Под покровом преподобного Иосифа Волоцкого

31 октября (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Иосифа игумена Волоцкого, чудотворца. «Прихожанин» решил отметить этот светлый праздник рассказом о единственном в Москве храме, освященном во имя этого святого, – храме Преподобного Иосифа Волоцкого в Старом Беляеве. Несколько месяцев назад мы уже рассказывали о нем в связи с большой угрозой, которая нависла над клиром и прихожанами, – власти собирались церковь сносить, чтобы на ее месте проложить дорогу (статья «Зачем нужна дорога, если она не приводит к храму?»). Приближающийся праздник предоставил нам повод еще раз наведаться в гости в этот чудесный храм. С нами согласился побеседовать его настоятель протоиерей Роман Марков.

Так получилось, что я приехал за полчаса до назначенной встречи и, понимая, что времени еще много, решил зайти в храм. Отворив дверь, услышал красивое мужское пение, увидел небольшую группу молодых женщин и отца Романа, окропляющего святой водой ряд икон, разложенных на длинных столах. Из его слов, обращенных к молящимся, я понял, что это ученики иконописной мастерской собрались на молебен. Чтобы не мешать присутствующим, постарался тихонько отворить дверь и вышел на улицу. Минут пятнадцать спустя, из храма появился и отец Роман…

– Батюшка, давайте начнем нашу беседу с истории. Расскажите, пожалуйста, о том, как возник первый и пока единственный в Москве приходской храм, освященный во имя преподобного Иосифа игумена Волоцкого?

– Моментом рождения нашего храма считается 14 сентября 2008 года, когда его освятил во имя преподобного Иосифа Волоцкого благочинный тогдашнего Андреевского благочиния протоиерей Анатолий Кожа. Но есть у нашего храма и своя предыстория.

Раньше ведь я служил в храме Живоначальной Троицы, что в Воронцовском парке. Служа там, я параллельно вел занятия библейской школы для наших прихожан. Для этих занятий мы тогда арендовали библиотеку на улице Новаторов. Вот в этой библиотеке в 2005 году и сформировалась наша община. Она была официально зарегистрирована и получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II, а меня назначили ее настоятелем. Потом возникла идея, что надо строить храм. Но где его построишь? Для строительства нужна земля. Выходит, надо либо восстанавливать какой-нибудь разрушенный храм, либо просить у Правительства Москвы выделить землю под новый.

К слову сказать, у православной общины должно быть название. Поскольку мы решили строить храм в честь Преображения Господа нашего Иисуса Христа, то у нашей общины появилось соответствующее название – Община храма Преображения Господня в Старом Беляеве. Название появилось, но храма еще не было. На улице Новаторов тогда располагалось здание теплопункта, и, по свидетельствам некоторых старожилов района, на этом месте когда-то находился храм, который потом переделали в теплопункт. В поисках подтверждения этого факта мы перерыли все архивы – московские и питерские, городские и областные. Увы, никаких доказательств найти не сумели. Тем не менее мы обратились в Правительство Москвы, к тогдашнему мэру Юрию Лужкову с просьбой передать общине пустующее задание теплопункта. Получили отказ. Согласно генеральному плану, на этом месте планировалась строительство жилого здания. Зато в качестве компенсации нам выделили землю под строительство храма.

Земли, правда, дали немного – соток 6-7. Мы с вами на этой территории сейчас и находимся. Когда-то здесь была контора озеленителей Мосжилзеленстроя. Они эту территорию забросили, а сами съехали. Вот нам эту землю и дали. Вы не представляете себе, что здесь было! Вся земля была просто завалена немыслимым количеством мусора. С этого крохотного пяточка мы вывезли 38 самосвалов с мусором! И начали строить наш деревянный храм. Помню, я тогда пришел в фирму, которая занималась строительством деревянных зданий и на их вопрос: «какое здание мы хотим иметь?» взял лист бумаги и нарисовал большой деревянный дом, состоящий из двух частей: алтарной и основной – для молящихся. В конечном итоге был создан просторный и уютный храм, вмещающий большое количество людей.

– И сколько же прихожан вмещает Ваш храм?

– Со стороны храм может показаться маленьким, но в обычные дни в нем размещается 300 человек, а на Пасху, Рождество и по большим праздникам – 450 прихожан, правда, стоять им приходится в плечом к плечу.

В строительную фирму я обратился в феврале 2008 года, а уже 4 месяца спустя, наш деревянный храм был уже готов. И 14 сентября, как я говорил, он был освящен.

– А почему выбор пал на преподобного Иосифа игумена Волоцкого?

– В определенной степени это связано с моими личными соображениями и воспоминаниями. В свое время я учился на факультете журналистики в МГУ, на отделении «Церковная журналистика». На первом курсе катехизис вел митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Он очень много рассказывал о преподобном Иосифе Волоцком, возил нас в Иосифо-Волоцкий монастырь, показывал иконы и книги, рассказывающие о жизни преподобного. Можно сказать, первую и основную информацию о святом я получил из рук митрополита Питирима. Уже позже я внимательно изучал жизнеописание преподобного Иосифа, прочитал его труд «Просветитель» и весьма проникся личностью этого святого. Поэтому, когда обсуждался вопрос, в честь кого назвать наш храм, я предложил преподобного Иосифа игумена Волоцкого. Тем более что в столице не было и пока нет храма, освященного во имя этого великого русского святого XV-XVI вв.

«Из жития преподобного Иосифа мы знаем, что он был ярым борцом с ересями и лжеучениями. А так сложилось, что деятельность нашей общины тоже напрямую связана с этим важнейшим делом: при нашем храме действует миссионерский центр по противодействию сектам, а также центр по реабилитации людей, отпавших от Православия, которым мы помогаем вернуться в лоно Церкви. Так что и в этом я вижу Промысл Божий: Господь надоумил нас в выборе нашего небесного покровителя.

– Отец Роман, Ваш деревянный храм существует уже 11 лет, но, насколько мне известно, здесь начато строительство и большого каменного храма…

– Дело в том, что наш замечательный храм во имя преподобного Иосифа Волоцкого все же не так велик. А численность прихожан постоянно растет, с каждым годом к нам приходит все больше и больше людей. Во время службы из-за тесноты многие вынуждены стоять кто на паперти, кто во дворе, благо и на улице мы организовали трансляцию богослужения. К тому же в скором времени начнется реконструкция нашего района. Согласно решению Правительства Москвы, большая промзона, которая находится поблизости, будет убрана и на этом месте начнется строительство серии жилых высоток. Можно предположить, что какая-то часть новых жителей захочет посещать богослужения. Куда же им идти? В нашем округе не так уж много храмов: кроме нашего, есть еще храм в Воронцовском парке, дальше храм в Коньково и храм в Новых Черемушках, но там много своих прихожан. Вот мы и задумались о строительстве большого каменного храма в честь Преображения Господня, который рассчитан на 2 тысячи человек.

– И как сейчас обстоят дела со строительством нового храма?

– Проблема в том, что нам пришлось остановить строительство и вносить изменения в проект. В грунт, на котором планируется возвести каменный храм, необходимо вбить дополнительно специальные сваи. На них будет лежать основная плита. Храм большой, и плита под ним тоже будет немаленькая – размером 40 на 50 метров. Буквально полтора месяца назад мы, наконец, получили разрешение Правительства Москвы на строительство. Теперь необходимо провести экспертизу по созданию свайного поля, а уж после – доделывать его, рыть котлован и класть бетонную плиту. Но всё упирается в деньги – бич нашего времени. Мы сейчас собираем средства (буквально) по копеечке. Слава Богу, строители входят в наше положение и идут нам навстречу.

 

– А какой будет судьба деревянного храма, когда будет построен каменный?

– Конечно, в столице должен быть приходской храм во имя преподобного Иосифа Волоцкого, мы сохраним наш любимый деревянный храм как памятник – ведь он по сути стал не только узнаваемым символом нашего района, но, в силу своей просветительской деятельности, и местом, известным многим православным людям.

– Отец Роман, мы с Вами беседуем в канун праздника преподобного Иосифа Волоцкого. Отсюда и вопрос: что, с Вашей точки зрения, верующим людям важно знать, понимать и помнить о святом Иосифе, игумене Волоцком?

– Прежде всего надо понимать и помнить, что преподобный Иосиф, игумен Волоцкий – это человек, которого неслучайно называют просветителем. Так называется и главный труд святого – его книга «Просветитель», направленная против новгородско-московских еретиков. В ней преподобный Иосиф, с одной стороны, обличает еретиков, а, с другой, излагает все аргументы против этой ереси. Если вы начнете читать «Просветитель», вы удивитесь тому, насколько это серьезное богословское произведение. По сути, это учебник догматического богословия, в котором дается правильное и точное понимание Священного Писания, учений о Святой Троице, Иисусе Христе, Богородице, иконах. В «Просветителе», написанном пять столетий назад, представлены все основные догматические постулаты, которыми сегодня руководствуется Русская Православная Церковь.

Господь мистическим образом избирает своих угодников. Вы знаете, к примеру, что уже в возрасте семи с половиной лет будущий святой мог наизусть цитировать Священное Писание! Известно, что будущий игумен Волоцкий был из дворянского рода, грамоте обучен, хорошо знал Слово Божие, наизусть читал Псалтырь. В детстве он жил в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре, где проходил послушание у старца Арсения. Позже Господь привел его в Пафнутьево-Боровский монастырь, и Иосиф 18 лет прожил под неустанным водительством святого Пафнутия Боровского, читал книги, духовно возрастал. Перед своей кончиной преподобный Пафнутий завещал, чтобы именно Иосиф стал игуменом обители, и братия в итоге избирает его руководить монастырем. Но преподобный Иосиф требовал для себя суровой аскезы. И он отправился искать ее в других обителях Руси. Некоторое время жил простым монахом в Кирилло-Белозерском монастыре. При этом он ни словом не обмолвился, что был игуменом. Впрочем, тайное всегда становится явным. Слишком просвещённым был Иосиф, хорошо читал на клиросе, замечательно пел, идеально знал богослужение.

Когда в 1479 году он создавал свой знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь, написал для обители и устав, весьма, к слову сказать, суровый. Многие монахи не выдерживали и даже убегали из монастыря в страхе. Для нас преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец является примером твердого отношения к вере. Об этом свидетельствует сама жизнь преподобного, его борьба с ересями, а также все его труды и, в первую очередь, книга «Просветитель».

– Отец Роман, давайте коснемся иной темы. Вы учились на факультете журналистики, готовились стать профессиональным журналистом и вдруг неожиданно стали священником. Как случилось, что вы пришли к Богу?

– Обращение к Богу – процесс длительный. Вы же понимаете: мы все родом из советского времени, и понятно, какая в нас была духовная начинка. Конечно, я в итоге нашел истину в Православной Церкви и в Спасителе нашем Иисусе Христе, но период поиска был достаточно долгий.

Как я из журналиста стал священником? Если отвечать коротко, скажу так: Господь призвал к служению. Но для меня этот процесс не был быстрым. На факультет журналистики МГУ я поступил сразу после армии. Именно в армии началось мое обращение к Богу. Как ни парадоксально, армия учит человека смирению. Был у меня там случай, который на меня сильно подействовал. Служил я в стройбате, освоил профессию машиниста башенного крана, а эта машина, хотя и интересная, но весьма опасная. И вот однажды, – я только-только получил удостоверение машиниста башенного крана и приступил к работе, – сильно разогнался и не успел затормозить. Башенный кран ведь едет по рельсам, а в конце рельсов должны находиться сдерживающие упоры, чтобы кран не съехал с них и не завалился. А у нас вместо упоров была бетонная плита. И вот я не успел затормозить и ударил плиту. Она отлетела в сторону как пушинка, а кран продолжал двигаться дальше. В эти мгновения вся жизнь пролетела перед моими глазами, и я мысленно обратился к Богу: «Господи, если Ты есть, сохрани мою жизнь»… Кран остановился на самом краю рельса, – если бы он проехал еще хоть один сантиметр, то сорвался бы в глубокий котлован вместе со мной…

Именно в армии я начал серьезно задумываться о жизни и бытии; уходя в увольнения, стал посещать храм и причащаться; бывал на богослужениях в Елоховском (Богоявленском) соборе, когда там служил Патриарх Алексий II.

После армии поступил на факультет журналистики. Я ведь еще перед армией работал в газете, в 18 лет стал членом Союза Журналистов и по идее должен был бы и дальше заниматься этой профессией. Помню, пришел я на первую лекцию, сижу и думаю: «Господи, а зачем же я сюда поступил? Надо было в семинарию поступать». В то время я часто ходил в Казанский собор на Красной площади, который только-только был восстановлен и заново освящен. Помню, как батюшка в соборе в ответ на мои сомнения сказал: «Церкви нужны образованные люди, которые смогут ей послужить теми дарами, что заложил в них Господь». Я прислушался к этим словам и закончил факультет журналистики. На 4 курсе я был алтарником в Казанском соборе, позже меня рукоположили в сан диакона и направили служить в храм Всех Скорбящих Радостей на Большой Ордынке. Так что в итоге я совмещал учебу в университете с богослужениями: утром служил Литургию, потом ехал на лекции, а потом обратно не вечернюю службу, благо от Ордынки рукой подать до Моховой, где находился факультет журналистики.

Когда окончил МГУ, поступил в семинарию. В 2000 году Патриархом Алексием II был рукоположен в сан священника и направлен в храм Живоначальной Троицы в Воронцовский парк, а после стал настоятелем храма преподобного Иосифа Волоцкого.

– Отец Роман, несколько месяцев назад «Прихожанин» писал об угрозе сноса действующего деревянного храма и потери ряда строений храмового комплекса ради строительства дороги. Какова ситуация сейчас?

– В течение этих месяцев у нас не было никакой информации, но буквально на днях мне скинули ссылку на «Вестник мэра и Правительства Москвы», в котором говорится о постановлении Правительства Москвы о реконструкции нашего района. Честно говоря, из этого постановления мы пока еще не поняли, оставляют ли наш храмовый комплекс в покое или намереваются сносить действующий храм и прокладывать дорогу через нашу территорию. Не исключено, что, все выступления и протесты жителей района в защиту храма были проигнорированы. Надеюсь все-таки, что наш храмовый комплекс не будет затронут. Но пока сказать ничего конкретного я не могу. Будем разбираться. Но мы ведь и не дадим снести наш деревянный храм и другие храмовые постройки. За 11 лет он уже стал историческим зданием, и мы будем за него бороться. Мы также не сможем обойтись и без храмовых помещений, предназначенных для миссионерского центра и воскресной школы.

– Отец Роман, расскажите, чем занимается Ваш миссионерский центр?

– В первую очередь необходимо сказать о нашей работе с людьми, отпавшими от Православия. Я ведь сказал, что мы идем по стопам преподобного Иосифа Волоцкого, который боролся с ересью. К нам со всей Москвы приходят люди, которые хотят вернуться в Церковь. Да, они совершили грех, отпали от Христа, уклонились от Православия, когда пришли в секту и прошли там какой-то обряд посвящения или инициацию. Православной Церковью это рассматривается как отпадение от Православия. Но если эти люди хотят вернуться в Церковь, с ними необходимо провести определенную работу, они должны изучить духовную литературу, послушать лекции. Подобная реабилитация занимает от 2-3 месяцев до полугода. После чего мы беседуем с отпавшими от Православия людьми, смотрим, какие внутренние изменения у них происходят. И после совершаем Чин присоединения к Церкви.

Эти люди пишут прошение на имя Святейшего Патриарха, а я как руководитель центра и председатель Комиссии по реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете города Москвы свидетельствую, то есть пишу свой рапорт Святейшему Патриарху о том, что они готовы к присоединению к Православной Церкви. Святейший Патриарх, получив эти документы, изучает их и принимает свое решение: как правило, он дает мне благословение совершить Чин присоединения к Православию данных лиц. Ближайший Чин присоединения мы совершим в субботу накануне праздника преподобного Иосифа Волоцкого.

К слову сказать, работа по реабилитации людей, отпавших от Православия, большая и трудоемкая. Два месяца назад мы присоединили к Православию 12 человек, а в эту субботу будем присоединять уже 23 человека…

– …Но нельзя же заглянуть в душу человеку и понять, насколько искренне он готов вернуться в Православие

– Как сказано в Священном Писании, «от слов своих оправдаешься, и от слов своих и осудишься» (Мт. 12, 37). Конечно, в душу человеку не заглянешь. Но никто же не заставляет этих людей приходить к нам, это их собственное решение присоединиться к Православной Церкви.

Комиссия, которую я возглавляю, существует второй год. Во всех викариатствах, во всех округах нашего города существуют миссионерские центры по проведению первичного приема. Люди, которые были в сектах, могут прийти к миссионерам, которые занимаются вопросами реабилитации, рассказать о своей ситуации и получить необходимую информацию. Людей, отпавших от Православия и желающих вернуться в лоно Церкви, со всей Москвы направляют либо к нам, либо в храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке, где я раньше служил.

Программу реабилитации в 1995 году начал протоиерей Олег Стеняев в храме Всех Скорбящих Радость. Он меня многому научил. Долгое время мы работали с ним вместе и за 5 лет, с 1995 года по 2000 год, присоединили к Православию больше тысячи человек. Сейчас чин присоединения там совершает митрополит Волоколамский Илларион. Это только кажется, что сект в России нет. На самом деле в одной только Москве действует 500 официально зарегистрированных в Минюсте сект! Как ни печально, есть такая тенденция: чем больше в обществе нестабильности, тем более пышным цветом расцветает сектантство. Так было в 90-е годы прошлого века, так происходит и сейчас.

– Вы сказали, что духовная работа по присоединению к Православию занимает несколько месяцев. От чего зависит срок? Что необходимо человеку пройти за это время?

– Это зависит от духовной готовности человека. Бывает, человек какое-то время пребывал в некой христианской секте, был баптистом или адвентистом, читал Слово Божие, знает Библию. С таким человеком работать проще. Он уже со многим знаком. Ему надо указать на отдельные цитаты из Священного Писания, на тексты святых отцов, которые истолковывают эти места из Священного Писания. С такими людьми мы говорим на одном языке. Сложнее с теми, кто занимался оккультизмом, а таких сейчас очень много. С ними надо изучать Священное Писание практически с нуля. А на это необходимо значительно больше времени.

Наша главная цель – работать с грешником и побеждать грех. В святоотеческой литературе есть такое мудрое высказывание: «люби грешника и ненавидь грех». Этим принципом мы и руководствуемся.

– Отец Роман, так если бы сегодня был жив Лев Толстой, его сначала отлучили бы, а потом присоединили бы к Церкви?

– Понимаете, любое желание человека должно быть сопряжено с действием. Мало хотеть, необходимо делать. Что требовалось от Льва Николаевича? Покаяние. Если бы он тогда раскаялся в своих заблуждениях, то и проблем бы не было. Но он этого не сделал, нет свидетельств о его покаянии.

– Помимо работы с отпавшими от Православия Вы еще готовите миссионеров для всего Юго-Западного викариатства. Кто может стать миссионером? И как Вы их готовите?

– Миссионером может стать любой человек, который желает посвятить себя миссионерскому служению. В процессе обучения в нашей миссионерской школе мы с будущими миссионерами изучаем дисциплины академического плана: Ветхий и Новый Заветы, сектоведение, миссиологию, догматическое богословие. Это образование уровня семинарии. Два года в нашей школе учатся будущие миссионеры, а потом возвращаются в свои храмы, свои приходы и начинают там трудиться. А кто-то желает продолжить обучение, – ведь у нас год на год не приходится.

– А кто преподает в миссионерской школе?

– Священники, но и не только. Те, кто помогают нам в системе реабилитации: протоиерей Олег Стеняев, отец Георгий Максимов, иеромонах Аполлинарий (Панин), Роман Михайлович Конь, Андрей Иванович Солодков, Виталий Валентинович Юдин. Это преподаватели очень высокого уровня.

– Батюшка, я знаю, что в сферу Вашей заботы входит и церковь, которая находится в онкоцентре…

– Да, это приписной больничный храм Иверской иконы Божией Матери, который располагается в Российском научном центре рентгенорадиологии на улице Профсоюзная, 86. Там мы окормляем пациентов онкоцентра это около 350 взрослых и 60 человек детей. Каждую субботу мы служим для них Литургию, помогаем им исповедоваться и причащаться. А по окончании Литургии берем Святые Дары и идем в палаты к тем больным, которые не в силах ходить. Наши волонтеры проводят занятия в детском отделении.

– Я знаю, что долгое время Вы один служили в храме преподобного Иосифа Волоцкого. Сейчас Вам помогает протоиерей Александр Троицкий. Но, наверное, на такой круг дел и вдвоем приходится нелегко?

– Господь дает силы человеку, если он занят нужным делом. Какое-то время я действительно служил один, потом у меня появился помощник. Он был сначала алтарником, потом стал диаконом, после священником. А затем был назначен настоятелем в один из строящихся храмов по программе «200 храмов». А потом в наш храм был назначен отец Александр. Вместе мы служим уже третий год. Конечно, хотелось бы, чтобы духовенство увеличивалось. Некоторые наши бывшие алтарники сейчас учатся в семинарии, один из них также по имени по имени Александр уже на четвертом курсе. Когда он получит диплом, я буду просить Святейшего Патриарх рукоположить его в сан диакона. Конечно, нам с отцом Александром трудно. Ведь помимо службы, мы занимаемся и миссионерской школой и воскресной. У нас есть Детская воскресная школа, которой занимается отец Александр, и взрослая школа по изучению Библию, которую веду я. А еще у нас на попечении роддом № 4, мы с ним давно сотрудничаем. В роддоме есть небольшая часовенка, и отец Александр по четвергам служит там молебен и причащает женщин, которые лежат на сохранении.

– К слову о молебне. До нашей беседы я заглянул в храм и видел, что у вас там шел молебен для учащихся иконописной школы…

– Это наша иконописная мастерская «Темпера». Она существует уже третий год. Там работают очень хорошие педагоги, закончившие Свято-Тихоновский университет. В мастерской занимаются те, кто хотят научиться иконописи. И у них уже хорошо получается. Преподаватели требовательные и благодаря этой требовательности, видны очень хорошие результаты.

– Кто ученики?

– Желающие приезжают к нам со всей Москвы. А потом, научившись, они начинают работать у себя на приходах, выполняют заказы, которые дает им настоятель их храма. Иконопись сейчас востребована как никогда. Сейчас много храмов строится, нужно писать иконостасы, аналойные образы. Ведь одно дело выстроить стены храма и совсем другое – наполнить его иконами.

– За эти три года бывало ли так, что Вы смотрели на плоды трудов учеников Вашей иконописной мастерской и думали: «А вот эту икону я с удовольствием оставил бы для храма преподобного Иосифа Волоцкого»?

– (Отец Роман весело засмеялся) И не одну икону! У тех, кто учится в «Темпере», очень здорово получается. Но, как правило, иконы для нашего храма я прошу писать преподавателей «Темперы».

– Кстати, отец Роман, на Вашей территории я видел внушительную надувную конструкцию – этакий длиннющий надувной дом. Напоминает Ноев ковчег. На двери написано, что это православный спортивный центр «Золотой витязь». Такого мне не доводилось видеть ни на одном приходе. Почему Вы решили его открыть?

– Это тоже своего рода миссионерская работа. Ведь нашу молодежь надо как-то привлекать к храму, воцерковлять и катехизировать. Вот мы и решили открыть для детей и подростков спортивный клуб для занятий боевыми искусствами. Кстати, там всё существует в церковном духе: каждое занятие, каждая тренировка начинается с молитвы. Периодически я сам прихожу к ребятам, рассказываю им о церковных праздниках, о богослужениях. Многие подростки, из тех, кто занимается в «Золотом витязе» периодически приходят в наш храм, исповедываются и причащаются. Часто подростки и своих родителей приводят.

В «Золотом витязе» разные виды борьбы: смешанные единоборства, боевое самбо, карате, джиу-джитсу. Все тренеры – люди православные и воцерковленные. К нам приезжают известные спортсмены. Да и сам комплекс – удобная и универсальная конструкция. Мы его используем не только для спортивных занятий. Когда необходимо, устраиваем в нем своеобразный лекторий: натягиваем экран, устанавливаем кресла. Когда мы сняли фильм про преподобного Иосифа Волоцкого – «Воин духа», то также собрали наших прихожан, присутствовал и наш владыка, епископ Дмитровский Феофилакт, духовенство. Смотрели фильм, обсуждали, сейчас эту картину, посвященную 500-летию со дня преставления преподобного Иосифа Волоцкого, можно увидеть на YouTube.

Кроме того, в этом пневмокаркасном здании по окончании Великого поста мы ставим лавки, накрываем столы, чтобы вместе с нашими прихожанами разговеться под радостные возгласы: «Христос Воскресе!».

– Батюшка, мы с вами говорили о миссионерской школе, о реабилитации отпавших от Православия, об иконописи и даже о спортивном центре. Но забыли про Ваш совершенно необыкновенный мужской хор, который поет под сводами храма преподобного Иосифа Волоцкого. Как Вы его нашли?

– Это отдельная история. Был у нас раньше другой хор, с которым по ряду причин мы расстались. Я стал искать новых ребят, – хотел, чтобы хор был мужским. И вот как-то раз ко мне пришла одна прихожанка и посоветовала посмотреть информацию на сайте Регент.ру. Там было указание на ребят, которые пели в византийском и древнерусском стиле с пометкой, что это пение для сугубой молитвы. Я позвонил и пригласил их на прослушивание. И почти сразу же понял, что это именно то, что я искал. Эти певчие уже четвертый год трудятся в нашем храме: два брата-близнеца Петр и Павел и еще двое, баритон и бас – Андрей и Иван. В полном составе они поют только по праздникам и выходным, а по будням поют только Петр и Павел, но диапазон у братьев таков, что кажется, что поет полный квартет. Их пение привлекло меня тем, что оно действительно побуждает человека задуматься о Боге, сконцентрироваться на молитве, подумать о своих грехах. Причем поют они каждый раз по-разному: могут спеть Литургию Знаменным распевом, а могут дать современную обработку древнего греческого или Валаамского распева. Думаю, этим ребятам есть еще куда расти.

– Отец Роман, я вот Вас слушаю и думаю, как много интересного и полезного и для души и для тела совершается у Вас на приходе…

– Мы стараемся по мере наших сил… Потому и волнуемся о том, какое решение будет принято в отношении нашего храма и всего храмового комплекса. Но, как уже было сказано выше, мы, наш приход, и многие другие православные люди будем бороться за него.

Впрочем, надо всегда предаваться воле Божией и помнить, что в Евангелии сказано, что ни один волос не упадет с головы человека без воли Отца Небесного. Верим мы также и в то, что наш небесный покровитель, преподобный Иосиф игумен Волоцкий, чудотворец нас не оставит. Ведь мы постоянно находимся под его покровом, под его защитой.

Беседовал Петр Селинов