Возродись, святыня!

Николай Головкин

19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Собор Богоявления Господня в Дорогомилове, взорванный в 1938-м (в 1930-х годах – кафедральный собор Московской епархии!), не одно столетие отмечал в этот день свой престольный праздник.

В 2020 году исполнилось 15 лет инициативной  общине, возрождающей собор.

Один из крупнейших москвоведов П.В. Сытин дает такое объяснение названию Дорогомилово:

«Местность же эта называлась, надо полагать, по владельцу в XIII – начале XIV вв. боярину Ивану Дорогомилову, приближенному сына Александра Невского (князя Даниила Московского. – Ред.), получившему от него указанную местность в вотчину».

В конце XVI века здесь поселились государевы ямщики. Они построили себе на главной улице деревянную слободскую церковь Богоявления Господня с приделом святителя Николая Чудотворца. По традиции церковь в Дорогомилове, как и все Богоявленские храмы,  была у воды, близ Москвы-реки: в престольный праздник на реке устраивалась «иордань», и к ней из храма торжественно направлялся крестный ход.

От приходской деревянной слободской церкви, которая впервые упоминается в окладной книге 1625 года как храм Богоявления в Дорогомиловской ямской слободе, до кафедрального Патриаршего собора – таков исторический путь Богоявленского собора в Дорогомилове.

Его возвели перед революцией по образу Храма Христа Спасителя, и с этим собором он разделил судьбу, оставив после себя много загадок.

***

Церковь Богоявления в Дорогомилове (до перестройки), 1883 год.
Церковь Богоявления в Дорогомилове
(до перестройки). 1883 год.

Прошение о строительстве каменного храма для дорогомиловских ямщиков было подано в 1712 году, но в связи с определенными трудностями он был построен к 1727 году.

Во время Отечественной войны 1812 года Богоявленский храм обгорел и частично порушился.

Вскоре после Наполеона Дорогомилово посетила новая беда – холерная эпидемия 1830 года. Считается, что в благодарность за избавление от нее в Богоявленском храме в 1835 году появился второй придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали».

Великий 1861 год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя России. Чуть позднее появился еще один придел во имя святителя Тихона Задонского – его святые мощи были прославлены в том же, 1861-м, году.

Отмена крепостного права изменила судьбу храма. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих.

Тесный храм сначала пытались расширить за счет приделов и мелких перестроек. А в 1874 году решили возвести новую колокольню по проекту архитектора Н.В. Никитина.

В 1895 году власти решили строить в Дорогомилове Брянский (Киевский) вокзал, так что и без того тесный Богоявленский храм ожидал огромный приток новых прихожан.

***

Собор Богоявления Господня в Дорогомилове.
Собор Богоявления Господня в Дорогомилове
(нач. ХХ в.
)

В марте 1898 года духовенство и прихожане в преддверии 100-летней годовщины Бородинского сражения решили построить новый просторный храм, для чего собрали более 150 тысяч рублей. Уже в сентябре 1898 года состоялась его торжественная закладка по проекту архитектора В.Е. Сретенского. Проект предполагал поглощение одним храмом другого – прежняя церковь теперь становилась трапезной нового храма.

***

Владимир (Богоявленский), митрополит Московский.
Владимир (Богоявленский),
митрополит Московский

В 1908 году митрополит Владимир (Богоявленский), принявший впоследствии мученический венец, освятил новый храм, а последний его готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 году освящал епископ (впоследствии – митрополит) Трифон (Туркестанов), автор любимого многими акафиста «Слава Богу за всё!».

В иконостас нового Богоявленского собора перенесли древние иконы из старого храма. Иконы для него были написаны иконописцами Палеха. Здесь находился и список с чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери. Стены расписали по образцам Васнецова и Нестерова.

Собор в Дорогомилове стал самым обширным из всех московских приходских храмов и третьим в Москве по величине и вместимости (десять тысяч человек) после Храма Христа Спасителя и Успенского собора в Кремле.

***

С давних пор в соборе  повелась традиция, продержавшаяся до самой революции: здесь служили преимущественно ранние обедни, ибо так было удобнее его прихожанам.

Дорогомиловцы всегда были спокойными и богомольными людьми, крайне устойчивыми к революционным идеям, что и раскрылось в грозные годы русской истории.

В 1920 году непокорные прихожане Богоявленского собора выступили против решения властей о закрытии Троице-Сергиевой лавры и переноса святых мощей преподобного Сергия в музей, поддержав протест Патриарха Тихона.

Дорогомиловцы собрали 650 подписей под обращением: 

«Мы, прихожане храма Богоявления, ходатайствуем перед надлежащими властями об оставлении в неприкосновенности всех святынь Троице-Сергиевой лавры, в особенности св. мощей преподобного Сергия Радонежского, и всею душою присоединяемся к протесту перед ВЦИК духовного отца нашего Патриарха Тихона».

В 1922 году Храм Христа Спасителя был захвачен обновленцами. Собор в Дорогомилове остался верен Патриарху Тихону.

Считается, что Патриаршая кафедра была перенесена сюда в 1931 году после разрушения Храма Христа Спасителя. Другие называют более раннюю дату – конец 1920-х годов, поскольку уже тогда здесь стали совершаться архиерейские богослужения.

В соборе было семь престолов. Средний престол был освящен в честь Богоявления Господня, с южной стороны находились приделы в честь свт. Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и прп. Сергия Радонежского, с северной стороны – в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», иконы Божией Матери «Казанская» и свт. Тихона Задонского.

Судьба собора связана и с судьбой двух будущих Патриархов: митрополитов Сергия (Страгородского), Патриаршего местоблюстителя, и Пимена (Извекова).

В этом соборе будущего Патриарха Пимена рукоположили сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В течение нескольких лет (1931–1935) о. Пимен нес здесь послушание по руководству церковным хором. Он принял хор, организованный ранее известным регентом П.К. Нестеровым.

В 1920–1930-е богослужения в соборе часто посещал художник Павел Корин. Именно здесь он сделал около двадцати эскизов  к своему знаменитому полотну «Русь уходящая».

***    

С храмом связаны жития одиннадцати новомучеников и исповедников Церкви Русской от митрополита до простого прихожанина: сщмч. Владимира (Богоявленского) (†1918), сщисп. Николая (Могилевского) (†1955), сщмчч. Павла Андреева (†1937), Александра Лихарева (†1938), Сергия Лебедева (†1938), Андрея Шершнева (†1937), прмч. Гавриила Гура (†1937), прмц. Матроны (Конюховой) (†1937), мч. Сергия Тихомирова (†1922).

Незадолго до уничтожения святыни мученическую кончину приняли настоятель собора протоиерей Василий Ягодин (†1937).

***

В 1927 году Богоявленский собор сняли с учета, вычеркнув его из списков памятников церковной архитектуры под обычным революционным предлогом: «Художественной ценности не представляет», – поэтому перед его сносом не было сделано фотографий.

Первые слухи о сносе собора поползли в 1928 году, за 10 лет до его гибели. В 1929 году рабочие ходатайствовали о закрытии собора и передаче его под клуб, но тогда их ходатайство было отклонено.

«Стены храма чрезвычайно крепки, – сообщала  газета "Рабочая Москва" от 10 сентября 1938 года. – Для того, чтобы их взорвать, придется применить так называемые сосредоточенные заряды аммонала».

Собор взорвали 27 сентября 1938 года.

…Кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха, переместилась в собор Богоявления Господня в Елохове.

На месте собора, на углу Большой Дорогомиловской улицы и 2-го Брянского переулка, был выстроен «генеральский» дом.  Этот дом имеет срезанный угол, который находится точно на месте алтаря.

***

Верующие жители Дорогомилова никогда не забывали о своей святыне, которую уже в наше время они надеются возродить.

26 августа 2005 года  при поддержке городских властей на разных уровнях, писателей, журналистов, архитекторов, художников, жителей района создана инициативная община, цель которой возродить собор, но не на его историческом месте, где стоит многоэтажный жилой дом (улица Большая Дорогомиловская, дом 1), а неподалеку, на высоком берегу Москвы-реки.

Отныне 26 августа – это не только день престольного праздника Дорогомиловского Богоявленского собора (обретение мощей святителя Тихона Задонского), но и День рождения общины.

Жизнь общины развивается вокруг исследовательской, издательской деятельности (изучение истории собора, жизнеописание священнослужителей и новомучеников, издание книг и брошюр, посвященных этой тематике), проведения тематических передвижных выставок, дружеского общения, чаепитий и совместного проведения праздников.

6 мая 2012 года, в день святого великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил проект (эскиз проекта разработан архитектором Р. Цеханским) по воссозданию храма Богоявления Господня как Патриаршего подворья.

В 2015 году после публичных слушаний, на которых была поддержана идея строительства собора на промзоне близ Бадаевского пивоваренного завода на  одном из участков на месте снесенной фабрики им. Сакко и Ванцетти (вход на промзону за домом № 16 по Кутузовскому проспекту).

А 26 августа 2016 года на месте будущего строительства состоялась первая Литургия.  С тех пор регулярно проводятся молебны.

Инициативная община за 15 лет своего существования собрала несколько тысяч подписей за возрождение собора, уникальные архивные и фотоматериалы,  многие из которых были представлены 14–30 октября 2018 года в актовом зале домового храма св. мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова на выставке «Кафедральный собор Богоявления Господня в Дорогомилове. Путь к возрождению святыни». В рамках выставки прошел круглый стол «Возрождение исторических святынь Москвы».

Новый Дорогомиловский собор, по словам членов его инициативной общины, явился бы центром духовно-нравственного возрождения, а также стал бы достойным украшением старинного московского района, да и всей Москвы.


РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить