Святой князь Даниил: путь мира

Хотите узнать, каким был святой благоверный князь Даниил Московский, сумевший укрепить и возвысить Московское княжество, построивший храмы и монастыри на Московской земле и сделавший немало богоугодных дел? Тогда прочитайте книгу «Хозяин Москвы. Святой Даниил Московский и его обитель». Она была опубликована в этом году в издательстве «Даниловский благовестник»к тридцатилетию возрождения духовной жизни в нашей обители, а отрывок из нее мы предлагаем вашему вниманию.

Святой князь Даниил Московский родился в 1261 году во Владимире-на-Клязьме – столице великого княжества Владимирского. При Крещении он получил имя в честь преподобного Даниила Столпника. Он был младшим из четырех сыновей прославленного в истории Церкви и государства Российского святого благоверного великого князя Александра Невского и его супруги праведной княгини Вассы.

Известно, что святой князь Даниил был воспитан в благочестии и страхе Божием. В 1262 году, вскоре после рождения Даниила, его отец святой князь Александр вынужден был отправиться в далекую ставку Золотой Орды к татарскому хану. На обратном пути князь Александр заболел и, не доехав до Владимира, скончался в Феодоровском монастыре в Городце Нижегородской губернии (ныне – г. Касимов Рязанской области) 23 ноября 1262 года, приняв перед кончиной схиму с именем Алексий. А его сын остался сиротой, не будучи от роду и двух лет.

В 1272 году десятилетним отроком Даниил вступил в княжение: по разделу земель между сыновьями святого князя Александра Невского ему досталось малое и скудное, по сравнению с другими отчинами, Московское княжество, которое он укрепил и увеличил, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. «Управляя же этим не весьма важным тогда княжеством, – пишет составитель жития святого князя Даниила митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин), – имел он правителем над страстями своими разум, поставляя единственным правилом всех своих деяний евангельские заповеди и предписуемые ими добродетели: кротость, милосердие, любовь мира и тишины, правоту, нелюбостяжание, удаление от властолюбия, нежелание чужого и, наконец, неусыпное попечение о пользе своих подданных».

В годы правления святого князя Даниила попущением Божиим Русь уже находилась под тяжким монголо-татарским игом, ее ослабляли княжеские междоусобицы. Святой князь Даниил, «пребывая в своем уделе в тишине», в течение своего тридцатилетнего правления не принимал участия в междоусобных распрях и многократно примирял враждовавших князей, поступая так даже и тогда, когда они вооружались и восставали против него. Сердца своих воинственно настроенных братьев святой князь Даниил смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывами их хранить мир и оставить вражду, делами своими исполнять заповедь Христову: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (Лк. 6, 27).

В 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, тайно привел из Орды на Русскую землю татарское войско во главе с Дюденем, и оно разорило Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь и другие русские города. Святой князь Даниил решил впустить их в Москву, чтобы спасти людей от гибели. Памятуя о том, к чему обязывало его княжеское звание, он не покинул своего города, а вместе с народом переживал тяготы разорения и разбоя. В 1295 году, вскоре после разорения Москвы, святой князь Даниил вынужден был выступить против князя Андрея близ места, называемого Юрьевым Полчищем, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

Если же и приходилось святому князю Даниилу браться за оружие, то лишь для умиротворения враждующих. В 1300 году, когда князь Рязанский Константин собрался напасть с помощью одного из татарских ханов на Московские земли, князь Даниил предупредил вторжение врагов и выступил в поход. Разбив у Переяславля Рязанского татарский отряд, Московский князь однако не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли или взять богатую добычу (хотя это и было обычным явлением в те времена), а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Взяв в плен князя Константина, святой князь Даниил содержал его в Москве с честью как гостя до тех пор, пока не был заключен мир.

Никогда не стремился святой князь Даниил захватывать чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За эту добродетель Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля, племянник князя Даниила, кроткий и благочестивый, почитал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество князю Московскому. Присоединение Переяславских земель к Москве выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных, чем было положено начало объединению Русской Земли в единую мощную державу.

Многие добродетели, которыми был отмечен святой князь Даниил, «запечатлел он отличным благочестием и теплейшей верой к Богу». Во всё время своей жизни заботился благоверный князь Даниил о создании храмов. На Боровицком холме, внутри возобновленной им после разрушения ханом Батыем деревянной крепостной стены, построил святой Даниил деревянный храм в честь Преображения Господня – «Спас на Бору».

Не позже 1282 года на берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, воздвиг церковь в честь своего тезоименитого покровителя – преподобного Даниила Столпника и основал при ней первый в Москве мужской монастырь, в котором перед своей кончиной принял постриг монашеский. Летописи сообщают, что святой князь Даниил учредил в основанном им монастыре архимандрию и при своей жизни содержал его на собственные средства. В 1296 году благоверный князь Даниил основал ещё один монастырь в Москве – Богоявленский. В 1300 году на Крутицах по его повелению были построены Архиерейский дом и храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Так, управляя своей державой «с кротостию и мудростию в богоугодных добродетелях», достиг святой Даниил предела своей земной жизни. В 1303 году, 4/17 марта, в день памяти преподобного Герасима, иже на Иордане, на сорок втором году по рождении своем, приняв великую схиму с именем в честь пророка Даниила, святой благоверный великий князь Даниил «в последнем смиренномудрии» скончался. Он был погребен, по его завещанию, в созданном им Даниловом монастыре, на общем монастырском кладбище близ храма, среди могил почивших иноков этой обители.

«Степенная книга» повествует о трех напоминаниях святого князя Даниила о себе. Первое относится ко времени великого князя Иоанна III. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня, я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: “сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог”». С того времени великий князь Иоанн III постановил петь соборне панихиды по своим родственникам-князьям.

Прошло немного времени, и святой Даниил, по словам архимандрита Дионисия, «с соизволения Божия, новыми чудесами проявил свое тайное сопричтение к лику святых». При Василии Иоанновиче, сыне Иоанна III, проезжал мимо монастырского кладбища князь Иван Михайлович Шуйский. Намереваясь сесть на своего коня, он наступил на могильную плиту. Неожиданно явившийся «некий христианин» предупредил его о том, что здесь лежит великий князь Даниил. Шуйский же, увидев худость и запустение этого места, не внял словам предостережения и ответил: «Мало ли есть тех князей». Внезапно конь под ним поднялся на дыбы, а затем пал, придавив седока едва ли не до смерти. Раскаявшись в своей дерзости, Шуйский начал часто ходить ко гробу благоверного князя Даниила и служить там панихиды.
Вскоре после этого происшествия, при великом князе Иоанне IV Грозном, впервые совершилось чудесное исцеление от мощей преподобного Даниила. При гробе его исцелился умиравший сын коломенского купца. Иоанн Грозный, пораженный этим чудом, возобновил древний Данилов монастырь, устроил в нем церковь во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и постановил ежегодно митрополиту со священным собором совершать крестные ходы к месту погребения благоверного князя Даниила и служить там панихиды, и сам молился за этими панихидами.

В 1652 году, «по некоему бывшему изволению свыше», открылись святые нетленные мощи благоверного князя Даниила. 30 августа, по повелению царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона, они были перенесены с места их погребения в церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Тогда же благоверный князь Даниил был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. Над ракой с мощами святого князя Даниила был помещен образ Пресвятой Троицы, в чем усматривается указание на то, что князь-миротворец благоговейно почитал Истинный Источник и Единственного Подателя мира – Пресвятую Троицу.

Святые мощи преподобного князя Даниила до 1763 года находились в церкви Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 30 августа/12 сентября 1917 года мощи святого князя Даниила были перенесены в Троицкий собор. Возглавлял торжественное шествие митрополит Московский и Коломенский Тихон (будущий Патриарх). В 1929 году рака со святыми мощами была возвращена в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В 1930 году обитель была закрыта. 24 сентября/7 октября 1930 года, накануне празднования дня преставления Преподобного Сергия Радонежского, мощи святого князя Даниила были перенесены в церковь Воскресения Словущего, что рядом с Даниловым монастырем, где они находились до 1932 года. Дальнейшая их судьба неизвестна.

30 мая 1986 года возрождаемую обитель святого князя Даниила посетил Предстоятель Автокефальной Православной Церкви в Америке Блаженнейший Феодосий, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады. Он принес в Данилов монастырь частицу мощей святого князя Даниила – в знак «свидетельства сердечной любви Американской Церкви к Русской Церкви». Несколько частиц мощей, сохраненных в 1920-е годы братией – исповедниками Христовой веры, и Промыслом Божиим оказавшихся в Америке, были возвращены Русской Православной Церкви в 1995 году. 17 марта 1995 года, в день празднования преставления святого князя Даниила, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал их Даниловой обители.

И в наше время святой князь Даниил напоминает христианам о том, что он «господин сего места», новыми знамениями проявляя свое теперь уже явное всей вселенной сопричтение к лику святых. В феврале 1923 года настоятель Данилова монастыря епископ Феодор произносил проповедь в Троицком соборе. Вдруг он заметил волнение среди слушающих; обернулся и видит в Царских вратах схимника, в котором все сразу узнали святого князя Даниила. Схимник благословил молящихся и исчез.

Другой знаменательный случай произошел 30 августа/12 сентября 1925 года, на престольный праздник. Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий святой Петр (Полянский) служил в Даниловом монастыре. Троицкий собор, где стояли мощи преподобного князя Даниила, и весь монастырь были заполнены народом. Путь к раке преподобного устилал ковер из живых цветов, и вся рака была искусно украшена ими. Митрополит Петр, войдя в храм, прошел к мощам преподобного и с благоговением приложился к ним. Некоторые монахи видели, что когда Местоблюститель за тем пошел к солее, то над мощами образовалось как бы облако, в котором возник образ преподобного князя Даниила. И во все время, пока митрополит Петр шел к алтарю, преподобный сопровождал его.

В 1930-е годы, когда Данилов монастырь был уже закрыт, одна прихожанка шла вдоль стен разоренной обители и плакала, сильно скорбя о своей беззащитности и безутешности: обитель закрыта, мощи святого князя Даниила исчезли бесследно, братия даниловские почти все арестованы... Вдруг видит перед собою схимника. Остановилась и, присмотревшись, узнала в нем святого князя Даниила. А князь и говорит ей: «Ну что же ты плачешь! Я же сказал: Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

К 30-летию возрождения обители приурочен и выход книги в «Хозяин Москвы. Святой князь Даниил Московский и его обитель», вышедшей в издательстве «Даниловский благовестник». Глава об архитектуре и святынях монастыря - это своего рода путеводитель по Данилову, который «Прихожанин» рекомендует посетителям и прихожанам нашей старейшей столичной обители.

 

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить