Успенский пост

Петр Селинов

1/14 августа по церковному календарю начинается Успенский пост. Пост продлится ровно две недели и закончится 27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Хотя по степени воздержания от пищи Успенский пост почти столь же строгий, что и Великий, но в России его всегда считали легким. И неудивительно. Это предшествовавший ему Петров пост называли «голодным» – все старые запасы за зиму съедены, а новый урожай еще не поспел. Успенский же пост на Руси ласково величали «лакомкой»: новый урожай собран, на столе молодая картошка, мед, грибки, свежие овощи и фрукты…

Имеются различные исторические ссылки на пост, предшествующий празднику Успения Пресвятой Богородицы: о нем упоминается в документах и V, и VII, и VIII веков… Хотя окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством Патриарха Луки, когда официально было подтверждено, что все православные должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (по старому стилю – Ред.). Как отмечает византийский канонист Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, «тогда сомневались некоторые о количестве дней поста Успенского и Рождественского. Поэтому сам Святейший Патриарх подтвердил, что, хотя дни этих постов письменно нигде не обозначены, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и должны поститься от первого дня августа и от четырнадцатого дня ноября».

В первый день Успенского поста – 1/14 августа (по старому/новому стилю – Ред.) – отмечается праздник Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день на Руси традиционно освящался мед нового сбора, и с этого времени мед постоянно присутствует на столе православных: тут и медовые пряники, и блины с маком и медом.

Кстати, сам праздник Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе. Тогда, чтобы победить болезни, часто случавшиеся в городе именно в августе, возник обычай выносить часть Животворящего Древа Креста Господня – святыню, хранившуюся в домовой церкви византийских императоров, – в храм Святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем ее в течение двух недель носили по городу, служа при этом молебны «для освящения мест и отвращения болезней» так, чтобы каждый нуждающийся мог ей поклониться.

На дни Успенского поста приходится праздник Преображения Господня (6/19 августа), когда все христиане вспоминают Божественное явление Спасителя в величии и славе перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор. С этого дня Церковь разрешает употреблять в пищу виноград (в тех районах России, где он, конечно, созревает) и яблоки нового урожая.
Церковный Устав предписывает соблюдать в Успенский пост следующие ограничения в еде. В понедельник, среду, пятницу благословляется сухоядение. Это означает употребление пищи, которая не подвергалась термической обработке (варка, жарка и т.п.). В эти дни те, кто постится строго по уставу, питаются хлебом, соками, сырыми овощами и фруктами. Не благословляется употребление продуктов животного происхождения (мяса, молока, сливочного масла, рыбы, сыров, творога и пр.), растительного масла, алкогольных напитков, чая и кофе. Во вторник и четверг разрешается вареная пища. В субботу и воскресение допускается растительное масло.

В праздник Преображения Господня разрешается есть рыбу, употреблять растительное масло и вино. На праздник Успения, если только он не приходится на среду или пятницу, разрешается мясо. В противном случае разговляются рыбой. Не лишним, впрочем, будет напомнить, что меру строгости поста для церковных людей определяет духовник.

В последний день Успенского поста, 27 августа, на вечернем богослужении во всех храмах из алтаря выносят для поклонения Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница будет находиться посреди храма до того момента, когда ее крестных ходом пронесут вокруг церкви.

Часто нецерковные люди, рассуждая о празднике Успения Пресвятой Богородицы, недоумевают: что же празднуется? Смерть? Но слово «успение», как известно, означает «сон». И смысл праздника в том, что Матерь Божия не умирает, а через сон переходит в жизнь вечную, где встречается со Своим Сыном, Спасителем мира.

Из церковных преданий известно, что после распятия Христа Богородица поселилась в доме родителей Иоанна Богослова в Иерусалиме близ Елеонской горы. Когда начались гонения на христиан, Пресвятая Дева вместе с Иоанном Богословом, которому Господь поручил заботу о Матери, на несколько лет уехала в Эфес – город, где Иоанн проповедовал Евангелие. Побывала Она и на Кипре у Лазаря Четверодневного, и на Святом Афоне. А потом вновь вернулась в Иерусалим.

Каждый день Матерь Божия ходила молиться ко Гробу Господню, и однажды перед ее очами предстал Архангел Гавриил со словами: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Пресвятая Богородица поняла, что Ее земная жизнь подходит к концу и Ей предстоит переход в жизнь вечную. О полученном известии Царица Небесная сообщила одному из учеников Христа – Иосифу Аримафейскому. Она также умолила Сына, Иисуса Христа, привести к ней учеников Его, дабы Она могла проститься с ними. И Господь исполнил Ее просьбу. И не только привел в Иерусалим почти всех Своих учеников, но по Ее просьбе Духом Святым из Эфеса был перенесен к Ней и любимый ученик Господа Иоанн Богослов.

В назначенный день в третий час, когда Матерь Божия уснула, окруженная учениками Христа, вдруг померкли свечи, стоявшие вокруг Ее одра, верх помещения исчез в лучах Божественного Света и к Богородице сошел Сам Спаситель, окруженный Ангелами и Архангелами. Так, без телесного страдания, упокоившись в мирном сне, предала Она душу в руки Господа.

Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа двенадцати понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Впереди шел Иоанн Богослов с райской светозарной ветвью. Торжественной процессией прошли они через весь Иерусалим в Гефсиманию, в долину Иосафата, где на семейном кладбище были погребены родители Пресвятой Богородицы – праведные Иоаким и Анна. Там тело Матери Божией положили во гроб и завалили пещеру большим камнем. Три дня и три ночи апостолы не отходили от места погребения, совершая молитвы и псалмопения.

Лишь апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Божией Матери. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами пал перед пещерой, громко сожалея, что не удостоился последнего благословения Пресвятой Богородицы. И тогда апостолы сжалились над Фомой и решили открыть пещеру, чтобы доставить ему утешение – поклониться останкам Девы Марии. Но, отвалив камень от гроба, они нашли только пустые погребальные пелены и убедились в дивном вознесении Матери Божией на небо.

А в тот же вечер, когда апостолы собрались все вместе, чтобы подкрепиться, перед ними явилась сама Царица Небесная и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». В ответ апостолы, подняв часть хлеба, воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». В память об этом в монастырях совершается чин Панагии – возношение части хлеба в честь Божией Матери.

Спустя пять столетий, на месте погребения была сооружена церковь. В настоящее время она представляет собой крестообразный подземный храм, внутрь которого ведут 50 ступеней. В центре его – гробница Богородицы. Именно сюда в канун праздника Успения православные крестным ходом несут Плащаницу Царицы Небесной, проходя тот же путь, что некогда совершали апостолы и ученики Христа, неся на погребение тело Матери Божией.

В канун Успенского поста хочется напомнить всем православным слова блаженного Симеона, архиепископа Солунского: «Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас».

Следует также помнить, что пост – это не просто отказ от пищи животного происхождения, а, в первую очередь, путь к духовному очищению. Ведь, как говорил святой Иоанн Златоуст, «кто постится, тот с добрым духом молится».


 


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить