Приветственное слово участникам конференции «Монашество и современный мир»

Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор

Приветственное слово Высокопреосвященного митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора (Кипрская Православная Церковь) на открытии монашеской конференции «Монашество и современный мир» (Большая Соборная палата подворья святого Прокопия ставропигиального мужского монастыря Киккской иконы Божией Матери. Никосия, республика Кипр, 28–29 ноября 2019 года)

Хочу выразить свою радость и удовольствие по случаю проведения двухдневной Международной конференции на тему «Монашество и современный мир», организованной совместными усилиями Лимасольской и Амафунтской, Киккской и Тиллирийской, Тамасосской и Оринийской митрополий и Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви.

Сердечно приветствую столь значимое присутствие на Кипре, этом «острове святых и мучеников», досточтимых представителей сестринской единославной Русской Церкви и желаю, чтобы с Божией помощью работа данной конференции прошла благополучно и плодотворно.

Монашество характеризуется – и это богоданное сравнение имеет точный смысл – как «трапеза с высоким проповеданием» (см. Притч. 9:3). И это потому, что ее сотрапезники, оставаясь на земле, добровольно избрали вести «равноангельское жительство», чтобы стяжать «святое знание и опыт», «несметные блага в себе содержащие», по слову преподобного Нила Постника.

Однако делателем святого ангельского жительства и причастником любви Божией в вертикальном и горизонтальном ее измерении становится только тот, кто полагает «четвероугольным основанием» созидаемого им здания послушание, воздержание, терпение и смирение, согласно нашему святому Неофиту [1]. Монашество выступает обильным дарованием, будучи знамением Божиим в мире «ближнем и дальнем» во все времена. И вся история Церкви служит нам в этом свидетельством и утверждением.

Истинно так. Разве нет благоволения на монашеском жительстве, которое явило великих отцов и учи́телей, а также святых нашей Церкви, ставших «светильниками в миру» и своими боговдохновенными словами и предобродельнейшим своим примером служивших богознаменными трубами Церкви во всей Вселенной? Разве не ученость монашества создала и взрастила все изобилие богословских писаний, священные сокровища гимнографии, богатство иконописи и богоугодную благотворительность, да и вообще заложила основы литературы, искусств и образования? И даже сегодня, разве не те самые ревнители божественного любомудрия продолжают поддерживать и развивать эту историческую миссию и вклад монашества, подтверждая своим самоотверженным подвижничеством и жительством слово Господне, по которому они принадлежат к верным и разумным домоправителям (Лк. 12:42), приумножающим данные Богом человеку таланты (см. Мф. 25:14–22)?

Многозначительные и многосложные монашеские труды находят свое отражение и утверждение в непреходящем изречении великого подвижника нашей Церкви святого Иоанна Лествичника: «Свет монахам – ангелы, свет пребывающим в миру – монахи!»

Будучи знаком с программой данной конференции и зная авторитет ее участников, я уверен, что уровень выступлений, а также вызванных ими конструктивных вопросов и замечаний, будут полностью соответствовать ожиданиям организаторов, направленным на раскрытие масштабов и вклада монашества во благо современного мира.

Однако, дорогие участники конференции, будучи епископом Православной Церкви, я ощущаю глубокую необходимость, прежде чем сойти с этой трибуны, выразить беспокойство по поводу болезненного кризиса, разразившегося в недрах нашей Православной Церкви по причине неканонического решения Вселенского патриарха Константинопольского Варфоломея признать раскольническую церковь Киева и даровать ей так называемую автокефалию вопреки единогласной канонической традиции и исторической церковной деятельности. Эта трагедия раскола возлюбленной во Христе братии угрожает расколоть тело единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Мы переживаем сегодня события, которые, к сожалению, напоминают преддверие великого раскола 1054 года, разделившего Вселенское христианство на западных католиков и восточных православных, что привело ко всем известным трагическим последствиям. Этот раскол угрожает Вселенскому православию после присоединения Предстоятелей Александрийской и Элладской Церквей к решению Вселенского Патриарха. Не позволительно никому и особенно нам, православным монахам, являющимся первыми защитниками нашей Церкви, оставаться безучастными перед сегодняшним драматическим положением, в котором оказалось наше православие. Мы все должны перевести наше пассивное беспокойство в активную ответственность. Мы должны в молитве призвать милость Божию и просвещение Святого Духа, с тем чтобы Предстоятели Поместных Православных Церквей со всеобъемлющей любовью и смиренными и жертвенными помыслами прислушались ко гласу Господа, превозмогли непозволительный эгоизм, навязчивые идеи и манию власти и без влияния внешних политических сил и вмешательства геополитических интересов начали братский всеправославный диалог, направленный на преодоление настоящего кризиса, угрожающего единству православия. Потому что мы не должны забывать, что грех раскола неисцелим и непростителен. Только если будет действовать принцип соборности, на который всегда опиралась Православная Церковь, может быть найден выход из сегодняшнего положения. Я молюсь, чтобы Всемилостивый и Всеблагий Господь с искушениями даровал и выход.

Возлюбленные во Христе братия, с такими мыслями я с вами прощаюсь и опять с особой радостью и удовлетворением желаю хорошей работы нашей конференции. Дух любви и радость братства да объемлют всех вас в течение всего времени вашего пребывания на нашем острове.

_______________________________________________________________________________

[1] Преподобный Неофит, затворник Кипрский (1134–1219; память 24 января и 28 сентября ст. ст.) – один из самых видных представителей Кипрского монашества, основатель и первый настоятель монастыря святого Неофита, богослов, агиограф, гимнограф, а также автор исторических трудов.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить