Любимый больной

Протоиерей Андрей Ткачев

«Есть у Царя любимый больной, и я лечил его», – так отвечал отцу юный врач Пантолеон, объясняя свое долгое отсутствие дома. На самом деле юноша принял Крещение и провел несколько дней у своего духовного наставника Ермолая, занимаясь изучением догматов и молитвой. Этот юноша вскоре многочисленными исцелениями, совершенными во имя Иисуса Христа, прославит Бога. Затем Господь окажет юноше особую честь: не только в Него веровать, но и за Него страдать. Посреди переносимых страданий Сам Господь переименует своего раба, назвав его Пантелеимоном. С этим именем мы и знаем святого врача и великомученика.

«Есть у Царя любимый больной». Эти слова можно повторить, применяя их к каждому человеку. Господь совершенно нелицеприятен. Ему свойственно любить всех людей одинаково. Авраам, Павел, Давид отличаются от нас не степенью пристрастного к ним отношения со стороны Бога, но степенью своей отзывчивости на Господню любовь.

За всех вместе и за каждого в отдельно­сти Христос умалился в Рождестве, унизился в Страдании и прославился в Воскресении.

Ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5), – говорит пророк Исаия. Исцелились потому, что без Христа, без этого Небесного Врача, смертельным недугом болеет человечество. Любимое создание – человек – тяжело и неисцельно страдает. «Есть у Царя любимый больной»…

Пантелеимон лечил его. А я?

Душа моя, которая дороже всех сокровищ мира, получает ли все необходимое для здоровья? Мой внутренний мир, который шире всего холодного космоса, согрет ли Еванге­лием? Земля моего сердца спит, заросшая бурьяном, или проснулась, взрезанная покаянным плугом?

«Любимого больного» нужно лечить. Царь беспокоится о его здоровье. У Царя больше нет забот, как только переживать об этом! Его Царство твердо и непоколебимо. Никто снаружи не угрожает ему, никто внутри больше не восстает против него. И любящее сердце Царя страдает только оттого, что любимые им продолжают болеть.

Бог веселится, видя исправление человека, и вместе с Ним ангельский мир волнуется могучими волнами радости, «великой радости о едином грешнике кающемся».

Каждый подчиненный подстраивается под начальника. Секретарши одеваются по вкусу шефа, чиновники пишут отчеты и рапорты по форме, понятной руководству. Наш Владыка не хочет ничего внешнего. Внутреннее здоровье беспокоит Его, и надо нам заняться этим здоровьем. Исцеляться самому и способствовать выздоровлению ближних – единственный способ угодить Творцу неба и земли.

***

Исчезнувшего на несколько дней Пантолеона искал не только отец. Земной царь тоже искал его, поскольку юноша был придворным лекарем. На вопрос: «Где ты был?» – царь услышал такой ответ: «Мой Отец приобрел для меня имение в наследство, и я знакомился с этим приобретением». Говоря царю об отце, Святой имел в виду Бога. По слову Христа, Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). Это будущее Царство Пантолеон изучал, знакомясь со Святым Писанием и постигая искусство молитвы. Только что омытый Крещением от грехов, напоенный благодатью, юноша опытно постигал, что «Царство Божие не есть пища и питие, но радость и мир в Духе Святом».

Знать о том, что будущий век реален, более того, реальнее нынешнего, обязан каждый христианин. Благодать учит человека не прилепляться к нынешнему миру, но стремиться к будущему.

Когда евреи приблизились к границе Земли Обетованной, этому земному прообразу Царства Небесного, Господь повелел Моисею выбрать по одному человеку из каждого колена. Эти двенадцать человек должны были высмотреть землю Ханаанскую (Чис. 13, 3). Они пошли и вернулись, неся вдвоем на плечах одну (!) виноградную кисть. Даже если бы они не ходили так долго по пустыне, земля показалась бы им прекрасной. На контрасте же с землей сухой и безводной это был рай!

Подобное «высматривание земли» существует и в отношении будущей жизни. Как тогда, так и сейчас есть небольшое число избранных, которые видели Горний Иерусалим, наполнились силой будущего века, действенно источают ее другим. Таков, например, Серафим Саровский. Во времена Пантелеимона это были многочисленные мученики за Христа, само название которых на греческом языке – «мартирос» – означает «свидетель». Несомненно, Ермолай рассказывал своему духовному сыну не только о Сыне Божием, но и о торжествующем соборе и церкви первенцев, написанных на небесах... о духах праведников, достигших совершенства (Евр. 12, 23).

Двое людей задавали Пантелеимону вопросы. Он не солгал обоим, хотя и ответил притчей, а не буквально. Если бы он просто сказал, что крестился и был в доме священника, нам нечему было бы научиться. А так, в двух коротких ответах – целая трапеза сокровенных сладостей.

***

Бог непрестанно думает о нас. Надо и нам чаще думать о Боге. В Его доме обителей много (Ин. 14, 2). Надо нам готовиться к тому, чтобы в них поселиться.


В общем, нужно «лечить больного, которого любит Царь», и «знакомиться с имением, которое подарил Отец».
Если задуматься, то всеё это очень похоже на совет Павла Тимофею: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно (1 Тим. 4, 16).

Акафист св. вмч. Пантелеимону

Житие св. вмч. Пантелеимона

 


Другие рассказы протоиерея Андрея Ткачева о святых Вы сможете прочесть в его новой книге «Земные ангелы, Небесные человецы», вышедшей в издательстве "Даниловский благовестник" в 2013-м году.

 


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить