Светлой памяти почившего о Господе старца архимандрита Кирилла (Павлова)

В издательстве «Даниловский благовестник» Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы вышла книга «Поминайте наставников ваших…». Об одном из самых почитаемых в России старцев, архимандрите Кирилле (Павлове) рассказывает наместник Даниловой обители архимандрит Алексий (Поликарпов). В аннотации издания читаем: «Почти полвека отец Кирилл был духовным отцом архимандрита Алексия. Эти воспоминания не претендуют на полноту охвата биографии старца, – это, скорее, странички памяти ученика о любимом учителе». К дню памяти архимандрита Кирилла «Монастырский вестник» публикует отрывки из воспоминаний наместника Данилова монастыря о почившем духовнике.

«Поминайте наставников ваших…».

Русская Православная Церковь всегда славилась своими духовниками и старцами: достаточно вспомнить имена таких великих духовных руководителей, как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, старцы Оптиной пустыни. Несмотря на тяжелейшие условия, в которых оказалась наша Церковь в XX веке, цепь духовного преемства не прервалась. Русское старчество – особое благодатное дарование, особый вид святости, и одним из самых известных старцев нашего времени был, несомненно, архимандрит Кирилл (Павлов) – продолжатель традиций великих русских старцев, духовник лаврской братии.

В наши дни трудно найти человека, который бы пользовался таким уважением и любовью, как батюшка. Его имя уже многие годы хорошо знает большинство верующих в нашей стране.

У него исповедовались Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II и другие высшие иерархи Русской Православной Церкви, молодые семинаристы и игумены и игумении монастырей, высокопоставленные чиновники и простые миряне, одним словом – вся Россия… Недаром его называли Всероссийский духовник. Многие из тех, кого он духовно окормлял, сами стали теперь очень известными священнослужителями. Так получилось, что нас, духовных братьев одного отца, много. Это сближает всех нас и роднит. А духовное родство бывает ближе кровного.

Меня часто спрашивают, а кто такой старец? Я для себя сформулировал это понятие следующим образом: старец – это человек, который окормляет многих людей, человек, который может ответить на твои запросы, чаяния. Ты идешь к нему, как ко Христу, для тебя образ Спасителя в этом человеке, близком тебе душой, сердцем. Старец – это человек духовный, он знает волю Божию, знает, как направить того или иного человека. Православные люди всегда тянулись к старцам как к источникам живой воды. Для верующего человека – старец проводник воли Божией.

Для всех нас, его духовных чад, архимандрит Кирилл, несомненно, был тем самым старцем, чей возраст измеряется не количеством прожитых лет, а мерой духовной зрелости, совершенства жизни во Христе.

Истинных светочей мало. Но они все же есть, и Господь воздвигнет других, если мы сами будем стремиться ко Христу. Старая пословица говорит: «Будет послушник – найдется и старец». Тут есть два момента. Во-первых, есть ли такие старцы, которые могли бы руководить души ко спасению? Во-вторых, готовы ли мы сами исполнять всё, что нам будут говорить? Отсюда две крайности: с одной стороны, мы бросаемся без рассуждения исполнять всё, что прочтем у святых отцов о послушании, а с другой стороны, отмахиваемся от дельных разумных советов: «Это не для нас, этот “подвиг” не для нашего времени». И то и другое – ошибка. Сам архимандрит Кирилл старцем себя никогда не считал, и досадовал, когда говорили об его особой прозорливости. На вопрос о том, есть ли сегодня старцы, неизменно отвечал: «Про старцев не знаю, но старики есть».

В последнее время появились многочисленные воспоминания, публикации, книги об архимандрите Кирилле, где подлинные события порой перемежаются с биографическими мифами. Следует отметить, что батюшка всегда был очень скромным, избегал публичности, почитания, славы старца-чудотворца. Были в его жизни моменты, о которых он сам предпочитал не говорить, отказывался их обсуждать, уходил от прямого ответа, отшучивался. Наверное, и нам стоит отнестись с пониманием к этому желанию батюшки.

Отца Кирилла не стало 20 февраля в 2017 года, а я к нему пришел осенью 1970 года, получается, что 47 лет, почти полвека, он был моим духовным отцом. Не претендуя на полноту рассказа о жизни батюшки, я просто хотел поделиться своими воспоминаниями о нем, о том, что видел и слышал сам, или что узнал от близких ему людей.

***

Я думаю, что у каждого в жизни возникал вопрос: где найти духовника, кто это такой, как с ним общаться? Думаю, что вы встречали на своем пути священника, благодаря которому отозвалось ваше сердце и почувствовало благо­дать. Человек, к которому вы расположились, человек, который сказал вам, может быть, про­стые, но самые нужные слова, те, которые за­тронули вашу душу, которые он заронил в ваше сердце, и сердце ваше откликнулось на них. Важно, чтобы с вами произошло это.

Священник, прежде всего духовник, должен возвещать учение Церкви. У нас могут быть ка­кие-то свои мнения, свои взгляды на жизнь, на отдельные положения, на церковные пробле­мы, но священник и духовник всегда возвеща­ет нам истину, потому что истина в Церкви, истина в Евангелии. Он говорит нам волю Божию, согласно которой если мы будем действо­вать, мы будем идти правильным путем и на­следуем жизнь вечную. Если мы стараемся всерьез трудиться над собой – нам дается духовник, руководитель на этом пути. Он нам дает направление, показывает нам истину, и мы должны приходить к нему, прежде всего, с верою, что через него действует Господь. Что еще можно сказать о духовниках? Полагаю, что у каждого может быть свой духовник, может быть один духовник для многих людей, но везде действует Господь, и это самое главное.

Кстати, на вопрос: «Как выбрать себе духовника?» – отец Кирилл отвечал, что «духовного отца надо искать по расположению своей ду­ши. Когда вы доверяете своему духовному отцу во всем, и серд­це ваше раскрывается перед ним, вы тайны своей души доверяе­те, можете ему открыть. Вот в таком случае вы избираете тако­го духовника, что он будет свободно с вами говорить, чтобы вы могли ему спокойно вверять свои тайны сокровенные. И тогда вы чувствуете, что получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, дает вам утешение, наставления для совершенствования в духовной жизни». Он советовал «походить, посмотреть, к кому располагается душа, поисповедоваться разным священникам, чтобы увидеть, к кому прилепиться, кого считать своим близким духовным отцом». Выбор во многом зависит от нас самих, людей кающихся и стремящихся стать другими. Как говорят святые отцы, духовники бывают разные: умные, строгие, добрые, ласковые, внимательные… Но нельзя забывать, что душа человека открывается не священнику, а Христу, и человек получает именно то, что ему необходимо. Кому-то нужны ласка и внимание, и такого человека духовник должен обласкать, успокоить его страждущую душу, которая ищет сострадания не просто человеческого, а сострадания через Христа. А кому-то, напротив, нужна строгость, потому что иной человек просто не в силах сам себя собрать, и для этого ему нужна помощь духовника.

Меня часто спрашивают, а каким духовником был отец Кирилл? Он был очень любвеобильным духовником. Конечно, если надо было, он мог проявить уместную строгость, но никогда не был беспричинно строг. При этом батюшка всегда молился за провинившегося человека, и эта молитва покрывала всё. В быту он был очень скромным, жил по-монашески <…>.