Велия веры чудесе

Юлия Кулакова

«Велия веры чудесе: в пещере яко в чертозе царском святые седмь отроцы пребыша, и умроша без тли, и по мнозех временех воссташа яко от сна во уверение воскресения всех человеков…» Эти строки, сразу выводящие слышащего из плоскости того, что мы привыкли считать реальностью, в реальность Истинную, как ни странно, знают многие из тех, кто заходит в храм разве что «поставить свечку». Ведь в «народном богословии» святым, к которым обращены эти дивные слова тропаря, принято молиться для того, «чтобы младенец крепко спал». Уверение в том, что утверждают и Символ веры («чаю воскресения мертвых»), и мать, поющая плачущему младенцу о тех, о ком, может, и не знает сама. Великое и малое рядом, поскольку Предвечный Бог и Сам умалился до зрака раба и пришел спасти нас.

В сказаниях разных народов есть легенды о героях, богатырях, правителях, которые не умерли, но спят крепким сном, погребенные внутри скалы. Они проснутся, как только их народу будет грозить опасность, они придут на зов и спасут своих людей. Древние легенды оказались близки к прозрению: некогда Сам Спаситель, «плотию уснув», будет погребен в новом гробе, высеченном внутри скалы. И воскреснет, и разрушит ад, и выйдет «яко Победитель», указуя всем путь ко спасению. Во образ Его восстания будет и дивная история, приключившаяся в III веке с семью молодыми юношами из Эфеса – «отроками Эфесскими», как зовутся они в святцах.

Православная традиция так называет их имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин), Антонин. Имена первых двух практически неизменны и в других традициях, в том числе мусульманской (да, даже у мусульман сохранилось предание о неких юношах, что не хотели отречься от истинной веры, и Бог явил через них чудо всему миру). Максимилиан был сыном префекта города, его товарищи – наследниками аристократических семей. Но эта «золотая молодежь» собиралась не для разгульной жизни и увеселений: юноши тайно приняли христианскую веру, посещали церковь и пребывала вместе в молитве.

Тайна была раскрыта, и о мятежных юношах доложили императору. Тот, надеясь, что страх смерти пересилит в молодых людях желание поклоняться Христу, не отдал их на пытки и казнь, но дал им несколько дней «на размышление». Юноши отправились в известную им пещеру в горах, желая постом и молитвой приготовиться к ожидающим их мучениям и смерти. Когда же они вознесли первые моления, их одолел крепкий сон.

Юноши не вернулись в назначенный день, и император велел выпытать у родителей место их убежища и завалить вход пещеры камнями. Среди слуг были тайные христиане, но всё, что они смогли сделать, – это оставить среди камней табличку с именами юношей и уверением, что они погибли за свою веру.

Шли годы, десятилетия, минуло уже и полтора века. Распространялась по земле вера Христова, но распространялись и ереси. В Эфесе набирала силу ересь, отрицавшая воскресение мертвых. А рядом с пещерой некий крестьянин, которому вряд ли было дело до ересиархов, решил построить загон для скота. Обрушился каменный завал, и проснулись спавшие почти два века юноши.

Думая, что настал всего лишь следующий день, они посовещались и решили не ждать несколько дней, но сегодня же после сугубой молитвы явиться к императору Декию и объявить о своем решении. Младший из них, Иамвлих, всегда готовый, по слову Господню, послужить братиям, немедленно отправился в город, дабы по просьбе товарищей купить немного еды. Как узнаваемо это желание молодых, еще растущих, и как перекликается оно с евангельским эпизодом, где воскрешенная отроковица немедленно «начала ходить, потому что была лет двенадцати» (Мк. 5:42), а милосердный Господь, Которому предстояло Распятие, Сам позаботился даже о том, чтобы девочке дали есть…

На рынке, конечно же, произошло смятение. Юноша, почти мальчик, в дорогой одежде, которую носили века назад, пытается расплатиться за пищу старинными монетами! Жадные торговцы решили, что он нашел и утаивает клад. Иамвлиха связали и повели к правителю, и он молился, думая, что уже предстанет перед Декием. Он видел родной город, но не узнавал улиц и был изумлен, представ перед градоправителем, не меньше, чем сам градоправитель, увидевший, кого к нему привели. Глава города и епископ, который в этот момент находился у него, расспросили юношу обо всем и поняли, что стали свидетелями величайшего чуда. В народных легендах богатыри просыпались от долгого сна и выходили на защиту людей от внешнего врага. А в Эфесе в тот день были пробуждены праведные отроки, посланные Богом через века на защиту истинной веры от ереси.

Градоначальник и епископ, предварительно отослав весть императору, немедленно направились к пещере. Слуги отыскали таблички, где было рассказано о подвиге замурованных здесь христиан, а именитые гости уже беседовали с теми, кто волей Божией провел в пещере почти два столетия.

Вскоре прибыл и сам император вместе с епископами. И только когда все смогли удостовериться в чуде, когда каждый укрепился в вере в то, что Господь властвует над жизнью и волен воскресить из мертвых, тогда юноши вновь забылись сном, который знаменовал уже окончательный переход их из этого мира в мир иной, в радость Господа. Император распорядился похоронить их в драгоценной раке, но святые явились ему во сне и повелели оставить их тела на земле, там, где они и перешли от этой жизни в жизнь вечную.

Века идут за веками. Как много за это время написано фантастической литературы о том, как некие люди уснули долгим сном или побывали в ином мире, а потом вернулись через много лет домой и не узнали родных мест! Сколько будет жив человек, столько будет ему интересно заглянуть в будущее и увлеченно он будет читать о путешествиях во времени, даже не зная, что одним из первых таких «произведений» в мировой культуре нашего времени стало житие святых семи отроков Эфесских. И будут сидеть с книгой в яркой обложке молодые люди в том самом возрасте, в котором Иамвлих шел с молитвой на устах по улицам Эфеса и не узнавал родного города. Думая не о прошлом и не о будущем, а лишь о том, как желанны для него и его друзей Отчие объятия.

 


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить