«Радуйся, светлыми лучами чудес от святыя Твоея иконы страну Российскую озаряющая…»

Николай Головкин

4 сентября – день празднования Грузинской иконе Божией Матери, престольный праздник в старинном московском храме Живоначальной Троицы в Никитниках, что в Китай-городе.

Грузинская икона Божией Матери первоначально находилась в Иверии. Достоверно неизвестно, кто является автором иконы и когда она была написана. 

Икона относится к типу Одигитрия и близка к изводу Перивлепты. Пресвятая Богородица изображена со слегка повернутой и наклоненной к сидящему на Ее левой руке Богомладенцу Христу. Голова Иисуса немного откинута, в левой руке находится свиток, а правая сложена в благословляющем жесте. Особенностью изображения Иисуса Христа является правая нога, повернутая обнаженной подошвой наружу.

***

В 1622 году владыка Персии Аббас Мирза, более известный в мировой истории как Шах Аббас, видя в упрочении связей Грузии и России угрозу персидскому царству, организовал разрушительный поход на православную страну. Он подверг ее разграблению и захватил множество ценностей и святынь для дальнейшей продажи их иностранным купцам. Попала к нему и икона Грузинской Божией Матери.

В 1625 году приказчику Стефану Лазареву, приехавшему в Персию по купеческим делам, предложили купить образ Богоматери в серебряно-золотом окладе. Хоть цена и была довольно высока, Лазарев приобрел икону, спас ее от иноплеменных.

А ярославскому купцу Григорию Лыткину, у которого служил Лазарев, тем временем приснился сон. Голос во сне приказал купцу доставить образ Богородицы в Черногорский мужской монастырь (образован в 1603 году, впоследствии обитель переименована в Красногорский монастырь!) на реке Пинеге, неподалеку от Архангельска. Свой сон Лыткин не воспринял серьезно и вскоре забыл о нем.

В 1629 году по прибытии приказчика домой он вспомнил наставление свыше и тут же отправился в путь к Архангельску. Лыткин передал священный образ инокам обители. На свои средства купец построил здесь храм. В дремучих лесах Грузинская икона Божией Матери прославилась многими чудотворениями.

Однажды монах Питирим, давно не видевший и потерявший слух, горячо молился перед ликом Царицы Небесной об исцелении от своих недугов. По окончании молитвы к нему вернулись зрение и способность слышать. Молва о чудотворном образе быстро разнеслась по округе и стала распространяться дальше по городам и весям Руси.

***

Грузинская икона Божией Матери,
точный мерный список иконы, 1707 год

В 1654–1655 годах в России бушевала самая крупная эпидемия XVII века – эпидемия чумы. Точное количество жертв эпидемии неизвестно, источники дают огромный разброс в оценках – от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч.

Летом 1654 года чума была занесена в Москву. Город охватила паника, бежавшие из него люди разносили болезнь вглубь страны.

Уже в сентябре 1654 года эпидемия охватила почти всю центральную часть России. Чума также свирепствовала в Казани, Астрахани и в Речи Посполитой, с которой Россия вела войну.

В январе 1655 года эпидемия практически полностью утихла. Однако в 1656–1657 годах оставшиеся кое-где очаги спровоцировали новую, менее смертоносную, вспышку, которая затронула, в основном, низовья Волги, Смоленск и Казань.

В поисках спасения народ  всё чаще и чаще обращался к Богу, молился перед чудотворными иконами.

С помощью чудотворных икон Богоматери связано прекращение эпидемии в нескольких городах России: принесение Югской иконы в Рыбинскую слободу, Седмиозерной – в Казань, молебны перед Боголюбской иконой в Угличе, написание новой иконы Богоматери в Шуе, которая была позднее названа Шуйской-Смоленской иконой, вмешательство Толгской и Смоленской икон в Ярославле.

В Москве, по преданию, многие люди выздоровели благодаря заступничеству от иконы Грузинской Божией Матери.

Во время эпидемии 1654 года чудотворный образ доставили на некоторое время в Москву в храм во имя Троицы Живоначальной в Никитниках, что находится в самом сердце столицы, близ Красной площади. Здесь многие молившиеся перед чудотворным образом избавлялись от болезни.

Так, в благодарность за исцеление своего сына серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов перед возвращением святыни в Черногорский монастырь заказал для храма Троицы в Никитниках список с Грузинской иконы, который приписывают кисти Симона Ушакова.

С тех пор православные москвичи, глубоко чтившие этот образ, нередко называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской иконы Божией Матери.

***

В 1658 году по указу царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона иконе благодаря сообщениям о чудесах было установлено празднование 22 августа / 4 сентября, в день ее появления в Черногорском (Красногорском) монастыре.

В 1698 году указом было предписано ежегодно приносить Грузинскую икону в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости».

Кроме Архангельска, чудотворный образ несли в крестных ходах в Вологду, Великий Устюг, Переславль-Залесский, Сибирь.

Тогда же был написан и канон иконе смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.

***

С Грузинской иконы были сделаны и другие списки, некоторые из которых почитались чудотворными.

Кроме Троицкого храма в Никитниках, в Москве есть еще три чудотворных образа этой святыни: в храме Воскресения Христова в Сокольниках (ранее – в Алексеевском женском монастыре, расположенном на месте нынешнего храма Христа Спасителя), в храме святителя Мартина Исповедника на Таганке (ранее – в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле),  в храме Живоначальной Троицы в музее-усадьбе Останкино (ранее иконой владела схиигумения Фамарь, в миру известная как княжна Марджанишвили; чудотворный образ был подарен ею другу семьи Якову Немсцверидзе, коему и явилась во сне Пресвятая Богородица, повелевшая подарить икону церкви в Останкино).

***

В 1920–1922 годах после закрытия Красногорского монастыря икона исчезла, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появилась в нем.

Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую Патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

…Ныне в Государственной Третьяковской галерее хранится точный мерный список иконы 1707 года (в иконе находятся 4 мощевика), выполненный Кириллом Улановым, изографом кремлевской Оружейной палаты, совместно с сыном Иваном. Надпись на нижнем поле образа гласит:

«[1707] написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския».

***

Первоначально на месте храма Живоначальной Троицы в Никитниках была деревянная церковь великомученика Никиты. В 1626 во время пожара в Китай-городе церковь, видимо, сгорела, но икону святого Никиты спасли.

В 1631–1634 годах, во времена царя Михаила Феодоровича, при Патриархе Филарете, на средства богатого купца Григория Леонтьевича Никитникова, выходца из Ярославля, поселившегося в этом переулке, несколько раз менявшем свое название, был построен каменный храм во имя Живоначальной Троицы – замечательный памятник архитектуры стиля «русское узорочье», являвшийся впоследствии образцом при строительстве многих московских храмов.

Надпись на одной из стен храма гласила следующее:

«Лета 7161 при державе благоверного и христолюбивого Государя, Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Pycи, в осьмое лето благочестивыя державы Царства его, совершена и подписана бысть церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы иждивением гостя Георгия Леонтьева сына Никитникова и сына его Андрея и внука его Бориса».

Впервые имя строителя храма купца Григория Никитникова мы встречаем в начале XVII века: он молодой земский староста, его подпись стоит в списках участников первого и второго земских ополчений, созданных в Ярославле в связи с патриотическим подъемом народно-освободительного движения в борьбе с польскими и шведскими захватчиками.

Троицкий храм не избежал грабительства неприятелей в 1812 году, но остался невредимым.

 «Поставленная на высокий подклет на холме, – писал наш современник известный москвовед Сергей Романюк, – церковь была видна издалека, привлекая взгляд необыкновенной живописностью силуэта: устремленный вверх четверик со спаренными колонками и горкой изящных кокошников увенчан пятью главами на высоких барабанах, обработанных колонками и арочным пояском. Основному четверику вторят пирамиды кокошников двух приделов: северного, Никольского, и южного, Никиты Воина, над усыпальницей купцов Никитниковых, – а главному объему – парадная шатровая колокольня и небольшой шатер крыльца. Исследователи считают вероятным участие в строительстве мастеров из Ярославля. Разнообразное декоративное оформление фасадов подчеркивается яркой двухцветной окраской. Уютные интерьеры храма покрыты ковром многоцветной росписи, которая была завершена около 1653 года».

***

Приделы Троицкого храма посвящены святителю Николаю, апостолу Иоанну Богослову, Грузинской иконе Божией Матери.

Особый придел в честь Грузинской иконы Божией Матери был устроен в подклети храма на средства церковного старосты А.В. Александрова в 1904 году в память 250-летия избавления от эпидемии моровой язвы и в ознаменование посещения храма в 1900 году императором Николаем II. Тем самым было утверждено существование в Троицком храме с XVII века почитание одного из списков чудотворного образа.

***

В работе над интерьером храма Живоначальной Троицы в Никитниках принимали участие «царские изографы» – мастера Оружейной палаты Симон Ушаков, Яков Казанец, Иосиф Владимиров и Гавриил Кондратьев…

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

Многие иконы местного ряда в сохранившемся позолоченном деревянном иконостасе главного престола в Троицком храме в Никитниках выполнены иконописцами Оружейной палаты. Для этой церкви в 1659 году иконописцы Яков Казанец, Симон Ушаков и Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом», а иконы «Великий архиерей», «Богоматерь Владимирская», или «Насаждение древа Государства Российского», принадлежат кисти Симона Ушакова.

Иконы строгановского письма расположены в верхних ярусах иконостаса. Образа нижнего ряда иконостаса «Благовещение с акафистом» (1659, работа Я. Казанца, С. Ушакова и Г. Кондратьева) и Владимирская икона Божией Матери («Древо государства Московского», 1659, С. Ушаков), а также чудотворная Грузинская икона считаются святынями.

Икону «Владимирская Богоматерь» («Насаждение древа государства Российского») можно назвать картиной, изображающей триумф русской государственности. В нижней части ее представлена Кремлевская стена, за ней Успенский собор – главная святыня Русского государства. У подножия собора князь Иван Калита – собиратель русских земель – и митрополит Петр, первым перенесший митрополичью кафедру из Владимира в Москву, сажают древо Русского государства. На ветвях его размещены медальоны с портретами всех наиболее значительных политических деятелей Древней Руси. В центральном, самом большом, медальоне представлена икона Владимирской Богоматери, почитавшейся покровительницей Москвы. Внизу, на Кремлевской стене, изображенной реалистически, стоят царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична с царевичами Алексеем и Федором.

***

В 1917 году во время октябрьских боев Троицкий храм пострадал, а в 1920-е годы был закрыт.

В 1924–1930 годах в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках проводились большие реставрационные работы. В 1934 году здание храма было передано Государственному Историческому музею, который открыл в нем свой филиал.

В 1935–1940 годах производилось раскрытие первоначальных росписей храма. Фрески 1652–1653 годов сегодня поражают верующего человека, настраивают на молитву.

…В 1991 году власти Москвы приняли решение о возвращении храма верующим и возобновлении богослужений. Многие годы ведется реставрация святыни.

***

Здесь, в этом древнем уголке Москвы, корни нашего родового древа. В конце XIX – начале XX веков в Ипатьевском  переулке (Никитников переулок перпендикулярен Ипатьевскому), который соединял две из трех главных улиц Китай-города Варварку и Ильинку и, по словам современника, «представляет собой узкий, вымощенный крупным булыжником проезд с лепящимися друг к другу домами», по левую сторону от Варварки стоял каменный двухэтажный собственный дом (№ 10) моего прадеда купца Алексея Алексеевича Головкина. Этот дом стал «колыбелью» для двух поколений его семьи.

Из окна дома был хорошо виден храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Семья часто его посещала. Алексей Алексеевич Головкин, человек глубоко верующий, жертвовал деньги на этот и другие храмы первопрестольной.

Дом Головкиных  стоял рядом с палатами (дом № 12) Симона (Пимена) Федоровича Ушакова (1626–1686), знаменитого иконописца, которого принято считать основателем русской живописи. Ведь до него на Руси писали только иконы, а Ушаков начал рисовать портреты светских людей, так называемые парсуны – переходный жанр между иконописью и светским портретом.

Имя Симона Ушакова, надо полагать, и спасло древние палаты от уничтожения в советское время. А дом Головкиных был снесен, когда здесь возводился комплекс зданий ЦК КПСС, где ныне размещается Администрация Президента РФ.

С начала индустриализации в России, пришедшейся на конец XIX века, дореволюционная Москва состояла из множества небольших фабрик и частных производств.

Одним из них владел Алексей Алексеевич Головкин. Это была москательная фабрика, которая располагалась неподалеку от дома прадеда в Ипатьевском переулке, если идти по нему в сторону Ильинки. На Ильинке издавна селились ткачи, поэтому краски для холстов были всегда востребованы.

В 1881 году в семье Алексея Алексеевича Головкина и его супруги Марии Андреевны родилась дочь Мария, а в 1895-м – сын Владимир, мой дед.

А после октябрьской революции здесь успели появиться на свет и внуки. 17 марта 1918 года в семье сына Владимира Алексеевича и его супруги Анны Васильевны (урожденной Семеновой) Головкиных родился первенец – мой отец Алексей. Его брат Владимир и сестра Елизавета появились в доме прадеда в 1919 и 1921 годах.

Прадед умер в 1917-м. Как и почившая ранее супруга прабабушка Мария Андреевна, он был похоронен на Ваганьковском кладбище. Их могилы, увы, не сохранились.

Семью Головкиных после октябрьской революции долго не давали в обиду рабочие национализированного завода и снабжали продуктами, которые регулярно привозили из подмосковных сёл, где они жили.

***

От Старой площади, где на углу с Варваркой сохранилась часть стены Китай-города, поднимаюсь в горку в Никитников переулок. Переулок невелик. И вот открывается храм Троицы Живоначальной в Никитниках.

На рубеже XIX и XX веков он был заслонен большим зданием Московского страхового общества, которое включало в себя гостиницу «Боярский двор» и торговые помещения (архитектор Ф.О. Шехтель). И поэтому издали его не увидать. В давние же времена среди низеньких домиков обывателей этот храм должен был казаться особенно величественным и красивым.

Приближаясь к храму, любуюсь им. Сколько раз бывал здесь! И всегда изумленно смотрю на него. Взгляд скользит снизу вверх по переходам, наличникам, карнизам к кокошникам… В честь Единосущной и Нераздельной Троицы создана эта красота!

Затепливаю свечи у икон Святой Троицы, Грузинской иконы Божией Матери и святителя Николая. Молюсь в Троицком храме в Никитниках и о здравии всех своих родных. И о упокоении усопших.

Верю, что наши почившие родные и близкие, кто вел праведную жизнь, не раз помогали и всегда будут помогать нам в нашем земном бытии.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить