Великая княгиня Ольга: путь апостольского служения

Ольга Букова

Святая равноапостальная княгиня Ольга, моли Бога о нас!

Вклад женщин в российскую духовность огромен. С княгини Ольги начинается христианская эпоха нашей страны. Ее последовательницы: Анна (Янка) Всеволодовна; Улиана Оболенская; Иулиания Вяземская, Новоторжская; Евфросиния Полоцкая; Евфросиния Суздальская; Мария – жена Всеволода Большое Гнездо; Агафия Всеволодовна; Мария, Харитина, Феодора – княгини Владимирские; Васса Нижегородская; Феодосия – мать Александра Невского; Евпраксия Рязанская; Евфросиния (Феврония) и Ирина Муромские; инокиня Харитина Новгородская и многие другие святые жены, просиявшие праведной жизнью в Православной Руси, – для многих поколений людей стали примером стойкости в вере и подлинной любви к Отечеству. Нередко русские княгини в конце жизни принимали монашеский постриг, после кончины были прославлены Церковью в лике святых, и мы верим, что их забота о своей стране и своем народе продолжается и сегодня.

Полную версию исследования Ольги Буковой о женщинах-христианках, вкладе женщин в российскую государственность, женском монашестве и его особенностях на Руси можно прочесть в книге издательства «Даниловский благовестник» «Женщина в Церкви».

…Россия приняла православную веру из Византии в 988 году при великом князе Владимире (15/28 ил.), и с принятием христианства она влилась в религиозно-культурный мир Восточной Церкви. Мы знаем, что задолго до официального принятия христианства христиане-греки, болгары бывали в славянских землях и даже жили на Руси. Великая княгиня Ольга († 960 г.) имела возможность общаться с христианами, изучать основы их веры, и она первой из русских правителей приняла Святое Крещение. Неслучайно Церковь почитает святую Ольгу (11/24 ил.) как равноапостольную.

Трудно оценить тот духовный подвиг, который совершила эта женщина. И здесь, на наш взгляд, просматривается преемственность с периодом раннего христианства, когда именно женам-мироносицам явился воскресший Иисус, и они первые понесли благую весть о чуде Воскресения. Есть нечто символическое в том, что свет христианского учения, сама весть о Христе для России прозвучала из уст женщины, великой княгини Ольги.

Константинопольский Патриарх Полиевкт, знаменитый своей святой жизнью и высокой образованностью, сам наставлял русскую княгиню в христианской вере, знакомил ее со Святым Писанием и духовным наследием Отцов Церкви. Он стал крестным отцом Ольги, нарек ее в святом крещении Еленой и сказал: «Возлюбив свет и отвергнув тьму, благословенна ты между женами русскими; благословлять тебя будут сыны русские до последнего рода». 1

Патриарх Константинопольский благословил новокрещеную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была сделана надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». 2 С Ольгой в Киев прибыл ее духовник греческий пресвитер Григорий, который наставлял княгиню в вопросах веры. Ольга привезла на Русь иконы и богослужебные книги. Княгиня Ольга заботилась о распространении христианства среди славян, она строила храмы, крестила всех желающих, устанавливала памятные кресты у дорог – начался ее путь апостольского служения России. Путь был сложным, часто кровавым, поскольку жрецы отчаянно боролись за сохранение традиции. Первый храм в Киеве во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца, был поставлен над могилой убитых христиан. В 960 году был торжественно освящен храм Софии – Премудрости Божией; этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Ольга пыталась убедить своего сына Святослава принять христианство, но встретила сильное сопротивление, она учила вере своих внуков и не теряла надежды просветить светом истинной веры любимую Русь. Летописец Нестор так писал о ней: «Она предтекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным; как луна в ночи, так светила она между людьми неверными. Она и по смерти молит Бога за Русь. Ее славят все сыны Русские, видя ее лежащую в теле много лет». 3 И молитвы святой Ольги не были напрасны – внук ее св. Владимир, спустя годы, принял Святое Крещение и крестил Русь.

При утверждении христианства на Руси духовенство, пришедшее сюда из Греции и из Болгарии, принесло с собой почти готовую дисциплину духовничества в тех чертах, в которых оно зародилось и сложилось на Востоке. И эта дисциплина просуществовала в России неизменной почти до XVIII века. Греческая культура проникала к нам чаще через славянские страны, принявшие христианство раньше нас, и где уже были книги, переведенные на славянский язык. Так, Болгария передала святоотеческие книги, переведенные для них просветителями славян святыми братьями Кириллом и Мефодием. На Русь попали книги Священного Писания, богослужебные книги, поучительные творения святых Отцов: «Прение с магометанами и жидами в Козарах»; «Патерик», или «Отечник», с краткими сведениями о жизни древних отшельников; «Златоструй», в который вошли 138 слов Иоанна Златоуста; «Шестоднев»; книги Иоанна Дамаскина; «Житие святого Антония Великого»; «Лествица» Иоанна, игумена Синайского; «Слово к пастырю» и др. литература. 4

Неслучайно приведен этот перечень литературы, ибо он затем прочно вошел в библиотеки всех русских монастырей и многие поколения монахов и монахинь воспитывались именно на этих книгах. Приняв христианство, Россия приняла то духовное наследие, которое было накоплено в течение десяти веков христианской Церковью. Не имея своего практического опыта старчества и духовничества, Россия благодаря чтению святоотеческой литературы пыталась приобщиться к опыту старцев, Отцов и учителей Церкви. Но опыт этот не был незыблемым, русское духовенство вносило в него свои черты, свое понимание, свой опыт.

Особенностью России явилось то обстоятельство, что в связи с огромностью территорий и малочисленностью монастырей духовниками и исповедниками у нас могли быть и были не только монахи, но и «белые» священнослужители, приходские священники. Старцами на Руси становились не те, кто занимал какую-то высокую должность в Церкви или был только монахом, а подлинные носители святости, носители благодати Святого Духа, которую мог стяжать каждый из истинно верующих христиан, если он вел жизнь, угодную Богу. И, что особенно важно, старчествовать могла и женщина, и история Русской Церкви знает немало имен таких стариц.

Восточное миросозерцание, устремленное к Небу и проникнутое духом гармонии, наложило свою печать светлости, легкости и окрыленности в основание нашей культуры. Христианское учение было воспринято русским народом с детской простотой и непосредственностью, что и послужило основанием для развития особой черты русского духа – гармонии, равновесия всех внутренних сил человека: ума, сердца и духа. Писатель Иван Васильевич Киреевский писал: «Учения св. Отцев Православной Церкви перешли в Россию, можно сказать, вместе с первым благовестом христианского колокола, под их руководством сложился и воспитался коренной русский ум, лежащий в основе русского быта». 5

Киевская Русь была одной из наиболее блестящих эпох в русской истории, когда было осознано единство нации, когда наблюдался наивысший расцвет в культуре, когда Киев являлся важнейшим центром тогдашней Европы и родственные связи соединяли его с крупнейшими европейскими странами. Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины – период высшего подъема Киевской Руси.

Ярослав планировал устроить град Киев как град Божий – земное отражение Небесного Иерусалима. Адам Бременский в середине XI века называл Киев соперником Константинополя, а Дитмар, описывая Киев, насчитывает в нем 400 церквей, 8 рынков и несметное количество народа. 6

Вход в город осуществлялся через Золотые ворота, над которыми был построен храм Благовещения. Центром Киева стал храм Софии – Премудрости Божией, перестроенный Ярославом в 1030 году…

Прошло всего триста лет, а Русская Церковь уже воссияла именами праведников, святых Отцов и святых жен, духовный подвиг которых на долгие годы станет образцом для подражания тысячам россиянам. Впитав в себя многообразие духовного богатства христианского Востока, Россия обогатила его своим собственным духовным опытом, развила и прославила на долгие века. Задолго до официального прославления Церковью русские княгини – подвижницы благочестия, преподобные и мученицы – были почитаемы как среди высших слоев правящего класса, к которому многие из них принадлежали, так и среди простого народа. Для многих русских женщин примером жизни стали Великие княгини: равноапостольная Ольга и Анна – жена князя Владимира; княгини: Анна Всеволодовна (Янка), Улиана Оболенская, Иулиания Вяземская, Новоторжская, Евфросиния Полоцкая, Евфросиния Суздальская, Мария – жена Всеволода Большое Гнездо, Агафия Всеволодовна, Мария, Харитина, Феодора – княгини Владимирские, Васса Нижегородская, Феодосия – мать Александра Невского, Евпраксия Рязанская, Евфросиния (Феврония) и Ирина Муромские, инокиня Харитина Новгородская, 7 и многие другие святые жены, просиявшие праведной жизнью в Православной Руси.

Поражает высокая образованность русских княгинь Древней Руси, их начитанность и осведомленность в знании церковной истории. Несомненно, что на мировоззрение и жизнь первых русских подвижниц оказала огромное влияние духовная литература, как переводная, так и уже своя, русская, появившаяся к этому времени. Анализ литературы, приведенный в «Словаре книжников и книжности Древней Руси», убедительно доказывает это. «Патерик Египетский» переводился с греческого языка в X–XII веках, он знакомил княгинь с жизнью египетских монахов, старцев-отшельников, христианских подвижников и подвижниц Египта, Ближнего Востока и других областей обширной Византийской империи. «Изборник 1076 года», одна из древнейших древнерусских рукописных книг, кроме извлечений из сочинений византийских писателей Иоанна Златоуста, Нила Синайского, Афанасия Александрийского, Анастасия Синаита, также содержал жития Феодоры, Синклитикии и других святых. 8 Популярны были «Жития», «Мучения» святых жен: Людмилы Чешской, Марии Египетской, Ирины, Варвары, Епистимии; древние русские повести – «Повесть временных лет» – и летописи: Ипатьевская, Лаврентьевская, Радзивиловская, Новгородская, Рязанская, Суздальская и др, воспевавшие праведную, высокодуховную жизнь Великих княгинь (Ольги, Анны, Евфросинии Полоцкой). Оно оказывали воспитательное воздействие на представительниц правящего класса. Воспитанные с детства на прекрасной духовной литературе, на частом посещении храмов и монастырей, на знании героической жизни своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, окруженные высокодуховными учителями-наставниками, русские княгини и не представляли себе другой жизни, другого духовного пути, чем путь подражания предкам.

- - - - - -

Сноски:
1  – Толстой М.В. История Русской Церкви. – М. 1991. С. 10.
2  – Трофимов А. Святые жены Руси. – М. 1993. С. 15.
3  – Толстой М.В. История Русской Церкви. – М. 1991. С. 11.
4  – Киреевский И.В. Полн. собр. соч. Т. II. С. 259.
5  – Киреевский И.В. Указ. соч. С. 83.
6  – Концевич И.М. Указ. соч. С. 112.
7  – Трофимов А. Святые жены Руси. – М. 1993. С. 218–221.
8  – Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI – первая половина XIV в. – Л., 1987. С. 197, 303.

 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить