Одигитрия Русского Зарубежья

Николай Головкин

16 июня  день празднование иконе Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная.

В 2009 году, этот чудотворный образ впервые после долгой разлуки с Родиной был привезен для поклонения в Россию... 

Во второй половине XIX – начале ХХ веков одним из крупнейших центров православия в России был монастырь Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь, созданный нашими благочестивыми предками на месте обретения Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение».

Покровительница и Заступница Земли Курской, Одигитрия Русского Зарубежья, «Знамение» Русского мира...

Так мы с любовью и сердечной благодарностью называем один из самых почитаемых Образов Пресвятой Богородицы чудотворную Курско-Коренную икону Божией Матери «Знамение».

* * *

История «соловьиного края», гордящегося именами таких своих сынов, как великие пастыри земли Русской преподобные Феодосий Печерский и Серафим Саровский, уходит корнями во времена и события тысячелетней давности и неразрывно связана с прошлым, настоящим и будущим России.

На протяжении многих столетий куряне защищали границы государства, находились на передовых рубежах в борьбе против иноземцев, посягавших на свободу и независимость Отчизны, создавали сильную и могучую державу. А в XX веке Курская земля дала имя одной из величайших битв Великой Отечественной войны.

Обратимся к истории обретения чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери «Знамение», которая на протяжении нескольких веков является покровительницей и заступницей земли Курской.

          

Курская Коренная икона
Божией Матери «Зна́мение»

     

Курская Коренная икона
Божией Матери «Зна́мение» в окладе

В XIII столетии Курская земля, как и почти вся тогдашняя Россия, подверглась страшному опустошению от нашествия татар. Курск был совершенно разрушен и превратился в пустыню. Жители Рыльска, находившегося в 90 верстах и случайно уцелевшего от погрома, ездили туда на охоту. И вот, по преданию, 21 (8) сентября 1295, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в корнях дерева Пресвятая Богородица явила свой лик одному благочестивому мужу, охотившемуся в окрестных лесах под Курском с небольшой дружиной охотников из Рыльска.

«...И увидел он близ реки Тускари в полугоре у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидев это, муж поставил честно обретенную икону в дупло дерева, а сам тогда же объявил о сем православном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько саженей выше упомянутого места часовню и, поставив в нее чудотворную икону, возвратились в мир восвояси...»

Узнав о новоявленной иконе Божией Матери, рыльчане стали посещать ее для поклонения, и от нее стали источаться многочисленные чудотворения.

Тогда рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести ее в Рыльск. Трижды икона чудесно исчезала и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы Ее икона оставалась на месте обретения.

* * *

В 1383 году Курская земля подверглась разграблению со стороны крымских татар. Они взяли в плен священника отца Боголюба, а часовню, где находилась икона, решили сжечь. Но та, несмотря на все усилия, не загоралась. Озлобленные враги схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли.

В плену в Крыму старец, несмотря на оказываемое давление, не принял чужую веру. Однажды он пас овец и услаждал себя пением церковных молитв. Проезжавшие к хану послы московского князя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена.

Отец Боголюб вернулся в свое Отечество и поселился опять на прежнем месте, где стояла часовня. После долгих поисков он нашел обе половинки иконы, сложил их вместе, и они срослись.

* * *

В 1597 году по повелению царя Феодора Иоанновича икона была перенесена в Москву. Курская-Коренная икона находилась на Земском Соборе, избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова.

В 1615 году по особому прошению курских жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. В том же году по велению царя на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Богородицы и основан монастырь, названный Коренной пустынью в память обретения чудотворного образа у корня дерева. А над источником, забившем на этом месте, построили церковь во имя Живоносного Источника.

* * *

Чудеса и знамения, связанные с Курской-Коренной иконой, настолько поражали, что слава о них шла по всей Руси, и постепенно этот образ стал общенациональной святыней. Списки с нее богато украшались и распространялись в храмах, монастырях, войсках.

Когда в 1689 году, во времена русско-турецких войн, русские ратники отправлялись в Крымский поход, изображение этой иконы украсило полковые знамена с надписью: «Все упование наше на Тебе возлагаем, Мати Божия. Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым дивным воеводством, хранити присно в своем крове».

Список с чудотворной иконы Курской-Коренной в 1812 году был отправлен курянами в действующую армию князя Михаила Кутузова, и на протяжении всей войны с французами он охранял русских воинов.

* * *

Преподобный Серафим

В 1769 году под сенью этого образа окреп будущий великий русский святой преподобный Серафим Саровский.

Еще в детстве над отроком Прохором (родился 19 июля 1759 года в Курске в купеческой семье Мошниных, построивших на свои средства Сергиево-Казанский собор в центре города), как знаем из его жития, не раз проявлялся дивный Покров Божий, явно показывавший в нем богоизбранность.

Когда Прохору исполнилось семь лет, мать, осматривавшая не завершенную еще Сергиеву церковь, взяла его с собой на самый верх строившейся колокольни. По неосторожности мальчик упал с колокольни на землю. Агафия в ужасе сбежала вниз, думая, что ее сын разбился насмерть, но к неописуемой радости нашла его целым и невредимым.

Три года спустя мальчик тяжело заболел да так, что домашние уже не верили в счастливый исход. В это время отец Серафима увидел Пресвятую Богородицу, обещавшую ему скорое исцеление от болезни сына. И  это пророчество сбылось.

В Курске случился ежегодный крестный ход с чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы. На этот раз из-за дождя и грязи он прошел прямо через двор Мошниных. Агафия поспешила вынести больного сына и приложила его к чудотворной иконе, после чего отрок стал поправляться и вскоре совершенно выздоровел. 

* * *

Самый первый в истории крестный ход с Курской-Коренной иконой состоялся в 1618 году по Высочайшему указу царя Михаила Феодоровича. В этот летний день чудотворная икона была торжественно перенесена из Знаменского монастыря (основан в 1612 году) в «пустыньку, что на корню».

Постепенно сложилась традиция, что чудотворная икона должна пребывать в «пустыньке» до 25 (12) сентября. Ежегодно икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на 27 верст – весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни.

В мае 1852 года Государственный Совет принял решение о том, чтобы сделать дни крестного хода нерабочими. Возведенный в ранг губернского праздника, он объединял курян, сближая светских чиновников, духовенство и простой люд.

Звон колоколов Знаменского монастыря подхватывали звонари всех курских церквей. И благодать опускалась на каждого, кто собрался на крестный ход из ближних и дальних губерний России и иных стран...

Именно это состояние духа и передал великий Илья Ефимович Репин в своей картине «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883, Третьяковская галерея), на которой запечатлен один из таких ежегодных крестных ходов со святыней. Знаменитая картина была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым и стала украшением его галереи.

«Кре́стный ход в Ку́рской губе́рнии» — картина русского художника Ильи Репина, (1881–1883, Третьяковская галерея)

Сохраняя индивидуальность каждого персонажа, великий художник как бы воссоздает образ всей России. Каждый из персонажей, следующих за святыней, личность, яркий рельефный характер, и все вместе образуют главного героя картины – многоголосый и многоликий образ деревни той поры, всего русского общества.

Да, эти молитвенно-покаянные шествия были многолюдными. Казалось, что в них шла вся Россия. Но...

Уже тогда это, увы, было не так. В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники при помощи адской машины хотели уничтожить Курскую-Коренную икону. Бомба с часовым механизмом должна была взорваться во время воскресного богослужения.

К счастью, взрыв произошел ночью. Однако по Промыслу Божиему, несмотря на сильные разрушения в храме (многопудовый подсвечник, стоявший перед иконой, был отброшен на несколько метров), сама икона не пострадала.

А спустя годы кто-то из этих же людей – прототипов героев Репина – шел уже за идолами, возвращенными на русскую землю большевиками, участвовал в братоубийственной гражданской войне, разрушал храмы и осквернял иконы, расстреливал священников...

После революции, когда начались гонения на веру, в России запретили и все крестные ходы, в том числе с Курской-Коренной иконой. 

* * *

12 апреля 1918 года Курскую-Коренную икону украли из собора Знаменского монастыря. Она была найдена без драгоценной ризы одним бездомным курянином у Феодосиевского колодца, выкопанного, по преданию, самим игуменом Киево-Печерским преподобным Феодосием, найдена здесь в день его памяти. Поэтому нельзя не заметить участия в обретении иконы и предстательства за своих земляков чудотворца лавры Киевской.

Узнав об обретении иконы, епископ Курский и Обоянский Феофан (Гаврилов) велел звонить во все колокола и направился крестным ходом с братией монастыря к месту обретения чудотворного образа.

Возрадовавшимися и благодарными монахами Знаменского монастыря и мирянами совершались непрерывные моления перед иконой. Они предчувствовали, что в скором времени она оставит свой град.

В октябре 1919 года владыка Феофан, опасаясь осквернения святыни наступавшими безбожными силами, покинул с Добровольческой армией пределы Курска, неся на руках своих чудотворный образ. Святыня была переправлена сначала в Белгород, а затем в Таганрог, где ее торжественно встречал генерал Деникин со своим штабом, архиереи, народ.

Но Добровольческой армия терпела поражение за поражением. Чудотворную увозили через Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск...

1 марта 1920 года икона из Новороссийска на пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Святыня побывала в Греции, Сербии...

В сентябре 1920 года по просьбе генерала Врангеля икона вернулась в Отечество, в Крым. Это произошло в день праздника Воздвижения Креста Господня. Святой образ оставался там до общей эвакуации Белой Добровольческой Армии.

29 октября, почти через год после того, как чудотворная икона покинула родной Курск, она на многие годы оставила русскую землю. После этого в России осталась только ее списки.

Чудотворная икона «вернулась» в Югославию. В 1925 году по постановлению Синода заграничных епископов и с согласия хранителя иконы владыки Феофана Зарубежная Одигитрия была перенесена в русскую Троицкую церковь в Белграде.

После захвата Югославии фашистами владыка Феофан перевез икону в Хоповский монастырь. Высланный вскоре после этого из Хорватии, он прибыл в Белград, где жил в нужде до конца своих дней в 1943 году.

В 1957 году митрополит Анастасий (Грибановский) доставил святыню в США. С этого времени Курская-Коренная икона пребывает в посвященном ей соборном храме при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке.

Одигитрия (Путеводительница) Русского Зарубежья освящает и благословляет Своим присутствием торжества, заседания Архиерейского Синода, работу Архиерейских Соборов и другие события в жизни Русской Зарубежной Церкви. Она регулярно совершает паломничества по всем епархиям русского рассеяния, принося всем утешение и укрепление. 

* * *

В 1923 году в ходе одной из первых антирелигиозных кампаний Коренная пустынь была закрыта, а затем до основания разрушена, разграблена, осквернена.

В последующие годы Живоносный источник, освященный самой Богоматерью, пытались стереть с лица земли, залив его бетоном. Но источник пробивался в новых местах.

Пострадал не только монастырь, но и все те, кто не хотел забыть существовавшую веками традицию. Территория монастыря была обнесена четырехметровой высоты забором, на всех подходах к монастырю выставили дружинников. Была устроена охота буквально на каждого паломника. У верующих попытались вытравить саму память о Коренной пустыни.

Но искоренить силовыми методами веру оказалось невозможным. Всеми способами верующие искали общения со своей святыней.

* * *

Перемены произошли только в 1988 году, в 1000-летнюю годовщину Крещения Руси. Тогда, в юбилейном году, последовало обращение правящего архиерея Курской епархии архиепископа Ювеналия к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и главе государства М.С. Горбачеву с просьбой вернуть Коренную обитель верующим.

После этого обращения 7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче епархиальному управлению части историко-архитектурного комплекса Коренной Рождества Богородичной мужской пустыни.

15 августа состоялось первое богослужение на месте, где возвышался храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Первый после долгого перерыва крестный ход – символ возрождения нашей исторической памяти и наше покаяние – состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе.

Крестный ход

По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников – его протяженность была всего лишь 900 метров. Крестный ход проходил внутри монастырской ограды. Последующие ходы обрели свой прежний исторический масштаб. Вновь став всенародным праздником, крестный ход в Коренную пустынь привлекает тысячи паломников из ближнего и дальнего зарубежья.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший обитель в сентябре 1991 года, назвал ее третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью преподобного Серафима Саровского в Нижегородской области.

* * *

Акт о каноническом общении – важнейший исторический документ, положивший начало долгожданному воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии, – подписали 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя приснопоминаемые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Лавр.

Символично, что тогда же, после подписания акта о каноническом общении, владыка Лавр посетил Коренную пустынь. В память об этом он посадил у святого источника вяз, так как именно на корне этого дерева семь с лишним столетий назад был обретен святой образ.

Подписание акта о каноническом общении

Две половинки русского мира срослись, как некогда разрубленная чудотворная икона Божией Матери «Знамение». Восстановление церковного единства означает преодоление вражды и разобщенности русских людей, живущих в России, и потомков белоэмигрантов, вынужденно покинувших Родину около 100 лет назад.

Теперь духовенство и миряне Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата вместе совершают Евхаристию и другие церковные Таинства. Находясь вдали от дома, верующие посещают храмы друг друга. Совместно реализуются масштабные социальные и культурные проекты.

* * *

Восстановление Курской Коренной пустыни и ее главного собора было осуществлено практически за пять лет. В соответствии с пожеланиями священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) это стало главным условием совершения первого после долгого отсутствия на Родине паломничества Одигитрии Русского Зарубежья на место своего исторического обретения.

Восстановленая Курская Коренная пустынь

Паломничество на Родину чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» было приурочено к осеннему крестному ходу из Коренной пустыни в Курский кафедральный Знаменский собор, который прошел 25 – 26 сентября 2009 года.

С тех пор чудотворная икона вновь и вновь посещает родную обитель.

РУКА ДАЮЩЕГО НЕ ОСКУДЕВАЕТ!


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить