберг, †1998) приехали в Рязанскую область, чтобы выбрать место для основания сельскохозяйственного подворья: «первому на Москве» монастырю были необходимы собственные сельские угодья, которые и обитель бы кормили, и давали доход для финансирования ее многосторонней деятельности.

В селе Михеи Сапожковского района была церковь во имя Архангела Михаила, но она находилась в ведении местного колхоза и не действовала. В правлении колхоза архимандриту Алексию предложили открыть храм для верующих и возобновить богослужения. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил Данилову монастырю открыть здесь подворье. С Божьей помощью, силами братии и местных жителей уже через год удалось подготовить один из приделов храма – преподобного Серафима Саровского – к освящению, и в конце 1993 года в храме были возобновлены богослужения.

Храм стал постепенно восстанавливаться: был установлен центральный иконостас храма (придел Архангела Михаила), стало совершаться богослужение в праздничные дни. Помолиться сюда приходят сейчас местные жители, приезжают люди и из других сел.

Однако монастырю нужна была земля. Когда в администрации Сапожковского района речь зашла о том, что братия хотели бы иметь место для молитвы, для посильных трудов, им порекомендовали местечко неподалеку от села Кривель, называемое Горкой, или, как говорят местные жители, Бугром. Отец наместник и отец эконом приехали посмотреть это место и стояли внизу за речкой около села. К ним стали подходить местные жители, старушки в темных платках, и со слезами радости говорили: «Вы хотите открыть здесь монастырь». Но тогда и мыслей таких еще не было.

Поднялись на горку. Переехали в брод на машине речку Пару – моста еще тогда не было, не было и дороги, соединяющей Кривель и скит, не было тогда никаких домов, которые сейчас составляют скит. Это было красивое, уединеное место, окруженное с трех сторон речкой Парой. Когда-то здесь была усадьба, от которой не осталось и следа; о ней напоминал только старый, одичавший сад на южном склоне холма.

Место это среди местных жителей – это говорили люди, достойные уважения, и церковные – считается намоленным и по-своему известным. В 60-е годы жители села Красный угол, что в 4 км от скита наискосок, в сумерках видели лестницу, которая спускалась с неба на землю, и по этой лестнице кто-то спускался и восходил. Длилось это чудесное явление около получаса. И верующие люди тогда поняли, и братия сейчас понимают, что так, вероятно, это место было обозначено Ангелами. А местная старица Екатерина Михайловна Хлуденева, к которой многие приходили за духовным советом и утешением, еще в 40-е годы прошлого века говорила, что придет время, храмы восстановятся, и указывала на горку за Парой: «А здесь монастырь будет».

Данилов монастырь взял эту землю и направил сюда первых насельников – иеромонаха Евсевия и чуть позже – иеромонаха Михея, положивших начало устроению монастырского подворья и скита. На месте, куда, по свидетельству очевидцев, спускалась небесная лестница, решили построить деревяный храм.

Поначалу решили, как назвать скит: в честь Преподобного Сергия Радонежского или в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Скит был назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, потому что братия, которые пришли в Данилов монастырь и стали первыми насельниками, были из Троице-Сергиевой Лавры, и любовь к этому угоднику Божиему они сохранили в своих сердцах. Преподобный Сергий, святой заступник всей Руси, всегда ходатайствовал о русских людях, он сам и его ученики основывали святые обители в разных местах России. Так имя Преподобного Сергия прославилось в деревянном храме, построенном в скиту. Это храм, сейчас покрытый медью, до этого был покрыт тесом, а его маковки – лемехом, и напоминал первый храм, который Преподобный Сергий построил на Маковце. Приезжавшие люди не раз спрашивали у братии: «А тут Преподобный жил?». Нет, не жил, хотя известно, что до Рязани он доходил и мирил князей. Насельники скита чувствуют ходатайство Преподобного Сергия и каждый день обращаются к нему с молитвой, величанием, тропарем.

За 20 лет, с Божией помощью, во многом на пожертвования добрых людей, скит вырос буквально на пустом месте. От деревни Кривель до скита была проведена дорога, линия электропередач, появился мост через реку Пару, были построены несколько домов, братские корпуса, дом наместника, гостиница для паломников в Кривеле, гостиница в скиту с трапезной для братии. Скит продолжает строиться.

Постоянно увеличивается число насельников. Сейчас здесь собрана братия из разных уголков нашей страны: Сибири, Молдавии, Cанкт-Петербурга, Москвы и Ростова. Они разные по возрасту: есть схимник, которому за 70, есть молодые братия, которым едва исполнилось 20. Каждый из них нашел в скиту свое место. Обычно сюда посылают молодых, чтобы они вкусили монашеской жизни: здесь утром и вечером совершаются богослужения, есть спасение и труд, природа, уединение, тишина – здесь можно найти себя, проверить свое желание и готовность оставить мир, получить первый опыт послушания, терпения, смирения. Человек, пришедший в монастырь, в скиту может оценить, устраивает ли его такая жизнь, ищет ли он монашества или, может, его призвание в чем-то другом. Ведь пора послушничества – пора испытаний. Если человек находит себя здесь, он остается, если нет – уходит и ищет какой-то другой путь к спасению.

Послушания

В скиту каждый насельник имеет свое постоянное занятие – послушание, которое назначает настоятель скита. Основные послушания связаны с богослужением; одни служат и исповедуют, другие помогают во время службы в алтаре, читают и поют на клиросе. Помимо богослужебного послушания каждый трудится и для братии: в трапезной, в библиотеке, в саду и огороде, на пасеке. Скит полностью обеспечивает себя всем необходимым, скитские насельники собирают и заготавливают на зиму грибы, ягоды, ухаживают за садом; для нужд монастыря выращивается картофель и другие овощи. Неподалеку от скита братия вырыли пруд, где разводят рыбу.

Богослужения в подворье

Поскольку «главное дело монахов есть молитва неусыпная, непрестающая – о Церкви, Отечестве, живых и мертвых» (святитель Феофан Затворник), ежедневно, в будние дни в 5:30 утра, насельники скита собираются в храме Преподобного Сергия Радонежского: служится полунощница, утреня, часы и изобразительны. Вечером служба совершается в 16 часов, а после нее братия крестным ходом обходят территорию скита с иконой божией Матери «Спорительница хлебов», прося помощи и благословения городам, селам, нивам, и каждому дому.

 

По древней традиции в скиту принимаются записки с именами усопших для поминовения на Псалтири: каждый день братия молятся о наших умерших родственниках и близких, просят милостивого Бога простить им все согрешения и даровать Царствие небесное.

В воскресные и праздничные дни службы совершаются по полному чину в двух храмах: в скиту – в храме Преподобного Сергия Радонежского, и в селе Михеи – в храме Архангела Михаила. Накануне праздника вечером совершается всенощное бдение, а в день самого праздника – Божественная литургия. По воскресеньям после литургии братия служат молебны перед иконами Божией матери «Всецарица» и «Неупиваемая Чаша». На престольные храмовые праздники – на Собор Архистратига Михаила и прочих небесных Сил бесплотных (21 ноября) и на память Преподобного Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября) – приезжают братия монастыря во главе с наместником монастыря архимандритом Алексием. В эти дни богослужения особенно торжественны.

Пасека

Пасека в скиту существует практически с первых дней его основания, когда двое паломников – Николай и Елизавета – привезли с собой 20 ульев, с которых все и началось. В первое время не все получалось, нужно было узнать характер пчел, их биологические особенности, методы разведения и содержания, научиться правильно вести себя с ними. Сейчас в скиту обширная пасека: на ее территории находится более 300 ульев, омшанник (место для зимовки пчел), сотохранилище, дом пчеловода. Супесчаные почвы около скита оказались непригодными для сельскохозяйственной обработки и были засеяны медоносами для пасеки. Братия заботятся о своих маленьких подопечных: зимой поддерживают необходимую температуру в гнездах и заранее готовятся к весне – ремонтируют ульи, готовят рамки для будущих сотов, утеплительные подушки, а ранней весной, в самое трудное для пчел время, следят, чтобы в ульях было тепло и достаточно корма. И пчелы щедро благодарят братию за заботу – за год скит собирает до пяти тонн прекрасного меда, которого хватает и для скита, и для многочисленных паломников.

Производство ладана

Ладан – это ароматная смола, выделяемая некоторыми растениями. Его используют как благовонное вещество при Богослужении. История возникновения ладана как одного из элементов служения и угождения Богу уходит еще во времена Ветхозаветной церкви. В духовном смысле ладан является образом нашей молитвы, нашего молитвенного устремления к Богу.

В настоящее время сложилась практика добавлять в смолу ароматные масла для того чтобы придать благовонию более яркий или может быть более приятный тон. В природе существует множество разных растений выделяющих свой особенный аромат, соответственно и ладан различается по запаху.

Несколько лет назад по благословению отца Наместника один из насельников Данилова монастыря был направлен в Грецию для обучения ремеслу изготовления ладана. Братия греческого монастыря Воскресения Христова (г. Лутраки) во главе с отцом Агапием, игуменом этой обители, с любовью встретили и обучили его всем секретам этого дела.

Есть разные способы и методы изготовления ладна. Кто-то избирает современное оборудование и отдает предпочтение машине, а кто-то по старинке делает вручную. Мы избрали второй путь, для нас это является рукоделием.

Но чтобы сразу по возвращении приступить к производству, одних знаний оказалось недостаточно, нужно было найти и сырье. Немало времени ушло на поиск качественных компонентов, это оказалось не просто. Смолу ладанного дерева нашли в далекой Африке, а благовонные масла – во Франции.

Придя на Богослужение в Данилов монастырь, вы сможете оценить аромат нашего ладана и здесь же, в монастыре, вы сможете его приобрести. Ладан различается по видам и цене, которая зависит от стоимости ароматических масел, входящих в состав благовония.

Столярное производство

В 2009 году на Подворье было закончено строительство столярных мастерских. Они оборудованы современными деревообрабатывающими станками производства Германии и итальянской фирмы Gridgio: 4-х сторонний станок, рейсмус, форматно-раскроечный станок, шлифовальный, токарный и фрезерный станки, на которых трудятся квалифицированные работники. Столярная продукция изготавливается из различных материалов: сосна, ясень, липа, лиственица. В мастерских можно заказать практически любую столярную продукцию, погонаж, церковную утварь и мебель.

Хлебопекарное производство

26 апреля 2010 года состоялось освящение и новой пекарни. На сегодняшний день отлажена технология выпечки белого и серого хлеба, работает кондитерский цех. Весь ассортимент хлебопекарной продукции можно приобрести непосредственно в пекарне (крипичное здание за трехэтажной гостиницей).

К 30-летию возрождения обители приурочен и выход книги в «Хозяин Москвы. Святой князь Даниил Московский и его обитель», вышедшей в издательстве «Даниловский благовестник».


Источник: Подворье Данилова монастыря

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить