«Клименте предивный, моли Христа Бога спастися душам нашим…»

Николай Головкин

8 декабря – день памяти священномученика Климента, Папы Римского, престольный праздник в московском храме святого Климента в Замоскворечье.

5 лет назад, в 2014 году, после многих лет реконструкции был совершен чин великого освящения Свято-Климентовского храма.

Святой Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его мученической кончины.

В домонгольский период священномученик Климент, которого относят к мужам апостольским (апостолам от 70-ти, которого чтят и католики, и православные), был одним из наиболее почитаемых нашими предками святых и покровителем Древнерусского государства. В его честь было построено немало храмов, а его изображение можно увидеть на многих древних фресках и иконах.

Святой Климент оставил нам духовное наследие – два Послания к Коринфянам, первые после писаний святых апостолов письменные памятники христианского учения. Они изданы в русском переводе в «Писаниях мужей апостольских».

***

Священномученик Климент, Папа Римский, младший сын богатых и знатных римлян (имя, полученное им при рождении, мы не знаем). Его семья состояла в родстве с императорской фамилией.

С детства разлученный с родителями силой обстоятельств, отрок воспитывался у чужих людей.  Когда святой Климент был еще совсем юного возраста, отец отправляет его мать и двух старших братьев-близнецов в Грецию в Афины.

По дороге их корабль настигает страшный шторм. Мать святого  Климента и его братьев разлучает морская стихия. Все они спаслись, но ничего не ведали о судьбе друг друга.

Отец же Климента, узнав о том, что его любимая жена и сыновья так и не прибыли в Афины, спустя четыре года сам отправляется на их розыски. Но поиски семьи оказались безуспешными.

Пропал и отец святого Климента, став безутешным странником. Сам же Климент считал, что вся его семья погибла.

***

Как и все знатные римские юноши, святой Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Живя в Риме, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но юношу не радовали утехи знати, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни.

И вот до Рима дошли вести о Христе и Его учении. Едва став совершеннолетним, он покидает Рим. В Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос и проповедуют его апостолы – вот куда влечет юного Климента.

Климент снарядил корабль, который тоже попал в сильный шторм. И святой Климент по Промыслу Божиему спасся. Вначале он оказался в Александрии, где встретил ученого благовестника Варнаву, проповеди которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия.  Он становится горячим приверженцем нового учения.

Потом святой Климент отплыл в Кесарию Стратонийскую, древний палестинский город на восточном побережье Средиземного моря. Там впервые он встретил  апостола Петра, принимает от него Крещение, становится его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания (Флп. 4: 3).

Евангельская проповедь помогла святому Клименту чудесным образом обрести свою семью, которую он считал погибшей: среди учеников первоверховного апостола оказываются два его брата-близнеца.

А немного позже в процессе их странствий и проповедей Петр удивительным образом встретил и узнал мать святого Климента, а впоследствии и его отца. Вот таким чудесным образом его семья объединилась.

Когда апостол Петр прибыл в Рим, святой Климент уже истово проповедовал учение Христово. Перед тем, как принять распятие от императора Нерона, апостол Петр рукоположил святого Климента во епископа.

***

С 92 по 101 годы Римским епископом был святой Климент. Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого Папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи.

По доносу язычников разгневанный император Траян убить его не посмел, но в наказание отправил святого Климента в ссылку в Инкерманские каменоломни – традиционное место ссылки христиан близ Херсонеса Таврического. Многие из учеников последовали в добровольную ссылку за своим духовным отцом.

***

Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил здесь много христиан, осужденных работать в тяжелых условиях совершенно без воды.

По молитве святого Ангел Господень, явившийся в виде Агнца, указывает место источника, из которого излилась целая река.

Это чудо привлекло к святому Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором служил святой Климент.

***

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна. Он прислал две свои когорты преторианцев, которые должны были убить святого Климента.

Однако, увидев огромное народное почитание и большое количество учеников, воины не решились сделать это открыто. Выждав определенное время, они хитростью заманили святого Климента на корабль. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 103 году.

Обретение Кириллом и Мефодием мощей св. Климента

Два его любимых верных ученика Корнилий и Фив воззвали тогда к верующим молиться об обретении его тела. После этой соборной молитвы море отошло от берега на несколько сот метров. Верующие нашли в нерукотворной мраморной пещере-храме («Ангельской церкви») нетленное тело своего пастыря. 

Ученикам тут же было дано откровение, что тело надо оставить здесь. После этого ежегодно в день мученической кончины святого Климента море отступало, и в течение семи дней христиане могли поклоняться святым его мощам.

***

При императоре Михаиле и матери его Феодоре (855–867) Херсонес посетили первоучителя Словенские равноапостольные Кирилл (Константин Философ) и его брат Мефодий.

Узнав о сокрытых мощах святого Климента, они побудили епископа Херсонесского Георгия к соборной молитве ко Господу об открытии мощей священномученика.

Обретение Кириллом и Мефодием мощей св. Климента

После соборного служения святых Кирилла и Мефодия и прибывшего с ними из Царьграда духовенства и усердной молитвы всех собравшихся на поверхности моря в полночь чудесно появились святые мощи епископа Климента. Их торжественно перенесли в город в церковь святых апостолов.

***

Равноапостольные Кирилл и Мефодий считали, что священномученик Климент покровительствует делу просвещения славянских народов.

Как показало время, это, действительно, было так. Когда через несколько лет братья принесли к папскому престолу переведенные на славянский язык и написанные славянскими письменами богослужебные книги, навстречу им вышел сам Папа Адриан, узнав о том, что они принесли в Рим мощи их святого соотечественника апостола Климента.

Святые Кирилл и Мефодий вносят мощи святого Климента в Рим. Фреска XI века из Базилики Святого Климента

Во многом благодаря принесенным мощам миссия моравских братьев закончилась удачно: славянские книги были освящены Папой (это было время еще неразделенной Церкви), и в Риме впервые на богослужении наряду с латынью зазвучала славянская молитва.

Это было равносильно чуду! В Западной Церкви в ту пору была распространена так называемая «трехъязычная» ересь, когда только три языка считались богослужебными: древнееврейский, греческий и латынь.

Константин Философ, придя в Рим, постригся в монахи, приняв имя Кирилл, и вскоре умер. Памятуя о заслугах просветителя перед престолом св. Петра, его по настоянию Папы Адриана хоронят в церкви св. Климента.

***

Святой равноапостольный князь Владимир, крестившись в Херсонесе, принес с собой в Киев часть мощей священномученика Климента (главу) и мощи святого Фивы, его ученика, и положил их в Десятинной церкви в специально устроенном приделе во имя святого Климента. С XIII века мироточивая глава святого Климента пребывает в Киево-Печерской лавре.

Таким образом, мощи священномученика Климента стали первой христианской святыней, появившейся на Руси.

***

Величественный пятиглавый храм священномученика Климента в Замоскворечье – памятник архитектуры федерального значения. Он включен в один из основных экскурсионных и паломнических маршрутов Золотого кольца Москвы, один из самых больших и красивых православных храмов столицы.

Этот уникальный памятник архитектуры XVIII века, который построен на месте более древнего, упоминавшегося в 1612 году, претерпел и пережил сражения против польских интервентов в начале XVII века, войну 1812 года с ее страшным пожаром Москвы, революцию 1917 года, разруху…

Помпезный стиль храма необычен для Москвы. Он более характерен для храмов северной столицы.

Восшествие на престол императрицы Елизаветы Петровны совпало с днем памяти священномучеников Климента и Петра, архиепископа Александрийского.

Императрица распорядилась в слободе Преображенского полка в Петербурге – полк первым присягнул ей на верность – соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента, Папы Римского.

Тогда же в Москве решили последовать примеру императрицы – построить  новый храм в Замоскворечье вместо обветшавшего. Храм был построен с поистине дворцовым великолепием: использование стилей барокко и рококо как во внешнем облике храма, так и в интерьерах придает ему особую торжественность.

Поэт XIX века Аполлон Григорьев в книге воспоминаний восхищался, как господствовал храм в панораме Замоскворечья времен его детства:

«Но не церковь Пятницы-Прасковеи поражает и останавливает ваш взгляд с кремлевской вершины, когда вы, отклоняя постепенно глаза от юго-востока, ведете их по направлению к югу, а пятиглавая великолепная церковь Климента, Папы Римского. Перед ней вы остановитесь, и, когда вы идете по Пятницкой, она поразит вас строгостью и величавостью своего стиля, своею даже гармониею частей… Но особенно выдается она из бесчисленного множества различных узорочных церквей и колоколен, тоже оригинальных и необычайно живописных издали, которыми в особенности отличается юго-восточная часть Замоскворечья…».

***

Советский период истории храма, хотя «стараниями сотрудников Центральных Государственных реставрационных мастерских Наркомпроса и Комиссии по охране памятников искусства и старины при Московском Совете рабочих и крестьянских депутатов церковь во имя священномученика Климента, Папы Римского, одной из первых получила статус "памятника архитектуры"», драматичный.

Над ним нависла опасность. Вот что рассказывается, в частности, об этом на сайте храма:

«Февральский 1922 г. декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей развязал большевикам руки, и они буквально разграбили Свято-Климентовский храм. В архиве сохранился протокол конфискации серебряных церковных предметов весом в три пуда двадцать семь фунтов для передачи в фонд помощи голодающим. В нем перечислены 24 ризы, 8 лампад, 3 дарохранительницы, 2 напрестольных креста, 2 кадильницы, 2 крышки от Евангелий, сосуды для Причастия и жемчужное шитье с простыми камнями. Храму оставили лишь самое необходимое для богослужения. Все иконы, к счастью, остались на своих местах, что зафиксировано в протоколе осмотра Климентовской церкви в октябре 1923 г., проведенного Музеем старой Москвы.

В 1925 г. настоятелем храма стал протоиерей Михаил Галунов, богато одаренный священнослужитель, не оставлявший ни одной Литургии без проповеди. Он являлся авторитетным знатоком церковного пения и в своем замоскворецком храме создал известный всей Москве хор. Отец Михаил заботился и о поддержании достойного вида здания церкви, что оказалось наиболее трудным, так как советская власть не финансировала культовые памятники архитектуры. В 1925 г. силами Приходского совета в Климентовском храме был произведен скромный, явно недостаточный ремонт, после которого церковь продолжала ветшать.

В 1929 г., ссылаясь на постановление ВЦИКа и СНК СССР "О религиозных объединениях" и незначительную посещаемость верующими храма, его вознамерились закрыть. Сразу же появилось множество организаций, желающих занять большое здание в самом центре столицы, причем каждая пыталась перепрофилировать храмовое пространство под свои цели. Это и Театральный музей имени А.А. Бахрушина, и завод "Богатырь", и Центрархив ВЦИКа. Однако в начале 1930-х гг. новых "хозяином" церкви оказался рабочий ЖСК "ВСНХовец". Этот кооператив планировал снести великолепный "памятник архитектуры высшей категории" с его уникальной оградой. На их месте предполагалось разбить сквер и построить детский сад. К счастью, стараниями Комитета по охране памятников при ВЦИК здание церкви уцелело, а вот большую часть уникальной ограды спасти не удалось».

…В 1934 году благодаря вмешательству реставраторов П. Барановского и И. Грабаря сталинский нарком Климент Ворошилов содействовал передаче здания храма под книгохранилище обменно-резервного фонда Государственной библиотеки имени В.И. Ленина (ныне – Российская государственная библиотека, РГБ), что, наверное, промыслительно. Покровительствующий славянской книжности святой Климент сохранил под сводами своего храма церковные книги из монастырских и частных собраний. Эти духовные сокровища составляли половину из хранящегося здесь многие годы громадного обменного фонда.

Сохранились и иконостасы (пять из семи) с подлинными иконами XVIII–XIX веков, существенная часть лепного декора и другие элементы интерьера.

Более семидесяти лет храм во имя священномученика Климента пребывал в запустении. Но не в забвении, что неудивительно. Один только внешний облик барочного памятника архитектуры европейского значения мало кого оставлял равнодушным.

***

Новая община храма священномученика Климента, Папы Римского, была образована и зарегистрирована в 1991 году.

В 2002 году храм наконец-то вернули верующим. В конце марта 2002 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в храм был назначен новый настоятель иерей (ныне – протоиерей) Леонид Калинин.

Отец Леонид – профессиональный художник и скульптор, имеющий огромный опыт по воссозданию и реставрации храмов. В 1994 году он окончил Суриковский институт по классу скульптуры у академика Олега Комова. Еще с 1993 года совмещал учебу с послушанием диакона в храме Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре. В сан священника был возведен Святейшим Патриархом в 1996 году на Богоявление Господне в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.

По словам отца Леонида, «первое впечатление, когда он впервые переступил порог храма священномученика Климента, было удивление. Удивление неожиданным архитектурным решением храма, его красотой».

Новый настоятель был удивлен, «как из-за просадок не произошел еще коллапс постройки. Вряд ли какое из современных зданий выдержало бы такое и не развалилось».

С началом служения отца Леонида приходская жизнь заметно оживилась.

«На молебны собиралось очень много людей до пятисот, – вспоминает батюшка. – Как бы ни было трудно, если не будет духовной жизни, то смысл в восстановлении стен теряется».

…20 марта 2005 года, в день Торжества Православия, в северном приделе храма была отслужена Божественная литургия, первая после почти 70-летнего перерыва. Накануне, 19 марта, в храме были отслужены молебен с чином малого освящения и всенощное бдение.

На богослужении присутствовало достаточно много людей. Наряду со старыми прихожанами, которые вынесли трехлетний подвиг ежевоскресных молебнов на улице, пришло и много новых людей. В течение нескольких лет богослужения совершались только в северном приделе.

В 2008 году Российская государственная библиотека, когда ей было предоставлено другое помещение для книгохранилища, окончательно покинула здание храма.

***

При финансовой поддержке Правительства Москвы в храме наконец-то начались широкомасштабные реставрационные работы, которые были завершены в 2014 году.

Укреплен фундамент, воссозданы лепнина на фасаде, кирпичная кладка и штукатурный слой. Восстановлены паперть и утраченная часть церковной ограды. Воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы. 

Отреставрированные главки украсили новые кресты. С этого времени приход храма приступил к благоукрашению интерьеров и реставрации икон.

***

Пять лет назад, 27 сентября 2014 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Богослужебные песнопения исполнили хор Данилова ставропигиального мужского монастыря (регент – Г.Л. Сафонов) и хор храма священномученика Климента (регент – А.А. Зеленская).

Главный престол освящен в честь Преображения Господня. Северный придел – Знаменский, южный – Климентовский.

Праздники:

– Преображение Господне – главный престол (празднование 19 августа);

– Вознесение Господне (40-й день по Пасхе Христовой);

– Рождество Пресвятой Богородицы (празднование 21 сентября);

– священномученика Климента, Папы Римского (память 8 декабря);

– священномученика Петра, архиепископа Александрийского (память 8 декабря);

– святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца (память 19 декабря, 22 мая);

– иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (празднование 17 сентября);

– иконы Божией Матери, именуемой «Знамение» (празднование 10 декабря).

Внутреннее убранство храма формировалось на протяжении почти трех веков. Часть почитаемых икон находится в нем с древних времен. Некоторые появились в храме уже в новейший период его существования. Большинство икон прошло сложнейшую профессиональную реставрацию в 2010–2016 годах.

Среди святынь храма: икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» (очень редкий иконографический образ; оригинал иконы находился в Лавре Саввы Освященного вблизи Иерусалима, в настоящее время хранится в Хиландарском монастыре на Афоне), икона «Страшный Суд» (находится в храме с конца XVIII века), икона сщмчч. Климента, Папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского (этот старинный образ сохранился еще из первого малого храма сщмч. Климента начала XVIII века), икона сщмч. Климента, Папы Римского, и свт. Николая Чудотворца (конца XVI века), икона сщмч. Климента, Папы Римского, с мощами святого (большая) (образ написан в 2010 году известным московским иконописцем Анной Калининой, супругой настоятеля; частица мощей сщмч. Климента передана храму в дар в 2009 году Киево-Печерской лаврой), икона сщмч. Климента, Папы Римского, с мощами святого (малая) (написана в 2005 году в иконописной мастерской Гребенниковых в Великом Новгороде) и другие.

«Храм священномученика Климента – единственный памятник архитектуры, сохранившийся в первозданном виде. Остальные серьезно пострадали во время московского пожара 1812 года. Конечно, существуют и храмы более ранней постройки, но храмов XVIII века в такой сохранности в Москве больше нет, – отметил отец Леонид. – Реконструкция уникального памятника архитектуры было делом общенационального значения».

Этому, считают на приходе, помогли и покровительство священномученика Климента, и молитвы верующих.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить