«Видна Божия воля просветить Японию...»

Николай Головкин

16 февраля – день памяти святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского.

Проповедь православия в Японии неразрывно связана с именем святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского (Касаткина, 1836–1912). Иконы святителя есть сегодня во многих храмах России и Японии. Изданы его дневники, письма, в одном из которых он подчеркивал: «Видна Божия воля просветить Японию...».

Первый архиепископ Токийский и Японский

Интересно, что среди первых японских православных было много самураев. О новой вере узнавали друг от друга быстро и, доверяя друг другу, с доверием относились и к ней. Сыграло роль и то, что православие – вера соборная: молитва в храме – общее дело всей Церкви, в ней молятся всем миром, ощущая себя единой семьей. Это близко самурайскому духу. Всё это способствовало распространению православия в Японии.

Архиепископ Николай обратил в христианство почти 30 тысяч человек, перевел на японский Новый Завет и основные богослужебные книги. За время своего служения он лишь дважды на короткий срок приезжал в Россию. В его дневнике описана встреча с философом и поэтом Владимиром Соловьевым, который признался ему, что хочет постричься в монахи и провести некоторое время в японской миссии.

«Я прямо стал отсоветовать ему монашество, – пишет святитель Николай Японский, – на том основании, что и для Церкви полезней, если он, стоя вне духовенства, будет писать в пользу Церкви».

3 (16) февраля 1912 года на 76-м году жизни архиепископ Николай, просветитель Японии, прослуживший здесь полвека, мирно отошел ко Господу, упокоился в ставшей для него родной японской земле.

«В Японии, – писал архимандрит Георгий (Тертышников, 1941–1998), – архиепископа Николая почитали не только христиане, но и язычники. После императора не было в Японии человека, который пользовался бы таким уважением, такой известностью, как он, глава Русской духовной миссии».

…Мало кто знает, что сегодня в стране восходящего солнца есть своя Японская Автономная Православная Церковь, где богослужения ведутся на японском языке. Несмотря на относительную немногочисленность, Японская Православная Церковь по-прежнему покоится на том твердом основании, на котором утвердил ее святой равноапостольный Николай Японский.

***

Будущий апостол Японии, Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте Вольского уезда Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Когда Ване было всего пять лет, он остался без матери. Отец его часто болел и сильно нуждался.

Ване Касаткину пришлось пешком добираться до семинарии губернского города Смоленска, а это более 150 верст. Но духовное образование он всё-таки получил. И не только в семинарии, но и в Санкт-Петербургской духовной академии.

Перед самым окончанием курса Иван вдруг заметил письмо, которое написал митрополит Нектарий, ректор академии. Он обратился ко всем выпускникам, не хочет ли кто-нибудь поехать в Японию и занять место приходского священника при консульской церкви.

Когда в 1861 году выбор (Иван прошел конкурс, в котором участвовали двадцать студентов академии) служить настоятелем церкви при русском консульстве в Хакодатэ на острове Хоккайдо в Японии пал на него, Иван Касаткин принял монашеский постриг с наречением имени Николай в честь своего любимого святого – святителя и чудотворца, покровителя путешествующих на море.

Это было символично: ведь моряки с русских кораблей составляли большую часть его будущего прихода. Так сбылась мечта далекого детства Ивана Касаткина о службе, связанной с морским делом.

***

Сначала проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. Распространять христианство под страхом смертной казни было запрещено.

«…Тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую Церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи», – вспоминал о своих первых годах в Японии будущий архиепископ Николай.

Поэтому миссионерством 24-летний иеромонах Николай сразу заняться не мог. Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, труднейший японский язык, историю, культуру, литературу, нравы и обычаи народа, которому ему предстояло нести слово Божие.

В то время не было ни словарей, ни грамматик, ни переводов – всё нужно было составлять самому. Николая Японского мы можем назвать одним из первых русских японистов: он активно печатал свои исследования, касающиеся культуры Японии, ее истории в таких изданиях, как «Русский вестник», «Морской сборник» и других.

Если иеромонах Николай и проповедовал в те годы, то тайно, с риском для жизни. К 1868 году его паства насчитывала уже около двадцати японцев.

***

В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками слова Божия особую Российскую духовную миссию».

Иеромонах Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой Миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал Хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а сам перенес центр Миссии в Токио.

Деятельное участие в издательстве Миссии принимало и основанное Николаем Японским общество переводчиков. Миссия занималась изданием различных журналов на японском языке, в частности «Церковного вестника», в которых печатались тексты не только религиозного характера, но и произведения русской литературы: переводы с русского на японский Пушкина, Льва Толстого, Короленко, Горького.

«Узнав русскую литературу, узнав Пушкина, Гоголя, Лермонтова, – считал Николай Японский, – нельзя не полюбить России».

***

Миссионер-священник Павел Савабе

В 1871 году в Японии началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе).

…Только к 1873 году гонения несколько ослабели и стала возможна свободная проповедь христианства. В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на пятьдесят человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.

В 1874 году в Токио прибыл Преосвященный Павел, епископ Камчатский, чтобы рукоположить во священный сан рекомендуемых архимандритом Николаем кандидатов из местного населения. К этому времени при Миссии в Токио действовали четыре училища: катехизаторское, семинарское, женское, причетническое, – а в Хакодате – два, для мальчиков и девочек.

К 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан, существовали многочисленные христианские общины. Богослужение и преподавание на родном языке, издание книг религиозно-нравственного содержания – вот средства, которые позволили Миссии добиться за короткий срок столь значительных результатов.

…30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа.

Вернувшись в Японию, святитель с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды: завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке особый православный богословский словарь.

***

Еще за несколько лет до начала русско-японской войны японская печать стала нагнетать ненависть к России. Православных японцев называли предателями, требовали смерти епископа Николая.

Владыка, рискуя поплатиться жизнью, не уехал в Россию, остался со своей паствой. Во время войны он был единственным русским человеком в Японии. При общей ненависти к русским и «русской вере» архипастырь подчеркивал в проповедях, что православие – это вера не одного народа, а всех людей, жаждущих истинного богообщения, с присущей ему мудростью объяснял своим пасомым: «Делайте то, чего требует от вас любовь к отечеству, но помните, что есть еще Отечество Небесное. К нему принадлежат люди без различия народностей, потому что все – дети Отца Небесного и братья».

Православным японцам святитель Николай благословил молиться о даровании победы их императору. Сам же во время войны не участвовал в общественном богослужении, потому что как русский не мог молиться о победе Японии над своим Отечеством.

Самоотверженной любви полон был подвиг святителя Николая в служении русским пленным. Под его руководством православные японцы образовали «Общество духовного утешения военнопленных».

Святитель Николай (в центре) среди воспитанников и преподавателей Токийской семинарии

Архипастырь специально рукоположил несколько священников и послал их в лагеря военнопленных для совершения там богослужения, устраивал сборы в пользу раненых, снабжал их книгами, иконами, крестиками, сам неоднократно приходил к пленным со словами утешения.

Многие русские скончались на японской земле. На их братских могилах епископ Николай воздвиг памятники и храмы, собирая для этого пожертвования и в Японии, и в России.

***

Всенародное признание заслуг архиепископа Николая в 1910 году нашло высочайшее выражение в праздновании пятидесятилетнего юбилея его служения в Японии.

Поздравили его и японский император, которому святитель был признателен за проявленную веротерпимость, и губернатор Токио, и японская пресса, и инославные Миссии…

Подлинный голос Японии, может быть, никогда не обращавшийся так к иностранцу, прозвучал в речи губернатора Токио:

«Когда приехал маститый учитель Николай, считавший своим призванием распространение учения Божия в нашей стране, то, несмотря на то, что он находился среди таких грозящих опасностью обстоятельств, претерпевая всевозможные неудобства, лишения, бедствия и страдания, он спокойно и невозмутимо с преизбыточной теплотою сердца, обращаясь к народу, усердно учил и тщательно увещевал и, стараясь положить основания православного христианства в нашей стране, наконец достиг того, что приобрел множество усердных христиан, каких видим ныне.

Между тем и судьба нашего государства постепенно развивается, и мы видим нынешний прогресс.

Мне кажется, что те заслуги, какие оказал нашему государству маститый учитель Николай, не ограничиваются успехами одного только миссионерства, но также заключаются в том, что он содействовал цивилизации в нашей стране...

Даже те, которые некогда направляли на иностранцев сверкающие ненавистью глаза, теперь обращаются с ними с радостью, приветливостью и благоговением, и я, удостоившись счастья присутствовать на этом акте, почтительнейше приношу хвалу заслугам, оказанным маститым учителем Николаем как для мира и гуманности, так и для нашего государства, и вместе с тем молю Бога, чтобы Он ниспослал неисчислимые лета и блага на главу маститого учителя».

Чествовала его и Родина. Святейший Синод возвел епископа Николая в сан архиепископа.

В адресе его родной Санкт-Петербургской духовной академии, присланном в Токио, говорилось:

«Благоговейно преклоняясь перед дивным величием Вашего 50-летнего уже священнослужения, начавшегося в академическом храме двенадцати апостолов в самый годовой день священной их памяти, С.-Петербургская духовная академия приносит Вашему Высокопреосвященству, своему избраннейшему из избранных студентов и своему в течение двадцати уже лет почетному члену, радостное приветствие, испрашивая себе у Вас, истинный святитель Христов, молитвы и благословения на новую, открывающуюся пред нею жизнь».

***

XX век был очень сложным для Японской Православной Церкви. Череда трагических событий: революция в России, страшное землетрясение 1923 года, когда был полностью разрушен собор Воскресения Христова в Токио («Никорай-до»), построенный святителем Николаем (ныне восстановлен), Вторая мировая война...

Но Японская Церковь все-таки сохранилась. Дело святителя Николая (Касаткина) продолжает жить в истории. По молитвам святителя Японская Церковь вернулась в лоно Матери-Церкви и от Нее удостоена автономии.

10 апреля 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви вынес акт о прославлении святителя Николая (Касаткина), ибо в Японии святой уже давно был чтим как великий праведник и молитвенник пред Богом. При канонизации за свою миссионерскую деятельность в «стране восходящего солнца» он получил наименование равноапостольного.

…В 2005 году в Токио, рядом с кафедральным собором Воскресения Христова («Никорай-до»), по благословению митрополита Токийского и всей Японии Даниила был образован первый монастырь Японской Автономной Православной Церкви, освященный в 2006 году в честь святого равноапостольного Николая Японского.


 

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!